История и развитие чайной культуры в Таиланде

Этой зимой мы посетили деревню Мэйсаньлэ в Сервеном Тайланде. Там делают хороший чай, разбираемся в статье откуда появлися чай в Тайланде и как развивается на данный момент чайное производство в этой стране.
2016_05_19_01_005
В Таиланде туристы покупают чай в аэропорту или на торговых улицах, любимый продавцами чай это фиолетовый настой клитории, цветной чай с радостью берут туристы, но настой из цветов огорчит любителей чая. Что интересно это тайские улуны, местные продают их, как зеленый чай, не вдаваясь в тонкости селекции и технологий, причина в том что у тайцев нет чайной культуры, в таком виде как она развивалась в Индии, Вьетнаме или Китае. На севере страны горные племена более 200 лет назад собирали чайные листья для собственного потребления с местных крупнолистовых диких кустов камелии. Этнические племена, такие как Akha, Hmong, Labu, Lisu, Kosen и Lua, родина которых материковый Китай и Мьянма, расселились в отдаленных непроходимых джунглях в северной части Таиланда, рядом с Лаосом и Мьянмой.
2016_05_19_01_010
Народность Akha в национальных костюмах.

На протяжении нескольких веков величественные дикие чайные деревья, произрастающие в этих джунглях, были подножным кормом для местных жителей наряду с кореньями и травами, чайные листья мариновали и потребляли в пищу. Сегодня маринованные чайные листья до сих пор входят в рацион местных жителей, продаются в местных магазинах, их заготавливают сами местные жители и преподносят предкам в религиозных обрядах, как знак уважения.
2016_05_19_01_011
Маринованые чайные листья с местного рынка

Камелию начали выращивать в Таиланде в 1960-х годах в тайских горных провинциях Чианг Рай (Chiang Rai) и Чианг Май (Chiang Mai). В 1950-х годах, во время китайской гражданской войны, народная армия освобождения Мао Цзэдуна победила армию Гоминдан под командованием Чан Кайши, вынудив бежать с материкового Китая. Чан Кайши и 700 000 солдат и политических беженцев бежали на остров Тайвань, другие солдаты обосновались в северных территориях Таиланда, граничащих с провинцией Юньнань и на юге Мьянмы.

В 1948 году Мьянма получила независимость от Великобритании, следующих десяти лет, китайские солдаты, бежавшие с материкового Китая, пытались перестроить страну, разрываемую гражданской войной. Но в 1960 году в Мьянме вспыхнула партизанская война, которая снова заставила китайских солдат армии Гоминьдан и их семей бежать, в горные районы Северного Таиланда.

Правительство Таиланда позволило поселиться им в провинции Чианг Рай (Chiang Rai). Деревня Мэйсаньлэ стала местом, где обосновались потомки девяноста трех солдат армии Гоминдан. По большей части они были родом из города Куньмина провинции Юньнань района гор Баошань.
2016_05_19_01_012
На этой фотографии армия гоминьдан переселяется из Мьянмы, часть переселится в Таиланд, часть уйдет на Тайвань.

Как опиумные поля превратились в чайные плантации.
Китайцы начали пребывание в Таиланде с торговли опиумом; место, где сейчас выращивают чай, на тот момент было центром производства наркотиков. И пока китайская тысячелетняя традиция, знания о выращивании и переработке чая не начали приносить плоды, эти два поселения являлись основными игроками Золотого треугольника. Но в конце 1980-х, начале 1990-х годов выращивание опиума и его продажа столкнулись с серьезными вызовами. Тайское правительство ввело новые законы и ограничило действия торговцев, большая прослойка населения оказалась перед поиском новых источников дохода. Так два фактора сыграли ключевую роль в инициировании и развитии коммерческого выращивания и обработки чая высшего сорта в Северном Таиланде.

Проекты членов тайской королевской семьи и международная репутация.
Тайский король Пхумипон Адульядет понимал, что лишить людей источника дохода, не предлагая ничего взамен, будет не жизнеспособным решением, поэтому ряд королевских проектов был призван играть важную роль в выявлении, исследовании и продвижении новых сельскохозяйственных культур, которые бы смогли произрастать в любых географических и климатических условиях. Для более высокогорных районов, в которых проживали горные племена и китайские мигранты, были включены такие культуры, как чай и кофе. Главной целью короля было улучшить жизнь местных горных жителей путем устранения доходной, но деструктивной опиумной торговли, которая долгое время была единственным средством к существованию местных жителей.
2016_05_19_01_013
Король Таиланда Пхумипон Адульядет посещает плантации в провинции Чианг Май.

Община этнических китайцев.
Вторым ключевым фактором в развитии выращивания чая в Северном Таиланде были поселения этнических китайцев в горных «анклавах», о которых мы упоминали ранее. После первых экспериментов с видом местной дикорастущей камелии, было обнаружено, что производство такого чая не будет настолько производительным, чтобы можно было продавать за пределами Таиланда. Тогда китайцы из деревни Мэйсаньлэ и Вави воспользовались своими связями с гоминьдановской армией на Тайване, обосновавшихся в горах Алишань, которые к тому времени уже преуспели в выращивании и обработке улунов и зеленых чаев, впоследствии ставшие крайне популярными по всему миру. В 1994 году им удалось импортировать наилучшие сорта улунов с острова Тайвань, это, в первую очередь, гибриды №12 и №17 с гор Алишань, которые затем стали успешно выращиваться в Северном Таиланде.
2016_05_19_01_013
Чайный лист тайского улуна в процессе скрутки, по технологии лист обжимают в мешках, туго закручивая их, в данном случае сорт №12 Огненный цветок

На протяжении 1970-1980-х годов специалисты из научно-исследовательских центров по изучению чая на Тайване поставляли тайским производителям чая специальное оборудование для обработки и производства чая. Чайные фермеры из Северного Таиланда прошли интенсивное обучение, в результате которого они получили знания о почве, соответствующих агротехнических приемах, а также знания по улучшению производства. Тайванцы также любезно предоставили новые гибридные сорта улунов, чтобы помочь увеличить производство. Сегодня тайские чайные фермеры с гордостью демонстрируют свои навыки производства чая и новых чайных видов.

Только с началом нового века эти насаждения дали свой первый урожай, способный доказать превосходное качество чая. Появилось множество мелких и средних семейных чайных производств, вокруг этих двух китайских общин. Они пользовались знаниями китайских экспертов, торговыми связями и бизнес партнерством. Довольно небольшие местные чайные фабрики охотно внедряли современные производственные мощности и оборудование.

Вскоре община в деревне Мэйсаньлэ разработала большое количество чайной продукции, начиная от высококачественных зеленых чаев из китайских и тайваньских классических улунов таких, как «Четыре сезона», «Дун Дин» и «Восточная красавица», а также ряда душистых и ароматизированных чаев таких, как жасминовый чай (Jasmine Tea), османовый чай (Osmanthus Tea), и рисовый чай (Rice Tea), до особых местных чаев из района проживания племени шань Северного Таиланда, примером которых могут служить некоторые травяные чаи, сделанные из местных трав – это, прежде всего, травяной чай «бессмертия» Jiaogulan и Safflower. Совсем недавно, община в Мэйсаньлэ, начала производить черный чай, который знатоки чая часто сравнивают с индийским Дарджилингом.
2016_05_19_01_014
Чай в Таиланде первоначально производился, в основном, для местного тайского рынка, а перепроизводство сбывалось через Китай. Таким образом, чай из Северного Таиланда не мог похвастаться самостоятельной международной репутацией, ситуация начала меняться только в последнее время. Все больше и больше международные трейдеры и малые торговые марки стремятся включить тайский улун в свое портфолио. Эта устойчивая тенденция продолжается благодаря постоянному совершенствованию качества и разнообразия продукции производителей чая Северного Таиланда. С тех пор, когда в 1982 году был построен гостевой дом Shin Sane, первая туристическая гостиница в городе, выстроенная для приезжающих осматривать маковые поля, поток туристов только увеличивался. Тем самым туристы, приезжающие в Северный Таиланд, возвращаясь назад на родину с чаем, сыграли значительную роль в распространении международной популярности тайского чая.

Сейчас большая часть производств улунов сосредоточена рядом с деревней Мэйсаньлэ (Doi Mae Salong) на высоте 1300 метров над уровнем моря, район полон великолепных пейзажей: со всех сторон видны горно-лесистые каскады, круглый год средняя температура такая же теплая, как и весной. Географическое положение отличается богатыми природными ресурсами, что удачно способствовало естественному развитию чайной промышленности в деревни Мэйсаньлэ. Благодаря теплым дням и прохладным ночам, которые создают охлаждающую туманную завесу.

2016_05_19_01_001
Деревня Мэйсаньлэ. Место где сплелись таиская и китайская культуры.

2016_05_19_01_002
Скромные буквы при въезде в деревню говорят о больших планах.

DCIM102GOPROGOPR9859.
Чайные плантации улунов.

DCIM102GOPROGOPR9742.
Чайная плантация Wang Phut Tan одна из самых больших в Таиланде, вход на эту плантацию украшают золотой и серебряный лев. Здесь чай высаживают на склонах гор, внутри плантации расположены ступенчатые террасы, которые покрывают горы в несколько слоев.

2016_05_19_01_006
Местные чайные магазины похожи на китайские, можно сесть и выпить чаю с продавцом, общение свободное и нет постоянного давление с целью что-то продать.

2016_05_19_01_007
Скрученный чай долго держать в тугом мешке с целью закрепить форму чайного листа

2016_05_19_01_008
Местные народности Akha.

2016_05_19_01_009
Образ Лу Юя в чайном магазине, Лу Юй смотрит в даль.

Источник: http://dachatea.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.