Фарфоровые чайники. Часть 3

Часть 1
Часть 2
Часть 3

В декоре изделий Кутани можно встретить и отсылку к легендарной истории чая в Китае, связанной с поисками эликсира бессмертия даосскими мудрецами.
2016_03_17_01_001
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, провинция Кага. Середина — вторая половина XIX в. Фарфор; надглазурная полихромная роспись, позолота

Изображения даосских “бессмертных” распространены на керамике и фарфоре XIX века: наряду с буддийскими архатами (яп. ракан) эти персонажи глубоко вошли в японскую литературную и фольклорную традицию, легко узнавались и предоставляли художникам возможность проявить изобретательность и чувство юмора в трактовке этих персонажей. На кюсу (фото 1) виртуозно изображены миниатюрные фрагменты из легендарных жизнеописаний “бессмертных” даосов: наблюдательностью и остроумием отличаются композиции с рыбаком, с тремя мудрецами, беседующими под деревом, картины борьбы охотника с тигром и сотрудничества землепашца со слоном. Все эти эпизоды помещены в пейзаж, занимающий бОльшую, лицевую поверхность тулова. На меньшей стороне тулова изображена сцена жертвоприношения к алтарю и несколько жанровых зарисовок в архитектурном пейзаже.

Такая непосредственная связь с литературой должна была подчеркнуть особую роль чайной традиции сэнтя как явления, соединяющего классическую китайскую и традиционную японскую культуры. А происхождение стиля Кутани XIX века от китайских образцов через китаизирующие стили Аоки Мокубэя подчеркивало преемственность китайской культурной традиции и своеобразное усвоение этой традиции новой японской культурой эпохи Мэйдзи.

Помимо Кутани расписные чайники изготавливались и в других мастерских. Большая их часть была выполнена в Киото. Киотоский мастер Окуда Эйсэн первым начал производить фарфоровые изделия в керамических мастерских Киото, его ученики Аоки Мокубэй, Эйраку Ходзан (1795-1835) и другие керамисты также стали изготавливать фарфор в своих мастерских. Подглазурные росписи кобальтом получили там большое распространение: одной из характерных особенностей работы киотоских художников по фарфору была роспись без контуров, беглой и свободной кистью, отличающая китайские изделия ко-сомэцукэ. Такова роспись чайника с изображением пейзажа с соснами (фото 2): живописными пятнами обозначены сосновые ветки, лёгкими движениями кисти намечены контуры скал и растений.
2016_03_17_01_002
Фото 2. Чайник тяхэй. Япония, XIX в. Фарфор; роспись кобальтом, позолота

Из мастерских Цзиндэчжэня в репертуар мастерских Киото пришёл и декор кинрандэ – роспись золотом по цветным фонам и акадзи-кинга – роспись золотом и серебром по красному фону. Окуда Эйсэн и его ученики первыми стали украшать фарфор подобным образом, заимствуя из китайского декора и орнаментальные мотивы росписи (например, каракуса). Так, роспись чайника (фото 3) с крупным цветком на фоне вьющихся растительных мотивов восходит к китайским прототипам периодов Мин и Цин. Японский художник, взяв за основу классическую китайскую схему, превратил растительные мотивы в орнаментальных фон, на котором выделяются цветы и листья, написанные кобальтом разной интенсивности тона.
2016_03_17_01_003
Фото 3. Чайник добин. Япония, XIX в. Фарфор, дерево (ручка); роспись кобальтом

Некоторое влияние на художников, расписывавших фарфор, оказали китайские изделия, известные как фарфор Сватоу, получивший в Японии название госу. Так, из репертуара изделий Сватоу, ориентированных на ближневосточный рынок, японские мастера Нинами Дохати (1783-1855) и Окуда Эйсэн взяли мотивы гранатов и цветов характерной для Ближнего Востока формы.

Постепенно вырабатывались новые эстетические требования к фарфоровым предметам. Стали цениться росписи с изображением растительных мотивов и пейзажей, выполненные насыщенным синим цветом на фоне белоснежной поверхности.

Трактовка отдельных мотивов сохраняет близость к китайским прототипам, как, например, в росписи короба для еды с изображением мчащихся драконов, созданной Аоки Мокубэем в киотоской мастерской. В декоре чайников эрмитажного собрания к “китаизирующим” мотивам можно отнести ветки с цветами и стебли бамбука в росписи чайника (фото 4).
2016_03_17_01_004
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Фарфор; роспись кобальтом, позолота

Вместе с тем отчетливо видна и другая линия – связь с местной традицией, поиск новых, подчас необычных форм (чайник в виде хижины, фото 5) и мотивов (разорванная сеть, фото 6), восходящих к декору ранних изделий Имари.
2016_03_17_01_005
Фото 5. Чайник хохин. Япония, XIX в. Фарфор; роспись кобальтом

2016_03_17_01_006
Фото 6. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Фарфор; роспись кобальтом

Как и в китайском фарфоре, используются различные приемы – роспись резервом на синем фоне (фото 7), техника bleu poudre, а также роспись золотом на синем кобальтовом фоне (фото 8). Однако композиционные решения отличаются от китайских: крупные ветки с цветами расположены так, что занимают не только стенки, но и часть крышки – особенность, характерная для японской керамики.
2016_03_17_01_007
Фото 7. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Фарфор, кобальтовая глазурь

2016_03_17_01_008
Фото 8. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Мастер Кандзан. Фарфор, темно-синяя глазурь; роспись золотом

2016_03_17_01_009
Фото 9. Чайник тяхэй. Япония, XIX в. Мастер Кандзан. Фарфор; кобальт в технике bleu poudre, роспись золотом

…Продолжение следует…
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
«Введение к каталогу «Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже «

Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.