Чайная керамика Мино

Традиция чаепитий пришла в Японию из Китая в конце XII века. Измельченный до порошкового состояния зеленый чай применялся сначала в религиозных церемониях и для медицинских целей. Но в последующие два столетия число поклонников этого напитка в стране заметно выросло, выйдя за сословные рамки узкого придворного и религиозного круга.
2016_01_06_01_001
Набор Сино «Цветение сливы Умэ» 1980х годов. В набор входят пять юноми (~ 155мл каждая) и комплект тятаку под них. На изделиях вручную изображена японская слива Умэ. Поставляется в оригинальной коробочке.

В XV веке чаепития превратились в элемент общественного развлечения среди военной аристократии. Редкие банкеты и пикники обходились без конкурсов знатоков чая. Напиток приглянулся артистам, художникам, состоятельным купцам. При этом церемонии, которыми обставлялись чаепития, требовали соответствующей посуды.

В первое время применялись импортные образцы, привезенные из Китая. Но все эти чаши, тарелочки, коробочки для хранения чая и прочая специальная утварь стоили баснословно дорого. Ценность коллекций чайной посуды становилась показателем реальной силы и влияния ее владельца. Бывали случаи, когда отличившихся в бою самураев или оказавших важную услугу вельмож награждали каким-нибудь предметом для чайной церемонии. Такие предметы — чаша, сосуд для воды или коробочка для чайного порошка — устанавливались в токонома (специальных нишах для произведений искусства) чайных домиков. Однажды владетельный даймё Хисахидэ Мацунага, навлекший на себя гнев правителя Нобунага Оды, избежал смертной казни, подарив ему бесценную по тем временам чайницу. Очевидно, менее состоятельным японцам оставалось только мечтать о подобных керамических сокровищах.

Однако повышение спроса приводит к расширению предложения. Японские гончары стали перенимать китайские и корейские технологии изготовления чайной керамики. Вначале делались попытки простого, как можно более точного воспроизведения на местной базе импортных образцов. Но постепенно мастера отходили от чужих шаблонов в поисках собственного пути. Зачастую получалось, что рафинированному изяществу китайских сосудов противопоставлялась нарочитая грубость и натуралистичность японских поделок. Возможно, объяснение этому следует искать не только в отсутствии опыта и незнания континентальных «ноу-хау», но и в своеобразном чувстве юмора японских керамистов и покупателей этих изделий.

Первые мастерские по производству столь востребованной на японской земле чайной посуды появились в соседствующих провинциях Сэто и Мино. Гончары Сэто уже с XII века пытались производить глазурованную посуду, а в Мино накопленный соседями опыт переняли лишь в XV веке. И там и тут прошел затянувшийся не слишком надолго период подражания китайским образцам, после чего (с середины 1570-х годов) началось активное экспериментирование с новыми формами, глазурями, рисунками.

Но развитию керамики в Мино (Mino ware, 美濃焼, Mino-yaki) помогли и другие события, как трагические, так и благоприятные. Дело в том, что годы кровавых междоусобиц на территории Сэто не раз вспыхивали вооруженные конфликты, сопровождавшиеся уничтожением замков, селений, ремесленных посадов. Многие мастера вынуждены были перебраться в более глухую соседнюю провинцию Мино (ныне — часть префектуру Гифу), под покровительство феодального клана Токи. Там, в сравнительно спокойной обстановке было развернуто производство глазурованной посуды для чайных церемоний. О событиях тех времен напоминает и то, что продукцию ряда мастерских, обосновавшихся в Мино, но придерживавшихся традиционных технологий, стали называть Сэто. Так, в коллекциях любителей старой керамики можно обнаружить великолепные образцы ки-сэто (т. е. желтого Сэто) и сэто-гуро (черного Сэто), напоминавшие работы мастеров из Сэто, но на самом деле изготовленные в Мино. На процветании местных керамических промыслов сказалось и то, что в 1567 г. провинция Мино попала под контроль талантливого воина и объединителя страны Нобунага Ода, который стал патронировать мастерским, производящим чайную посуду.

Наибольшим спросом в те годы (период Адзути-Момояма 1568 — 1600 гг.) пользовалась чайная керамика Сино (Shino ware, 志野焼, Shino-yaki). Особенностью этих изделий была светлая окраска, достигавшаяся за счет того, что черепок делался из белой глины, который к тому же покрывали белой глазурью с добавлением полевого шпата. Этот вид глазури не был заимствован из Китая, являясь чисто японским изобретением. Обжиг производился в больших печах о-гама, сменивших более скромные туннельные печи. Местная глина отличалась включениями окислов железа, но далеко не всегда ремесленники добивались желаемой чистоты продукции при удалении из глины всех примесей. Поэтому при обжиге на белой поверхности посуды Сино нередко появлялись размытые оранжево-коричневые пятна, становившиеся как бы естественным декором данной керамики. Эти пятна стали называть хи-иро (цвет, созданный огнем), они высоко ценились среди покупателей.
2016_01_06_01_002
Сино тяван 1980х годов. Поставляется в оригинальной картонной коробочке

У каждой мастерской, работавшей в стиле Сино, были свои особенности в методике обжига и нанесения глазури, и цвет изделий Сино мог колебаться от серо-голубого до ярко-оранжевого или почти черного. Лучшим считался бэни-сино (красный Сино) ярко-оранжевых оттенков.

Мастера Сино впервые в Японии стали применять и растительный декор на посуде. На черепок наносился рисунок красками из окислов железа, который затем заливался полупрозрачной белой глазурью. Надо отметить, что такие узоры также были порождены воображением японских мастеров, а не заимствованиями из Китая. Изделия с таким декором получили название э-сино (Сино с картинкой).
2016_01_06_01_003
Крупные тарелки Сино изготавливались ручной лепкой, наращиваемые вширь жгутиками из глины. Мелкая посуда делалась на гончарном круге, но в заключение работы мастер кое-где сминал пальцами ровные края, придавая изделию легкую мягкую асимметричность. Такова была мода периода Момояма. А для изготовления квадратных тарелок мастера Мино придумали еще одну технологическую новинку — деревянную форму, которую набивали глиной.

Была в те годы в Мино и еще одна методика нанесения узоров на чайную посуду. Белый глиняный черепок покрывали тонким слоем оксида железа. Затем мастер иглой процарапывал этот подсохший слой так, чтобы из-под серой массы проглянула белая основа черепка. Далее изделие покрывали белой глазурью из полевого шпата. Расплавляясь в печи, он затекал в образованные иглой мастера углубления и спекался там, образуя молочно-белый рисунок на сером фоне. Такую продукцию называли нэдзуми-сино (Сино серого, мышиного цвета). Определенные оттенки достигались за счет варьирования толщины слоя пигмента и температуры обжига. Поэтому иногда изделия нэдзуми-сино приобретали темно-коричневый цвет.
2016_01_06_01_004
Старинный Нэдзуми Сино тяван 1960/70х годов. Мастер неизвестен

Еще одним важным направлением в керамике Мино был стиль Орибэ. Это название связано с именем Орибэ Фуруты (1544 — 1615), известного поклонника церемониальных чаепитий, ученика и последователя «отца» чайной церемонии — Сэн-но Рикю. Однако в отличие от своего великого учителя, отдававшего предпочтение скромным, неярким, естественным тонам в оформлении чайной посуды, Орибэ предпочитал более яркое, красочное оформление, асимметричные формы, бросающиеся в глаза рисунки — изображения растений, птиц, кораблей, геометрических фигур.

Мастера, готовившие чайную посуду по заказам Орибэ, добавляли в глазурь окислы меди, что придавало ей самые различные оттенки зеленого цвета. (Отсюда — еще одно бытовавшее название: ао-орибэ, т. е. зеленый Орибэ). Отдельные детали черепка отливались в форме и потом соединялись воедино, создавая непривычный контур изделия. Он подчеркивался и тем, что декоратор как бы делил изделие на отдельные сектора и каждый раскрашивал особо, зачастую контрастно. Этот стиль особенно нравился японским купцам, с особым восторгом раскупавшим относительно недорогую (по сравнению с импортной, китайской) чайную посуду.
2016_01_06_01_005
Прелестный Орибэ Кого для хранения щеп от мастера Мацумото Кэйдзана 1970/80х годов. Печать мастера стоит на дне изделия

Нынешнее название закрепилось за этим эстетическим направлением много позже, а при жизни Орибэ такую продукцию называли «современной посудой» или «чайной посудой Сэто». С увеличением спроса мастерам Мино пришлось строить гораздо более совершенные печи нобори-гама, идея которых была заимствована у гончаров Карацу. В 1597 году мастер Кагэнобу Като выстроил первую такую многокамерную печь в городе Токи. Дальнейшее строительство подобных нобори-гама позволило перевести выпуск местной керамики на массовое производство.
2016_02_27_03_001
Изумительный старинный Юдзухада Бэни Сино тяван 1970х. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

2016_02_27_03_002
Изумительный старинный Юдзухада Бэни Сино тяван 1970х. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

2016_02_27_03_003
Старинный Сино тяван «Абстракт» 1950х годов. Печать мастера стоит на дне изделия. Поставляется в оригинальном подписанном томобако.

2016_02_27_03_004
Старинный Сино тяван «Абстракт» 1950х годов. Печать мастера стоит на дне изделия. Поставляется в оригинальном подписанном томобако.

2016_02_27_03_005
Изумительный старинный Юдзухада Бэни Сино тяван 1970х. Поставляется в оригинальном подписанном томобако

2016_02_27_03_006
Старинный Сино тяван «Абстракт» 1950х годов. Печать мастера стоит на дне изделия. Поставляется в оригинальном подписанном томобако.

2016_02_27_03_007
Сино юноми с подставкой «Цветение сливы Умэ» 1980х годов, ~ 155мл. На изделиях вручную изображена японская слива Умэ.

2016_02_27_03_008
Сино юноми с подставкой «Цветение сливы Умэ» 1980х годов, ~ 155мл. На изделиях вручную изображена японская слива Умэ.

2016_02_27_03_009
Сино юноми с подставкой «Цветение сливы Умэ» 1980х годов, ~ 155мл. На изделиях вручную изображена японская слива Умэ.

Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.