Город дождя и чая

Пока я жил у своих новых друзей, мы съездили в уезд Яань в святая святых чайной культуры Китая — знаменитые горы Мэндин. Уезд Яань располагается к востоку от столицы Сычуань всего лишь в нескольких часах езды. Этот маленький уезд имел огромное историческое и культурное значение в древние времена. Яань называют «устьем Тибета», именно отсюда начинался знаменитый когда-то «древний путь чайных караванов» (ча ма гу дао).
2015_12_24_01_010
О нем я расскажу чуть позже, а пока коснусь «трех особенностей Яаня». Первой особенностью уезда являются дожди. Говорят, что 300 дней в году здесь может идти дождь, поэтому это место также прозвали «город дождей». Однако, когда мы там были, никакого дождя как и вообще, пасмурности не было, поэтому, можно сказать, что нам повезло или наоборот, ибо мы не увидели одну из примечательных черт – как посмотреть на это дело.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Вторая особенность – это яаньская рыба, которую еще называют «рыба Бинсюэ» (словосочетание иероглифов Бинсюэ, невозможно адекватно перевести на русский язык, так как, это сугубо местное понятие, которое поверхностно означает «прекрасная»). Так как, тело рыбы имеет вытянутую форму, ее также именуют «рыба с тонкой чешуей» (сицзя юй). По древнему приданию Нюйва (божественная женщина в древней китайской мифологии) опустила в зеленые воды местной реки драгоценный меч, который и превратился в рыбу (вот же какие раньше женщины были!-:)). Видимо, с тех самых пор местные жители изо всех сил стараются есть рыбу не насыщения ради, а сугубо для почитания древних легенд. Тело рыбы отливает зеленоватым цветом, а хвост пылает красным, вкус рыбы свежий и прекрасный. После поедания рыбы, часто местные жители оставляют костный шип рыбьей головы, который напоминает меч, так как, здесь верят, что он способен изогнать зло и сохранить гармонию. Вот такой вот, непростой ритуал поедания рыбы здесь сохранился.

Ну и третья особенность местечка Яань – прекрасные девушки. Говорят, что из-за того, что здесь часто идут проливные дожди, которые смывают всю пыль, местные девушки прекрасные и чистые. Но вместе с тем, встретить за раз все «три чуда» Яаня нелегко и это во многом зависит от удачи и судьбы. Дождя мы не встретили, впрочем, как и «дождливых девушек» (а может плохо смотрели). Оставалось несчастливую свою судьбу «заесть» местной рыбой, которая впрочем также может влиять на судьбу….судьбу вашего кошелька в данном случае, ведь стоимость ее не малая.
2015_12_24_01_002
Карта чайных караванов Сычуани

Вернемся к древнему чайному пути. Чайный путь Сычуани, который точнее называется «тибетско-сычуаньский» (чуань цзан) начинался в уезде Яань, проходил через Лудин, Каннин, Матан и Чамдо, доходя до Лхасы. Затем он продолжался в Шигацзе и достигал Непала, Мьянмы и Индии. Был еще один чайный путь, который брал начало в провинции Юньнань в местечке Сишуанбаньна и Пуэра, и также доходил до Лхасы. По первому чайному пути из Тибета везли драгоценные вещи и Яань был первым местом в качестве «пересадочной станции» и торговли, который в истории так и назывался. Из Яаня же в Тибет везли чай, который рос на горах Мэндин близ уезда. Этот чай с древнейших времен ценили, как высшую драгоценность. Знаменитый китайский врач и знаток даосской медицины Ли Шичжэнь (李时珍) в своем знаменитом труде «Перечень лекарственных трав» писал: «свойство настоящего чая – это холод, и только лишь то, что произрастает в округе Я на горах Мэн обладает теплотой и потому может лечить болезни».

С древних времен горы Мэндин наряду с Эмэйшань и Цинчэншань считались одними из трех знаменитых чайных гор провинции Сычуань. Чай гор Мэндин в древности был известен на всю Поднебесную и начиная с династии Тан, входил в число «чая для подношения Императору» (гун ча). Знаменитый танский поэт Бо Цзюйи, восхищаясь этим чаем, писал: «В музыке цинь я знаю лишь Лушуй, верный друг в чае – то горы Мэн». По древнему преданию, около 2000 лет назад один даос и основатель чайного дела У Личжэнь (吴理真) посадил в горах Мэндин семь первых чайных кустов, которые сохранились там и по сей день под именем «сад императорского чая» (хуан ча юань). С этого времени, горы стали называться священными чайными горами и первым местом, откуда пошла история всего китайского чая. В Китае есть поговорка: «чай Сычуаньской земли называют священным, вкус Мэньшаньского чая необычайно диковинный».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
В горах Мэндин

Для заваривания чая, даос У брал воду из колодца «сладкой росы» (гань лу) и таким образом, появился самый знаменитый и драгоценный чай этих гор под названием «сладкая роса с гор Мэндин» (Мэндин ганьлу). В уезде Яань чай меняли на тибетских лошадей – так высока была ценность зеленого чая. В Сунскую эпоху чиновники даже использовали чай чтобы «чаем управлять окраинами» и держать порядок. Согласно записям «уезда Тяньцюань» сказано, что большую лошадь меняли на 120 цзиней чая (около 60 кг). К Минской династии ценность чая еще больше возросла, и лошадь уже могли сменять на 100 цзиней чая. В тоже время, этот чайный путь стал и дорогой поклонения божествам, проходя который многие ремесленники высекали на скалах буддийские изречения, мантры священных канонов и наскальные гравюры.

С течением времени, чайная культура проникла в Тибет и автономные районы тибетских народностей, став частью традиционной культуры. Тибетский чай в разные исторические периоды и в каждом отдельном районе имел массу названий, как например: большой чай (да ча), лошадиный чай (ма ча), вороной чай (у ча), черный чай (хэй ча), грубый чай (цу ча), чай с далеких земель южного пути (нань лу бянь ча), чайный «кирпич» (чжуань ча), чай из веток (тяо ча), прессованный чай (цзинья ча), плиточный чай (туань ча), далекий чай (бянь ча). Так, благодаря чаю уезд Яань стали называть «родиной тибетского чая Китая», а в 2011 году тибетский чай уезда Яань вошел в перечень «государственного нематериального наследия».

Чай гор Мэндин
2015_12_24_01_004
Как я уже ранее упомянул, самым знаменитым чаем гор Мэндин считается зеленый чай «сладкая роса» (гань лу甘露). Это нежно-зеленые чайные листочки, скрученные в спиральки. Само название этого чая, как и например, другого с этих же гор — «желтых ростков» (хуан я), исходит из понятия даосского искусства внутреннего эликсира (нэйдань шу). В древних текстах даосского нэйдань часто можно встретить подобные метафоры: «сладкая роса наполняет рот». В процессе совершенствования одного из этапов, во рту образуется сладкая слюна, называемая «яшмовым соком» или «сладкой росой». Послевкусие этого чая также имеет сладость и способствует образованию слюны во рту, поэтому его так и назвали. Если вы хотите избежать долгого и упорного совершенствования, то можете просто купить чай с гор Мэндин, и «яшмовый сок» во рту вам обеспечен-:). Этот чай здесь также называют «чаем бессмертных» (сянь ча).

2015_12_24_01_005
Второй знаменитый чай этих гор, который некоторые мои друзья оценили даже выше первого – это «желтые ростки или почки» (Мэндин хуан я 蒙顶黄芽). Этот вид чая относится к желтым и в 50-е года этот чай занимал главенствующее положение в производстве чая Мэндин. Этот чай собирают в период «чунь фэнь» по китайскому календарю (весеннее равноденствие). Примерно у 10% чайных кустов в период созревания раскрываются ростки. Наиболее хорошие и полные из них собирают и путем многократной обработки выравнивают, отчего эти листики вытягиваются и уплощаются, приобретая выраженный золотистый оттенок. Понятие «желтые ростки» (или побеги) также является даосским. Эта метафора появления «прежденебесной ци» (сяньтянь ци) у практикующего. Хотя почки или ростки очень маленькие, но «механизм» порождения уже невозможно остановить подобно тому, как из почки затем непременно распустятся листья.

2015_12_24_01_006
Еще в Мэндиншань производят чай «Каменный цветок» (Мэндин ши хуа 蒙顶石花), который является самым ранним представителем зеленого чая категории «плоских или сплюснутых» чаев (бянь син ча). Этот чай собирают перед праздником «Чистой ясности» (Цинмин цзе). Материалом для производства также служат чайные «почки» (я тоу). Этот чай и поныне производят по технологии династии Тан «трижды обжаривать и трижды сушить» (сань чао сань лян 三炒三晾). По форме этот чай, как здесь считают, подобен мху, который растет на камнях в глухих лесах и маленьким цветкам, поэтому он и получил такое название.

2015_12_24_01_007
Нынешний чай гор Мэндин «Ворсистые пики» (Мэндин маофэн 蒙山毛峰) исходит от знаменитого чая этих гор Сунской династии «вечная весна нефритовых листьев» (юй е чань чунь) и «серебряные листья множества весен» (вань чунь ин е). Сырьем для производства этого вида чая являются листья и почки. Процесс обработки идентичен со «сладкой росой» и использует прием Минской династии «три обжарки и три скручивания» (сань чао сань жоу 三炒三揉). В процессе обработки добавляется скручивание, отчего вкус чая в итоге получается более чистый и свежий, чем у обычного зеленого чая.

 

2015_12_24_01_008
Также в Мэндиншань производят цветочный чай (хуа ча) с поэтическим названием «кружащийся снег в изумрудной пучине» (битань пяосюэ 碧潭飘雪). Цветы для чая собирают до полудня, отбирая самые белоснежные бутоны, которые вот-вот раскроются. В процессе приготовления чая в него добавляют немного свежих цветов для придания аромата. При заваривании чая цветы раскрываются, доставляя человеку еще и эстетическое удовольствие.

Есть еще чай под названием «воробьиные язычки» (Мэндин цюэ шэ 蒙顶雀舌), которые имеют раздвоенный лист, словно язычок воробья, потому он и получил такое название. Весь процесс приготовления этого чая состоит из 4-х этапов: фиксации зелени (буквально «сбить зелень» — ша цин), регулирование, придание формы и сушка. Фиксация зелени – это остановка процесса окисления с помощью высокой температуры, благодаря чему лист сохраняет свежий зеленый цвет. Дальнейшие два шага – это процесс придания формы и вкуса, а последним этапом – сушкой, выпаривают влагу из листа, чтобы она составляла не более 5-7 %. Есть и его разновидность с одноименным названием такого же чая в горах Эмэй — «свежесть бамбуковых листов» (чжу е цин 竹叶青).

2015_12_24_01_009
Ну и так как, уезд Яань является родиной тибетского чая, здесь также производят прессованный чай типа пуэра, который можно приобрести в разных лавках. В большинстве своем это прессованный чай в виде кирпича или блина. Этот чай является неотъемлемой частью тибетской народности. Также его употребляют Монголы, Уйгуры, малые народности Цян и Мусульмане. В народе существует поговорка: «один день без чая приведет к застою, три дня без чая вызовет болезнь».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Пейзаж самих гор прекрасен – поднимаешься по лестнице среди чайных полей и вдыхаешь запах свежего чайного листа, витающий здесь повсюду. Немного поднявшись в горы, на пути возникает буддийский монастырь «сладкой росы», который как раз и связан с историей У Личжэня. Поднявшись еще немного и пройдя древние стелы, можно увидеть «колодец сладкой росы» и те самые семь чайный кустов, с которых здесь все началось. Народу вообщем немного для такого знаменитого места. При подходе же к чайным полям прямо на дороге крестьяне продают чай, выстроившись рядами. Совсем недавно, как нам рассказала одна из них, в Мэндин также стали производить красный чай, но брать мы его не стали — все-таки в мекке зеленого чая находимся. Почти на самой вершине когда-то находился даосский храм «восьми бессмертных» (ба сянь гун), а чуть ниже«пруд Небесных бессмертных» (тянь сянь чи). Но сейчас эти места разрушены и находятся в плачевном состоянии. Весь маршрут представляет собой кольцо, идя по которому повсюду проходишь чайные поля. Обойдя по часовой стрелке горы Мэндин, мы вернулись ко входу, чтобы купить немного свежего чая. Как раз недавно прошел весенний сбор и было много молодого чая. Правда, понятие «купить немного чая» у меня с китайскими друзьями несколько отличалось. Когда они увидели, что я набрал около 4 кг чая, они изумились. По их понятиям купить немного чая означало взять на пробу грамм 100). Но я объяснил, что у меня много друзей и все захотят попробовать свежего сычуаньского чая. Не все современные китайцы любят и ценят свой чай, многие же и вовсе почти его не пьют.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Вход в святые чайные земли

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
На полях

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Древняя арка

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Древний монастырь сладкой росы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Свежий чай из первых рук

Источник: http://cloudwanders.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.