Что такое Чжу Ни?

Возможно, самой желанной из всех видов исинских глин является Чжу Ни. Информации о Чжу Ни на английском (прим. – и на русском :) ) практически нет, и часто источники содержат сомнительные или противоречивые сведения. Так что же такое Чжу Ни? Я не буду делать вид, что знаю все ответы, но у меня имеются некоторые идеи, основанные на личных наблюдениях и на данных из книг.
2015_12_07_01_001
Во-первых, начнем с названия. Чжу Ни (кит. 朱泥) буквально означает «глина цвета киновари». Киноварь имеет оранжево-красный цвет, не совсем красный в обычном понимании, а промежуточный. Это определенно не темно-красный, как багряный, или даже темно-бардовый. Строго говоря, в соответствии со старыми источниками времен династий Мин и Цинь, киноварная глина происходит из одного месторождения – горы Чжао Чжуань (кит. 趙莊) в Исине (прим. – по данным из некоторых источников месторождение Чжао Чжуан было истощено в конце 60-х).

Существует два подвида – мягкая Хуан Ни и окаменелая Хуан Ни. Различие между ними в том, что мягкая разновидность была подвергнута эрозии (прим. — имеется в виду длительное хранение под открытым небом), а окаменелая нет и находится все еще в твердой форме, и требуется дополнительная обработка, чтобы с ней можно было работать. Окаменелая разновидность при обжиге и дает тот самый цвет киновари.

Думаю, из одного только определения очевидно, что не все красные глины являются Чжу Ни. По сути, существуют красные глины всех мастей, но только один подвид имеет право называться Чжу Ни. Есть те, кто говорит, что любую красную глину можно назвать Чжу Ни — это просто неверно. Все равно, что сказать, что все зеленые чаи – это Лун Цзин. Это, разумеется, не так.

Однако, из-за того, что никогда не используется на 100% чистая Чжу Ни для изготовления чайников (мне говорили, что на это есть конструктивные причины (прим. – Чжу Ни имеет очень большую степень усадки при обжиге, чайники из чистой Чжу Ни будут сильно деформированы или просто треснут в печи)), почти всегда мы имеем дело со смесью глин. И формула этой смеси, предварительная обработка, процесс обжига – все влияет на конечный цвет готового чайника. Поэтому только цвет не является надежным и достаточным признаком. Но, по крайней мере, цвет дает Вам какую-то точку опору.

В наши дни множество так называемых чайников из Чжу Ни имеют темно-красный цвет – обычно это говорит нам о том, что для получения этого цвета был использован некий пигмент, и что это не результат естественного обжига. Это все, разумеется, зависит еще от множества условий, но с оценки цвета изделия можно хотя бы начать.

Итак, мы разобрались с базовым определением, но это нам не очень-то помогло, не так ли? Для 99% из нас знание, где именно находилось исчезнувшее месторождение глины, не облегчает оценку исследуемого материала, а именно Чжу Ни

Вот где все становится запутанным. Читая тексты об исинских чайниках династии Цинь, первое что я заметил, что по большей части, цвет чайников после обжига описывался как «цвет свиной печени» или «цвет железа или металла». О некоторых сказано, что они имели коричневый оттенок. Очень редко, если вообще, упоминается цвет киновари. По сути, в книге Янсянь Минтао Лу (кит. 陽羨名陶錄) – Записи о знаменитой керамике из Янсянь (Янсянь – старинное название области Исин) – единственное место, где я нашел слово «киноварь» было в строчке, которая касалась описания окаменелой желтой глины (Ши Хуан Ни) из горы Чжао Чжуань. Вот и все. Больше нигде.

Так что историк во мне задается вопросом, является ли очарование Чжу Ни более поздним явлением? Если мастера династии Мин делали чайники из глины, которую сегодня мы бы охарактеризовали как Цзы Ша, а не Чжу Ни, тогда почему внезапно появилось увлечение Чжу Ни, и цены на нее достигли астрономических высот?
2015_12_07_01_002
К сожалению, я не думаю, что у меня есть ответ. Похоже, что чайники из Чжу Ни, в том виде, каком мы их знаем сейчас, начали производиться уже после первоначального «золотого века» исинских чайников. Есть, вероятно, экономические причины – если оригинальная глина была в окаменелом состоянии и поэтому более сложной в обработке, то резонно, что Вы сначала стали бы работать с другими видами глин, которые были уже готовыми. Также, думаю, что если продавец заявляет, что у него есть чайник из Чжу Ни династии Мин, это будет звучать очень подозрительно. Иначе в книгах бы встречалось больше упоминаний об этой глине.

Или, может, чайники из Чжу Ни ценятся коллекционерами, просто потому, что встречаются редко? Этот аргумент о редкости мог бы объяснить ценность чайников из Чжу Ни. Но я думаю, что дело все-таки не в этом – чаи, которые делались раньше, были другими.

Раньше не было свежих зеленых улунов. Не было Лун Цзина с бобовым ароматом. Чаи раньше сильно обжаривались, даже зеленые (наподобие японской Ходзи Ча). Улуны в том виде, как их знаем мы, по сути, изобретение 19 века. Чжу Ни славится тем, что она акцентирует высокие ноты в чае, позволяя им преобладать в настое. Она не упоминается как глина, которая способна убрать неприятные привкусы из чая, как может Цзы Ша. Так что, возможно, вкус и методы производства чая изменились, и поэтому требования к глине стали другими.

Думаю, на практике интересен ответ на вопрос: можно ли на вкус определить разницу между чайником из Хун Ни, в котором вы уверены, и чайником, который предположительно сделан из Чжу Ни.

Это не простой вопрос и, наверно, на него можно получить столько ответов, сколько людей Вы спросите. Я могу переформулировать его по-другому: дает ли вообще Чжу Ни разницу во вкусе по сравнению с другими глинами? Становится ли чай вкуснее? Почему эту глину так ценят? Почему столько шума вокруг Чжу Ни? Почему вокруг этой глины так часто разгораются споры, как будто, это Святой Грааль всех исинских чайников?

Позвольте начать с вопроса: становится ли чай вкуснее? Чаще всего я слышу ответ, что из-за того, что плотность Чжу Ни выше обычной, она раскрывает высокие ноты в чае лучше, чем глины с более высоким содержание песка. Чжу Ни больше всего подходит для молодых ароматных чаев, и особенно раскрывает тайваньские улуны или, возможно, молодой шэн. Для чаев же с большим количеством смешанных вкусов, например, шэнов влажного хранения, часто Чжу Ни считается неоптимальным выбором.

Однако, когда люди ссылаются на высокую плотность, я задумываюсь, а не лучше ли взять просто гайвань или чайник из фарфора. Почему не использовать их? В ответ мне возражают, что все-таки Чжу Ни дышит немного, а фарфор не дышит совсем. Ладно пусть так, но тогда не понятно, почему определенный уровень проницаемости хорош, а чуть больше или меньше — уже нет. (прим. — похоже, увязнув в своем скептицизме, Маршал перестал чувствовать, когда посуда живая, а когда нет)

У меня есть предположение, что популярность Чжу Ни слабо связана с ее способностью заваривать чай, а скорее с ее большей редкостью и эстетическими свойствами. Эта глина сияет. Когда я достал один из старых чайников из ванночки с отбеливателем и омыл его водой, я был поражен, что у глины есть блеск, который обычно можно наблюдать только на хорошо «воспитанных» чайниках. Только что почищенные чайники из Цзы Ша выглядят совсем не так. И в то же время поверхность Чжу Ни имеет текстуру. Более того, потерев чайник пальцами, я заметил, что он начал впитывать влагу и жир с кожи, и его цвет чуть-чуть изменился. Я знаю, это звучит невероятно, но я уверен, что по сравнению с нетронутым состоянием после чистки, натертый чайник стал выглядеть иначе.

Такие вещи — это мечта коллекционера. Многие из нас «нарабатывают» чайники с религиозной настойчивостью, и испытывают нежные чувства, видя как они меняются с каждой новой заваркой. Чжу Ни, похоже, особенно хороша в деле «воспитания» и приобретает особенный блеск, подчеркивающий усилия владельца.
Более того, эта глина легко трескается во время обжига, что делает чайники еще более редкими. И в добавок к этому, месторождение Чжу Ни истощено — и вот мы имеем идеальную комбинацию факторов для создания коллекционной вещи. И это также означает, что здесь имеется широчайшее поле для профессионального имитатора — зачем делать подделки дешевых чайников, если можно заняться дорогими копиями, оригинал которых видели единицы? (прим. — эх, не видать нам настоящей Чжу Ни…)

А можно задать и еще более общий вопрос: а насколько заметную разницу вообще дает чайник?

Я считаю, что самая важная часть ответа в том, что чайник дает намного меньше разницы, чем качество использованной воды и чайных листьев. Я могу сказать, что эти вещи влияют на вкус чая в разы больше, чем любой чайник.

Тем не менее, отметив это, я все же скажу, что чайник вносит свою лепту. Я завариваю выдержанные улуны в разных чайниках. Обычно я не смешиваю разные виды чая в одном чайнике, и так как я обычно пью только 2-3 вида чая регулярно, то выделять отдельный чайник для, например, ФХДЦ, означало бы, что я почти никогда его не буду использовать. Но я хочу «нарабатывать» мои чайники, и поэтому я использую разные чайники для одного сорта чая.

И я обнаружил, что один чай в разных чайниках, при прочих равных условиях, будет разным на вкус, иногда значительно. Я вот просто взял и заваривал один и тот же старый улун в трех разных чайниках три дня подряд. Первый чайник — тонкостенная Хун Ни, второй, вероятно, японский Бизен, третий — предположительно Чжу Ни. Я уверенно могу сказать, что чай был разным. Тонкостенный чайник заваривал лучше всех. Чжу Ни (если это, конечно, настоящая Чжу Ни) давала самый четкий вкус, и между прочим, самый кислый из всех трех.
2015_12_07_01_008
Это по сути, является практическим примером того, что делает Чжу Ни — выделяет высокие ноты — и хорошие, и плохие. Так что, хороша ли Чжу Ни для Вашего чая, может зависеть от самого чая. И все же, я считаю, что в разных чайниках получается разный чай.

Итак, мы начали с определения, затем поговорили об исторических источниках и коснулись практических вопросов. Ничто из этого, однако, полностью не определяет, что такое Чжу Ни. Все же попытаемся сделать это.

Я считаю, что, говоря строго, для тех, кто придерживается ортодоксальной точки зрения, Чжу Ни – это глина, добытая в горе Чжао Чжуан в Исине, и классифицируемая как окаменелая желтая глина (Ши Хуан Ни). Все остальное – это нечто другое.

А что же насчет глин из других месторождений, но сходных по типу и составу? К тому же глина из одного пласта не вся одинаковая, не говоря уже о разных методах обработки, обжига и т.д. Так как все-таки понять, что является Чжу Ни, а что нет? Что если есть другое месторождение, дающее почти такую же глину?

Короткий ответ – я не знаю! И, честно, не думаю, что кто-то другой знает. Рассмотрим аналогию: мы пытаемся установить, что данный чайник был сделан мастером Х. Этот мастер сделал много чайников. У него есть характерный стиль, узнаваемый опытными людьми. И вот некоторый чайник соответствует всем характеристикам чайника от мастера Х. Однако, мастер не помнит (или утверждает, что не помнит), делал он этот чайник или нет. Тогда это чайник мастера Х или нет?

На самом деле это реальная проблема для коллекционеров чайников знаменитых мастеров, сделанных еще живущими современными мастерами. Вы приходите и спрашиваете, а мастер отвечает, что он не делал данный чайник – потому что это было слишком давно или чайник ему не нравится – да что угодно. Любой, кто видел сотни его чайников, скажет, что этот – не подделка, основываясь на оценке глины и особенностей исполнения. Иногда мастер в частной беседе готов признать, что чайник его, но не согласен дать сертификат. Это не годится для коммерческих целей.

В случае Чжу Ни все еще более туманно. Во-первых, как много людей действительно знает, что это такое? (прим. – говорю же, не видать нам настоящей Чжу Ни…) Я встречал, пожалуй, с полдюжины людей, кто мог сразу сказать, подделка это или нет с достаточной степенью точности, но, уверен, никто из них не скажет Вам, что его никогда не дурачили – в действительности, все они ошибались в тех или иных случаях. Подделки выполняют очень умелые люди.

Итак, у Вас есть люди, который более-менее знают, что такое Чжу Ни. Их знание основывается на сотнях или тысячах чайников, которые они видели за свою жизнь. (прим. – я вот лично видел штук 10, ну по крайней мере тех, что похожи на настоящий исин, опять же, как мне кажется) Они собрали достаточно информации, чтобы высказывать информированное суждение. Это похоже на то, как человек пьет пуэр без обертки, неизвестного года, и определяет его качество – основываясь на том, что он знает о чае. Оценка быть неточной – много факторов, по большей части неизвестных, участвуют здесь. Но человек пытается дать лучшую оценку, на которую способен, и некоторые люди в таких делах лучше других.
2015_12_07_01_007
По большому счету, это все, что мы можем сделать. Мы не можем попасть в прошлое, да и письменных источников очень мало. Мы можем, конечно, смотреть на настоящие антикварные чайники, но и многие из них сомнительного происхождения, а те, что почти гарантированно являются настоящими – или в музеях или руках коллекционеров – вне досягаемости большинства из нас.

В любом случае, цель данной серии статей – рассмотреть один из терминов, по поводу которого много спорят в Интернет, хотя я считаю, большинство спорящих в действительности не знает всего множества вовлеченных факторов. Чжу Ни, в строгом смысле — исчезнувший вид глины, которая более не производится. Современные варианты и смеси, которые заявлены как идентичные, представлены повсюду, но по большому счету, те, что я видел, меня не впечатлили. Они отличаются по текстуре, ощущению поверхности, и иногда, вкусу заваренного чая. Также есть чайники, которые вообще не имеют ничего общего с Чжу Ни, но термин все равно используется как синоним для любой красной глины. Это безответственно, так как обманывает покупателей и «чайнозависимых», не имеющих достоверных источников информации. И не легче, когда эти же заявления подаются вместе с историей о том, что данная глина больше не добывается и т.д. Если это Вам знакомо – это потому что Вы видели такое раньше, и потому что подобная тактика используется продавцами и в других областях – от пуэра до вещей не связанных с чаем. Техники убеждения везде одинаковы. Иногда это искреннее заблуждение продавца, иногда нет.

Что же до нас, то приходится оплачивать свое «обучение». Исинские чайники, к сожалению — наиболее дорогое из увлечений «чайнозависимого». Я слышал столько историй про имитаторов на Тайване в 80-х, которые делали тысячи поддельных чайников, потому что на рынке создался огромный пузырь спроса, который затем лопнул. Пузырь сдулся, но чайники остались. Единственное, что я могу посоветовать – оставайтесь умными, бдительными и учитесь на ошибках прошлого.
2015_12_07_01_003
2015_12_07_01_004
2015_12_07_01_005
2015_12_07_01_006
Автор — Маршал Н.
Cтатья подготовлена специально для «Дома Живого Чая»
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.