Диалог с Индией
Ко мне приехал Санджив Кумар – давний партнер Унции из Индии. С осведомленностью о чае в этом человеке спорит только его безграничное обаяние. Уже очень давно Санджив работает с Унцией и со всей Россией в ее лице, и даже успел выучить русский. Истории об Индии и индийском чае, рассказанные на достойном русском с теплым индийским акцентом погружают в атмосферу настолько, что в определенные моменты начинают бегать мурашки (по крайней мере у девочек из маркетинга). Хотелось бы показать вам видеозапись нашего разговора, но боюсь, все-таки придется довольствоваться текстом.
— Санджив, расскажи, как все начиналось в Премьерс Ти?
— Премьерс как чайная компания была основана в 1988 году. И, что странно, до этого момента основной деятельностью у нас была торговля запчастями. Как пришли на чай это было очень интересно. У нас были партнеры в Японии – Митсубиси. Как-то они сказали, что хотят сделать индийский подарок своим сотрудникам на Новый год. Говорят: «Мы слышали, что есть такой дарджилинг в Индии, можно там в хороших садах вкусный чай купить для нас?»
В Премьерс владелец сам увлекается чаем, поэтому он подошел к делу хорошо: съездил в Чайный Комитет Индии, расспросил, как что делается, и каким образом чай продается, взял контакты хороших садов в Дарджилинге. Ему посоветовали съездить непосредственно туда, посмотреть, как там что происходит.
И в одном саду мы купили где-то 50 килограмм чая. Цель была упаковать это красиво и отправить Митсубиси, чтобы они подарили своим сотрудникам. Это была не торговля, поэтому мы могли отправить чай в Японию – иначе мы не прошли бы через строгое индийское законодательство по экспорту чая.
В течение трех месяцев из Японии опять поступает заказ. На этот раз 10 раз больше. Они говорят: «Вы как партнеры организуйте для нас поставки чая, и сделайте очистку, чтобы не было пли и грязи». И так мы создали фирму, зарегистрировались на аукционах. И начиналось наше чайное дело.
Мы, конечно, отличались от других чайных компаний – у нас совсем другая история, и работали у нас в основном инженеры. И то, что мы начали работать с Японией, сделало нас особенными. Митсубиси просили нас присылать чай очищенным от пыли и грязи – а такого в Индии никто не делал. А мы нашли решение! Не боялись вкладывать деньги в оборудование, не экономили на гигиене на производстве, не мухлевали с купажами чая: 100% чая у нас было из Индии, и упаковано в Индии, ни одного килограмма из других регионов. И уже на сегодняшний день мы работаем на 35 стран мира.
— А есть проблема с тем, что индийский чай не из Индии?
— Ну, есть момент, что чай в других странах, не в Индии, бывает похожий, но подешевле. Многие начинают делать бленды индийского и более дешевого чая, а потом все – находят просто других поставщиков в других странах. Такая у некоторых стратегия.
Интересный факт: в 2010г. у нас в стране был урожай дарджилинга где-то 1 300 000 кг. И только из Германии было продано дарджилинга 2 900 000 кг. Это в 2,5 раза больше.
— Как это так?
— Как так? Значит часть «дарджилинга» откуда-то из других стран – Африка, Цейлон, Вьетнам. Сейчас в Индии есть система защиты наименования по географическому происхождению – GI. Производители не могут включать хоть 1% какого-то другого чая, если хотят писать на этикетке «дарджилинг». А мы вот всегда боролись за чистоту!
— Кстати, Санджив, расскажи про «Страсть к чистоте», «Passion for purity» — почему у компании такой не совсем чайный слоган?
— Слоган вполне чайный, я сейчас расскажу про наши принципы.
Первое – Премьерс за чистоту сортов чая. Мы никогда не смешиваем Ассамы, Дарджлинги и Нилгири с чаем из других регионов. Наша главная цель – показать покупателям во всем мире, что такое чистый честный индийский чай – потому что это лучший чай в мире.
Второе – это чистота от примесей. Системы очистки чая в Индии до нас не было вообще. А невозможно сделать премиальный чай для Японии или для Унции, если в нем есть палки, камни или жучки. И ручным отбором невозможно избавиться от всех примесей. У нашей компании в этом плане было преимущество – много инженеров, а также плотное сотрудничество с японцами.
Мы спросили нашего партнера, Митсубиси, что можно сделать, чтобы на чае не было никаких лишних веществ, и они стали разрабатывать автомат с многоступенчатой очисткой, аналогов которому не было во всей Юго-Восточной Азии. Я знаю только, что у немцев что-то подобное было. И этот автомат, огромный автомат, ты видел, не оставляет шанса, чтобы хоть какая-то грязь, пыль, камешки или даже какое-то насекомое останется в чае. Очень дорогой автомат был. И на стоимость чая, конечно, влияет, насколько тщательно чай очищен. Другие индийские производители если и делают какую-то очистку, то только элементарную: например, камни отсеивают. А вот отсеять легких жучков, черенки, или пыль мелкой фракции – это под силу только высокоточной технике. Например, маленькое насекомое сидело на листе. Женщины собрали лист, отдали на ферментацию, лист скрутили – и всё, насекомое остается внутри. Как его убрать? Только лазерная сортировка сразу видит, что что-то не то. Если кроме листа что-то есть, то неправильный лист сразу убирается с конвейера.
— Санджив, а есть какая-то статистика, сколько вот этих лишних веществ у вас набирается за одну очистку?
— От 4 до 10% всего веса чая.
— Ого-го!
— Да, редко меньше!
Так, третий параметр – это чистота самого чайного растения. Недавно с тобой обсуждали: мало сейчас люди заботятся в чайном бизнесе о том, как растение выращено. Важнее, чтобы урожай был большой, чтобы было собрано много килограммов с одного сада. А когда в Японию отправляешь чай, то там требуют каждую партию пройти тест на пестициды, проверяют по 360 наименованиям! Для сравнения, в Европейском Союзе где-то 35. А в СНГ пока ничего никому не нужно, хоть там сколько удобрений или другой химии может производитель добавлять.
Чувствительные страны – это Япония, Франция, Корея, Германия. Они не купят с удобрениями чай. Им нужны сорта, которые без пестицидов и инсектицидов. Хотя Германия покупает только для себя чай органик, а для СНГ или других стран им не важно какой сад – всё подряд могут брать!
Вот смотри, в Дарджилинге из 85 садов где-то 25-30 сегодня делает хороший чай, с пониманием, что там не должно быть химии или удобрений. Но переход на органик – это дело не одного дня. Удобрения или пестициды остаются в земле или в дереве. Чтобы убирать их отовсюду, и перейти полностью на органик, должно пройти 7-8-10 лет. И с того момента, как сад принимает решение об отказе от удобрений и прочего, у них начинает уменьшатся размер листьев, урожай меньше. В саду органик листья уже не будут крупными, они будут как раз правильными, «обычными», но насыщенными и хорошими. И цена одного килограмма чая органик может быть в 2 и больше раз выше, чем у неорганического.
— На твой взгляд, органический чай как по вкусу отличается?
— В нем есть особая острота. Вкус более концентрированный, яркий. Вот Япония очень любит органик, хотя есть люди, которые говорят, что органик – слишком терпко. Разница есть в полезных свойствах: для здоровья как раз органический чай очень хорош. Вот представь: один и тот же сад на склоне горы, разница в высоте 500 метров. И наверху чайный кус сам растет, и в облаках купается, а внизу его удобряют. Выглядят чаи похоже, называются одинаково, но один – лекарство от всех болезней, а второй – просто чай.
— А как можно понять, просто глядя на сад, хороший в нем чай или нет?
Разница по садам очень хорошо видна: смотри только, как ухаживают за чем. В одном саду, например, куда мы с тобой ездили – женщины собирают чай: у всех форма, браслеты закрыты, волосы закрыты, руки чистые. А в другом саду экономят: форму не дают, за гигиеной не следят. И даже если собирают они лист такой же, как и первый сад, можно быть уверенным, что они не работают на такое же высокое качество, как первый сад – им просто больше денег хочется.
И на фабрике то же самое – нужно смотреть на гигиену, чтобы понять, насколько хороший производитель. У нас принято так: если хоть у кого-то кашель или температура, ему сразу говорят: «Давай домой, сегодня не будешь работать!» А 99% наших конкурентов совсем не обращают на это внимание. А это, конечно, влияет на стоимость. Мы многое в нашей концепции работы с продуктом подсмотрели в Японии. Бутик открыли там вначале, торговля оттуда началась. Поэтому потихоньку все нормы, сертификации, уровень контроля за качеством мы оттуда переняли.
— Да, партнерство с Японией на сегодняшний день – рекомендация, пожалуй, получше любой международной сертификации. Их проверку мало кто пройдет.
— Мне кажется, что интересно будет еще рассказать про схему, как покупают чай в Индии. Там все не так, как в Китае – очень жестко регламентировано. Известно, что бОльшая часть чая, выращенного в Индии, должна продаваться через аукционы. Аукцион – а больше всего их в Калькутте, — это мероприятие, которое проходит каждую неделю, и на котором покупатели, как Премьерс, например, торгуются за лоты, которые им больше всего понравились. Перед аукционами сады присылают образцы того, что они собрали на этой неделе, титестеры и заказчики пробуют их, и говорят, за сколько готовы купить образец. И потом на аукционах уже идет сражение за самые лучшие образцы. Но, что интересно, самые-то лучшие и дорогие образцы не поступают на аукционы!
— А как же их покупают?
— Помогает дружба, хорошие отношения. Вот например, есть прогноз, что в этом саду будет хороший год для чая – и мы просим их: «У вас хороший чай будет, мы очень хотим купить лучшие лоты этого урожая, лучшую цену заплатим, но не отдавайте чай на аукцион». Сад тогда получает больше денег и гарантии, что чай купят. И мы в выигрыше – чай будет действительно хорошим, и ни у кого больше такого чая не будет! Эти отношения большую роль играют сейчас, но просто так, со стороны, с садами договориться нельзя – нужно, чтобы они тебя знали и дружбу с тобой ценили. Потому что 90% чая сады должны на аукционы сдавать, всего 10% они могут сами продавать.
С нами, с Премьерс, сады уже работают давно, и знают, какие сорта мы ждем – например, то, что мы для Унции каждый год заказываем. Именно из-за таких особых отношений Золотой Дарджилинг или Турзум никогда не встретишь на аукционе.
Каждый день в саду делают 5, 10, 20 сортов. И титестер на плантации их проверяет. И дает оценку: «Это хороший чай, лот будет столько рупий стоить. А этот чай – исключительный, он в 2 раза больше стоить будет». И потом сад отправляет нам то, что соответствует нашим условиям: «Есть чай по вашим критериям, 50 килограмм, столько-то рупий за килограмм, вот образец, если хотите – скажите». Лоты, которые не отличаются уникальным качеством, и которые по более низкой цене, они отправляют на аукцион.
Когда сад образцы отправляет, допустим, 5 штук, наш тестер тоже проверяет их, и он тоже дает свои оценки: «из 5 вот эти 2 хорошие». А потом уже ты, Игорь, оцениваешь, как титестер в Унции: «вот этот хороший, но дорогой, а вот этот даже лучше, и цена приемлемая». То есть три титестера работает: один в саду, один у нас, и один у вас. И тогда выходит самый лучший продукт.
Кстати, Игорь, я хочу тебя похвалить. Вот мы сейчас работаем как ваш агент в Индии. Мы договариваемся для вас напрямую с садами, и мы торгуемся для вас на аукционах. Мы вам отправляем лоты, а вы говорите, с какого сада какой лот купить, сколько килограмм, и по какой цене. А от нас уже требуется сделать очистку, вакуумную упаковку, и отправку.
И вот Игорь, я не знаю, откуда это у вас, но вы сами всегда знаете, какие сады хорошие в Индии. И всегда, те сорта, которые вы выбираете, — это самые хорошие, самые дорогие сорта. И мы гордимся, что Унция – наш партнер. Не знаю, как по Цейлону, как по Китаю, но по Индии, думаю, чая лучше нет ни в Германии, ни во Франции. А по некоторым сортам вы вообще единственные в мире. Я даже помню, как мы некоторые из них разрабатывали для вас: например, Золотой Дарджилинг. Я не видел ничего подобного ни на одной выставке: ни в Германии, ни в Австрии, ни в Польше.
— Санджив, приятно слышать. А скажи, какой сорт у тебя любимый?
— Дарджилинг – это самый лучший чай в мире. Если начнете его пить, то другого чая вам не захочется. Это факт. Можете сказать, что есть китайские зеленые и белые чаи – они там гораздо раньше появились. Они хороши, конечно, но белый дарджилинг все-таки изысканнее и многограннее, на мой вкус. Да, дарджилинг – любимый сорт для всякого, кто его попробовал.
06 августа 2015 г.
Источник: http://www.chay.info/blog/