О пяти знаменитых печах династии Сун

Фарфор в Китае имеет долгую историю. А керамика, как таковая, и вовсе уходит в эпоху Неолита. Первый зеленый фарфор, более известный как селадон, появился с развитием керамики на раннем этапе династии Шан (1783-1134 гг. до н.э.).
2015_12_02_03_007
Время правления династии Сун (960-1279 гг. до н.э.), следовавшее за династиями Хань и Тан, было периодом подъема, во время которого керамические печи распространились по всей стране со своими местными особенностями в каждом из регионов. Из них, «пять знаменитых печей», а именно Гуань, Жу, Гэ, Дин и Цзюнь, являются самыми известными.
2015_12_02_03_006
Печь Гуань
В переводе с китайского, «Гуань» означает «государство». Печь Гуань была государственной и использовалась исключительно при производстве высококачественного фарфора для императорской семьи и двора.
2015_12_02_03_001
Существовало два типа печей Гуань, которые соответствовали определенной династии. Печь Гуань Северной Сун, которая находилась в городе Бяньцзин (ныне Кайфен) провинции Хенань. И печь Гуань Южной Сун, находившаяся на юге Китая, в Ханьжоу провинции Жецзин, ею гордились, как источником лучшей селадоновой керамики в Китае. Северно-сунскую печь Гуань характеризовали крепкий и гладкий отделочный слой, а также ясная и блестящая глазурь. Для южносунской печи Гуань были характерны ярко-зеленая, серая или желтая глазури.

Как правило, на поверхности такого фарфора было много трещин; верхние края обладали фиолетовым оттенком, а нижние были темно-железного цвета. Такой окрас описывали фразой «фиолетовый рот, железная стопа».

Эта печь по преимуществу использовалась при производстве мисок. Тарелки, бутылки и сосуды для мытья были, как правило, простыми и элегантными.

Печь Цзюнь
Печь Цзюнь находилась на территории нынешнего Багуадуна (в пер. с кит. «Пещера восьми диаграм») в провинции Хенань. Цвет глазури Цзюньского фарфора был обычно небесно-голубого или лунно-белого цветов. Обжиг в печи Цзюнь также создавал весьма необычный медный цвет с помощью особого процесса под названием «очаговое превращение», во время которого отделочный слой обливался обогащенной медью глазурью. При этом, медный цвет очень капризный к состоянию печи, поэтому малейшее изменение температуры могло значительно изменить его оттенок.
2015_12_02_03_002
Медный цвет был в большом почете у Сунской аристократии, хотя фиолетовый и абрикосово-розовый также пользовались популярностью. Метаморфозы цвета создавали на фарфоровых сосудах разные натуральные рисунки, некоторые из которых напоминали горы в тумане, другие зеленый бамбук, а третьи водопады в долинах. У представителей интеллигенции этот эффект называли фразой «один цвет в печь, десять тысяч из очага».

Печь Жу
Для опоры сосудов при обжиге в печи Жу использовались обвязки (тонкие кусочки материи для фиксации), чтобы слой гладкой стекловидной глазури мог покрыть изделия целиком от горлышка до основания. Фарфоровые изделия Жу обладали толстой глянцевитой глазурью с легким оттенком темно-синего и были полностью покрыты множеством маленьких декоративных трещин.
2015_12_02_03_003
При создании селадона в печах Жу пристально следили за восстановительным пламенем и уровнем железа в необработанном материале.

Печь Жу функционировала лишь несколько десятилетий. Она была закрыта после победы династии Цзинь над династией Северной Сун в 1127. Именно поэтому фарфор Жу начал высоко цениться уже при следующей династии Южной Сун.

Печь Дин
Строительство печи Дин началось при династии Тан (618-907) и закончилось при династии Юань (1271-1368). В эпоху династии Сун эта печь использовалась преимущественно для производства белого фарфора. Для создания отделочного слоя использовалась прочная белая глина, а белая глазурь для чистового покрытия. Распространенными методами украшения были высечка, рисунок и набойка. В ранней этап Сунской династии узоры были довольно незатейливыми, но к концу Северной Сун, рисунки стали куда более сложными. Часть фарфоровых изделий поставлялась к Императорскому двору.
2015_12_02_03_004
Помимо белой глазури в печи Дин также использовалась зеленая, черная, коричневая и др. глазури. В результате стекания глазури по поверхности сосуда, на фарфоре периодически появлялась т. н. “падающая слеза”.

Печь Гэ
Печь Гэ была построена в уезде Лютянь провинции Чжэцзянь Сунским мастером Чжан Шэньги. Фарфор печи Гэ принадлежит селадоновому типу и имеет особую глазурь и форму. Серый или черный оделочный слой обливают глазурью как с наружной, так и с внутренней стороны. Светлая и равномерная глазурь была покрыта множеством трещин. Считается, что однажды Чжан Шэньги случайно охладил печь раньше времени, а фарфор был еще слишком горячим. В результате такого резкого охлаждения на глазури образовались трещины, которые заполнили разноцветной глазурью. Так был создан новый вид глазури. При постукивании фарфор Гэ издает чистый звук. Форма изделий получается элегантной и приятной.
2015_12_02_03_005

Перевод статьи “Five Famous Kilns in the Song Dynasty” By Wang Nan.
Виталий Вараюнь для The Art of Tea (http://theartoftea.ru/)


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.