На уровне неба. Как в Адыгее выращивают самый северный чай в мире
Корреспонденты «АиФ-Адыгея» побывали на экспериментальной чайной плантации в самый разгар сезона сбора урожая и выяснили, какой чай самый вкусный, как отличить настоящий чай от подделки и почему модницы завидуют работникам плантаций.
Рабочий день на чайных плантациях Адыгеи, на высоте 500 метров над уровнем моря, начинается рано – в шесть утра, пока солнце не в зените. Ежегодно в республике собирают в среднем до трех тонн крупнолистового чая. «Адыгейский» сорт – самый северный в мире, зимой температура в горах опускается до -20°C .
Элитная родословная
Палящее солнце, кислая почва и высокие горы – при таких условиях один чайный куст за сезон принесёт урожай минимум семь раз. На плантациях Адыгейского филиала Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур чай мирно соседствует с вергинской хурмой и инжиром, коллекцией фундука. Плюс высокогорья в том, что сюда не добираются вредители, поэтому урожай вне опасности.
Чаеводы говорят, что самый вкусный чай – собранный вручную. Это облегчает работу технологов – никакого мусора, только цельные листы. С каждого побега срывают всего по два молоденьких верхних листочка.
Сбор адыгейского чая. АиФ/ Фото Надежды Гусевой
Пять человек на плантации работают сутками напролёт. Их ровному и красивому загару позавидует любая модница, ведь на высоте 500 м кожа приобретает красивый бронзовый оттенок всего за два дня.
После сбора листьев происходит сложный процесс их обработки – завяливание, или как его именуют китайцы, «убийство зелени», и скручивание в роллерах.
Обработка чая в роллерах. АиФ/ Фото Надежды Гусевой
Для зелёного чая завяливание на открытом воздухе при температуре выше +18° длится три часа, для чёрного – 18-20 часов.
Скрученные листья чая. АиФ/ Фото Надежды Гусевой
По словам главного технолога Адыгейского филиала Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур Людмилы Кочетковой, у адыгейского чая длинная история. Любитель высокогорий, он отлично обосновался в поселке Цветочном Майкопского района.
Первые посадки чая в Адыгее относятся к 1938-1940 гг. Тогда это были сорта грузинского чая на двух сотках семли. Высаживали их в почву Адыгеи в конце 30-х годов сотрудники опорного пункта Всесоюзного Института чая и субтропических культур (сегодняшний Адыгейский филиал Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур). Но даже война оказалась невластной над вечным напитком. Плантацию 1938 года называют в филиале исторической, с неё до сих пор собирают урожай.
Чайный лист. АиФ/ Фото Надежды Гусевой
После войны, в 50-х, идеей разведения чая в Адыгее увлеклись учёные Сочинской опытной станции. А в 1967 г. уже сотрудники Адыгейской опытной станции заложили 20 га чайных кустов. Основу составили 11 элитных грузинских селекционных сортов. А грузинский чай, в свою очередь, – потомок китайского морозоустойчивого и высокогорного черного чая «кимун».
Новый сорт – «адыгейский» – был выведен в 2010 году путём 15 селекций. В течение почти 17 лет непрерывной работы ученые создавали сорт, который растет на самой северной для чайной культуры точке планеты. Этот титул адыгейский чай забрал у краснодарского.
Вид с чайной плантации. АиФ/ Фото Надежды Гусевой
Лучший вкус России
Северный напиток «почерпнул» у китайского сородича умение выживать в экстремальных условиях: под снежным покровом кусты адыгейского чая могут перенести понижение температуры до -20°.
«Чаеводство – процесс дорогостоящий и трудоёмкий. На разработку одного сорта чая учёные тратят всю жизнь. Чтобы заложить один гектар, нужно в среднем потратить восемь миллионов рублей. До пяти лет чай надо укрывать от заморозков. При этом 100-процентный урожай получится только через семь-восемь лет. Кусты адыгейского чая ещё молодые. Однако они дают неплохой урожай: ежедневно до 60 кг листа», — рассказал директор Адыгейского филиала научно-исследовательского института цветоводства и субтропических культур Эдуард Пчихачев.
Адыгейский чай. АиФ/ Фото Надежды Гусевой
Туристы из Краснодара, Ростова, Ставрополья часто приезжают посмотреть на сбор чая. Специально для них второй год работает «чайный» маршрут с обязательной дегустацией готового напитка.
«Туристы, которые приезжают к нам на плантации, покупают не только чай, но и чайные кусты. Мечта понятная — вырастить чай самому. Как учёный скажу: не растёт чай в домашних условиях и в теплицах. Он требует особых условий, естественности, высоты. Для удобрения почв на плантациях мы одно время закупали кислый торф во Владимирской области», – рассказала главный технолог Адыгейского филиала.
Теплицы и огороды – не для чая. Зато на высотах можно увидеть, как зацветают чайные кусты. Бледно-кремовые цветы чем-то похожи на цветы шиповника, они источают нежный аромат. В Китае считается пикантным добавить в готовый напиток цветы чая или жасмина. От этого он приобретает уникальный вкус.
А вот к чаю в пакетиках чаеводы относятся скептически.
«Вы посмотрите на пакет: что в нём? Явно не листы чая, а, в лучшем случае, мелкая крошка, которая получается при обработке. Знаете, как определить, что чай в пакетике – подделка? Опустите пакет в холодную воду. Если она окрасится, вы пьёте жидкость с красителями, но не чай. Настоящему напитку для заварки нужен кипяток», — рассказала Л. Кочеткова.
Поэтому крупнолистовой чай, который выращивают в филиале Института субтропических культур, стоит дорого. Там только листья, прошедшие обработку, без всяких примесей и мелкой крошки. У адыгейского, как говорят любители и профессионалы чайных церемоний, поразительный, ни с чем не сравнимый терпкий вкус.
Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №31 29/07/2015
Фото Надежды Гусевой / АиФ
Источник: http://www.adigea.aif.ru