Керамика с имитацией металла

Интерес японских керамистов конца XIX – начала XX века к новым декоративным решениям вызвал имитацию металлов и характерного для работы по металлу декорирования изделий ювелирными сплавами.
2015_11_16_02_001
Чайник тяхэй. Япония. 1868-1912. Металл (бронзовый сплав)

В Китае металлическая утварь была непременной частью быта; простые утилитарные медные и бронзовые чайники появились в эпоху Тан, когда чаепитие перестало быть прерогативой узкого круга духовенства и начало распространяться как повседневный напиток. Внешние особенности металлической утвари (и китайской культовой, и бытовых сосудов Китая и Японии) значительно повлияли на репертуар керамических форм.

Но в традиционной керамике Японии имитация цвета и фактуры металла встречается исключительно редко. Изделия бидзэн и тамба высоко ценились за схожесть цвета и фактуры со старой патинированной бронзой, но этот эффект достигался не преднамеренно, а благодаря свойствам местных глин и технологии производства. Неглазурованная керамика со специфической “металлической” поверхностью особенно полюбилась чайным мастерам.

В церемониях тя-но ю и сэнтя разнообразные металлические сосуды и золотые или серебряные чайники гимбин использовались для кипячения воды в наиболее торжественных случаях (прежде всего это касается поздней церемонии сэнтя).

В XIX веке между керамистами и другими художниками-ремесленниками существовали тесные связи: их объединяла любовь к чайной культуре и приверженность китайскому стилю в декоративном искусстве. Первым художником по металлу, известным своими изделиями для сэнтя, был Ката Рюмон (также подписывавший изделия “Ясухэй” и “Рюмондо”, 1770-1841). Он не только входил в один круг интеллектуалов со знатоком китайской живописи и литературы и видным художником-керамистом Аоки Мокубэем, но и начал заниматься керамикой под влиянием этого мастера и под его руководством.

Также важно, что до 1868 года чайная утварь из драгоценных металлов практически не имела хождения в Японии. Исключение составляет так называемая “Золотая чайная комната” с утварью, выполненной из золота и позолоченных материалов, созданная для Тоётоми Хидэёси мастером тя-но ю Сэн Рикю в конце XVI века, — ансамбль спорный с эстетической и этической (в рамках традиций ваби-тя) точки зрения. Для великого военачальника периода Момояма обладание золотой утварью было способом демонстрации власти и могущества, но в эпоху правления сёгунов Токугава золотые приборы для чая практически не создавались.

До конца периода Эдо сэнтя – чай и ритуал его питья – был принят в основном в среде интеллектуалов из духовенства и горожан, на которых распространялись так называемые “указы против роскоши”, регулировавшие, кроме прочего, и использование драгоценных камней и металлов. Впервые изданные в XVIII веке, эти указы должны были способствовать “исправлению нравов” и “возврату к старине”, но фактически они защищали интересы высших сословий перед лицом богатеющей городской буржуазии. Особой детальностью отличался указ 1841 года, в котором перечислялись материалы, запрещённые к использованию горожанами. Интересно, что даже украшение кукол золотой и серебряной фольгой не дозволялось “третьему сословию”.

Однако после реставрации Мэйдзи указы против роскоши потеряли силу, претерпела радикальное изменение социальная структура японского общества и драгоценные материалы стали применяться для создания как экспортных изделий, так и изделий для внутреннего рынка.

Хата Дзороку (1823-1890), выученик мастерской, во главе которой стоял Ката Рюмон, был одним из самых значительных художников по металлу эпохи Мэйдзи, он получил известность своими исследованиями древней китайской бронзы, репликами с прославленных предметов и оригинальными работами в стиле китайских мастеров. Золотой чайник с двумя соединёнными нефритовыми кольцами на навершии крышки, созданный им в 1876 году (частная коллекция, Япония), — яркий пример “позднего возрождения” китайского стиля в эпоху Мэйдзи.

Следует отметить, что использование драгоценных металлов входило в противоречие с первоначальным стремлением поклонников сэнтя к простоте манер древних мудрецов. Однако рельефный декор в виде облачного рисунка и стилизованных масок тао-тэ, так же как и использование нефрита, сакрального камня Китая, должны были вызвать ассоциации с “золотым веком” классического Китая, эпохой Тан, и придать изделию особую ценность в культурной ретроспекции.

Несмотря на то, что золотые и серебряные чайники гимбин упомянуты в нескольких авторитетных источниках XX века как часть обычного набора чайных принадлежностей сэнтя, заварочные чайники преимущественно изготовлялись из керамики и фарфора. К появлению керамических изделий, подражающих предметам из драгоценных металлов, привели рост авторитета сэнтя и его популяризация в эпоху Мэйдзи.
2015_11_16_02_002
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Фарфор; позолота

Ярким примером такой имитации служат два фарфоровых чайника эрмитажного собрания, покрытых позолотой (фото 1 и 2). Форма обоих чайников очень проста и восходит (за исключением наличия боковой ручки) к самым ранним формам китайских металлических и исинских чайников. Выполненные из фарфора чайники покрыты порошковым золотом, что придает поверхности матовость, вид старого золота. Интересно, что, судя по состоянию основания и внутренних поверхностей одного из них (фото 2), в нём не только заваривали чай, но и подогревали на жаровне воду для напитка.
2015_11_16_02_003
Фото 2. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Фарфор; позолота

Более современны по форме и декору чайники, в которых золото выступает фоном для полихромного декора. Один из чайников эрмитажной коллекции (фото 3) покрыт жидким золотом с резервами, в которых полихромными красками изображены порхающие бабочки.
2015_11_16_02_004
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Киото(?) середина XIX в. Фарфор; подглазурная роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись, позолота

Тонкий слой коричневой, жёлтой и чёрной эмалевидных красок с растяжками цвета на крыльях и тельцах насекомых демонстрирует виртуозную технику живописи по фарфору. Роспись дополнена розовой, фиолетовой, зелёной разных оттенков и синей красками, что придает сдержанному колориту декора нарядность. Бабочки были излюбленным мотивом оформления в керамических мастерских Киото, из этих мастерских также могло происходить фарфоровое “бельё”. Внутри, на дне чайника, располагается роспись подглазурным кобальтом. Таким образом, это миниатюрное изделие демонстрирует все возможные способы живописного декора на фарфоре.
2015_11_16_02_005
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Киото(?) середина XIX в. Фарфор; подглазурная роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись, позолота

Другой чайник (фото 4) также покрыт позолотой, но декор в виде летящих журавлей нанесён очень плотной, рельефной белой, чёрной и красной эмалями.
2015_11_16_02_006
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Мастерские Банко. Керамическая масса; надглазурная полихромная роспись, позолота

Стремление к большей насыщенности декором продиктовало мастерам дополнить композицию росписи орнаментальным поясом у основания чайника: он невидим, когда чайник стоит на поверхности стола, но становится заметен при использовании чайника во время чаепития. Качество тонкой и светлой керамической массы и характерные детали формы позволяют отнести этот чайник к изделиям печей Банко.
2015_11_16_02_007
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Мастерские Банко. Керамическая масса; надглазурная полихромная роспись, позолота

Очевидно, в конце XIX – начале XX века многие мастерские Японии начали делать чайники, покрытые золотом и декорированные росписью эмалями. Кроме Киото и мастерских Банко такие изделия встречаются и в репертуаре Кутани.

Курильницы и сосуды из бронзы, украшенные инкрустацией, создавались в основном для храмов и монастырей. Но наивысшего расцвета искусство художественного металла достигло в области декорирования холодного оружия.

Во второй половине XIX века художественный металл в Японии переживает кризис: многие оружейники лишились работы после упразднения самурайского сословия в 1868 году и запрета на ношение мечей, оформленного в специальном законе правительства Мэйдзи в 1876 году. Некоторые мастера, специализировавшиеся на создании оправы мечей, начали делать гарды (цуба) как отдельное произведение декоративно-прикладного искусства. Такие цуба или целые комплекты фурнитуры для ножен – без самих клинков – стали объектом коллекционирования как в Японии, так и на Западе. Другие художники искали новые сферы применения техник декора металла. В Японии были открыты крупные мастерские и торговые компании, специализировавшиеся на вазах, курильницах, шкатулках, портсигарах и декоративной пластике из металла; в их декоре широко использовались традиционные техники и сюжеты. В западных странах во второй половине XIX века декоративные предметы создавались в основном из бронзы и серебра; широкая палитра японских сплавов произвела большое впечатление на международных выставках и в салонах западных арт-дилеров. В Японии подобные вещи экспонировались на национальных выставках, в музеях и крупных универмагах (таких как “Мицукоси”), взявших на себя роль популяризаторов достижений японской промышленности. Статус художников по металлу вновь вырос, некоторые из них получили звания поставщиков Императорского двора и работали под патронатом Управления по делам Императорского двора.

Японские мастера, создававшие детали монтировки меча, использовали большое разнообразие сплавов, в качестве основы которых применялись в основном золото, серебро, железо и медь. Для получения разнообразных цветов в сплавы добавляли олово, цинк, свинец – всего известно не менее восьми основных металлов и сплавов. Наиболее часто употреблялись сплавы сибуити (сплав серебра и меди) и сякудо (сплав золота и меди), дававшие широкую палитру цветов – от глубокого серого с оливковым оттенком до чёрного с фиолетовым отливом, в зависимости от пропорций металлов в сплаве. Гарды цуба выполнялись в основном из железа, сякудо, меди и бронзы. Также в качестве основы для элементов оправы использовались другие сплавы, которые, для придания им тёмного оттенка, протравливали до появления патины нужного цвета. Сибуити и сякудо появляются в репертуаре мастеров по металлу с XIV века, в XVIII веке сплав сибуити завоевал большую популярность. Поверхность изделия обрабатывалась полировкой или гравировкой для получения разнообразной фактуры. Одним из наиболее распространенных способов декорирования у мастеров по металлу была инкрустация (дзоган), в том числе и инкрустация в рельефе. Таким образом, к 80-м годам XIX века художественная работа по металлу вновь заняла в Японии высокое положение, и имитации японского металла в керамике, вероятно, появляются не ранее этого времени.

Одним из самых интересных декоративных решений в работе по металлу (как в оправах мечей, так и в разнообразных изделиях, не связанных с оружейной фурнитурой) был приём противопоставления тёмного цвета и грубой фактуры фона с тонкой инкрустацией золотыми и серебряными сплавами. В гардах (цуба) таких мастеров эпохи Мэйдзи, как Исигуро Корэцунэ, Миякэ Тэрумицу, Накамура Икко Цунэтика особенно видно стремление к эффектности: фон чёрного патинированного сплава, обработанного в технике нанако (“рыбья икра”) мелкими выбитыми зернами, удачно подчёркивает изысканные линии и богатый цвет инкрустации сплавами сякудо и сибуити.

В работах Кобаяси Тикамицу, Когёкусая Иккю, Кадзимы Иккоку, создававших в эпоху Мэйдзи вазы и курильницы, также применяется этот приём. Ранее инкрустация сплавами использовалась на железе и чугуне, текстура которых и без специфической обработки (тиснения и черчения) предоставляет контрастный фон для инкрустации. Именно рельефная инкрустация ювелирными сплавами имитируется в декоре небольшой группы чайников (фото 1-3 ) из коллекции Эрмитажа. Декор как минимум двух чайников явно восходит к декору цуба: изображения монет не встречаются в эпоху Мэйдзи на художественном металле, но известны гарды конца XVIII – начала XIX века с рельефным (литым) и инкрустированным изображением старинных монет. Например, в Бостонском музее изящных искусств хранятся две такие цуба (одна из них – мастера Ито Масатики, школа Бусю), выполненные из железа, и инкрустацией золотом и серебром.

Также очевидно, что цвет и фактура фона на фарфоровых чайниках из выделенной группы имитирует именно железо, а не патинированные сплавы. Керамисты использовали глазурь на основе оксида железа, которая при восстановительном обжиге даёт характерный чёрный цвет и матовую бугристую фактуру. Прототипами этих изделий следует считать гарды японских мечей эпохи Эдо. Однако в декоре чайников из этой группы присутствует подглазурная роспись кобальтом. Два кюсу, подписанные мастером Ямасоном, также сочетают плотную, похожую на металл, глазурь с подглазурной росписью кобальтом в фигурных резервах (фото 4 и 5). Причины такого совмещения ( как и в случае с соединением керамики и лака уруси) можно увидеть в желании мастеров продемонстрировать виртуозность владения разными достаточно трудоёмкими способами декора. Другой важной причиной было стремление проявить приверженность старым стилям декоративно-прикладного искусства Японии и Китая. В 80-е – 90-е годы XIX века рост национального самосознания и тенденция к отделению изделий для внутреннего рынка от экспортной продукции, ориентированной на западные вкусы, приводили к преднамеренной архаизации предметов (как в случае с миниатюрными чайниками, имитирующими золотую утварь) и возрождению “китаизирующих” стилей декора (таких как традиционные росписи подглазурным кобальтом).
2015_11_24_03_001
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Кисияма(?). Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом, позолота, серебрение

2015_11_24_03_002
Фото 2. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом, позолота, серебрение

2015_11_24_03_003
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Кисияма(?). Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом, позолота

2015_11_24_03_004
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Ямасон. Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом

2015_11_24_03_005
Фото 5. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Ямасон. Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом

…Продолжение следует…
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
«Введение к каталогу «Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже «

Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.