Выставка «Золотой век русского чаепития»
6 ноября 2015 года в Белгородском государственном музее народной культуры состоялось открытие выставки «Золотой век русского чаепития». На выставке можно узнать много интересного не только об истории возникновения русской чудо — машины, её разновидностях, устройстве, но и о русском чаепитии — истории чая, традициях, его особенностях.
Центральное место в экспозиции занимают разнообразные по форме и размерам русские самовары с гравировками и узорами. Здесь можно увидеть знаменитые жаровые самовары таких форм, как «яйцо», «ваза», «полушар», «рюмка». Особого внимания заслуживают самовары конца XIX – начала ХХ веков известной фабрики Баташевых. Они интересны изысканными деталями, необычными формами и использованием орнаментов в разных стилях: рококо, барокко, византийском.
Дополняет экспозицию инсталляция с предметами интерьера и быта дворянства, купечества и крестьянства конца XIX – начала ХХ веков.
На выставке «Золотой век русского чаепития» представлено порядка 50 предметов, которые в прошлые века можно было увидеть на русском столе во время душевной беседы за чашечкой чая.
Заморский деликатес
С 2010 года музей народной культуры стал устраивать традиционные выставки, благодаря которым белгородцы знакомятся с его фондом, насчитывающем около 20 тысяч экспонатов. В 2013-м здесь можно было увидеть головные уборы концы XIX – начала XX века, в прошлом году гости познакомились с народными инструментами, а в этом откроют для себя историю самовара. И не только.
«Мы не просто решили рассказать об истории появлении самовара и его разнообразных формах, а прежде всего поведать о традициях русского чаепития, его особенностях в различных сословиях. Ведь для русского человека самовар не просто водонагревательный прибор, а олицетворение гостеприимства и радушия, задушевного общения, домашнего покоя и уюта», – отметила директор музея Елена Спиридонова.
Согласно историческим сведениям, чай в Россию впервые попал в 1638 году – китайские послы вручили несколько ящиков в дар царю Михаилу Романову. Сначала его употребляли как лекарство, но вскоре стали пить и ради удовольствия. В 1679 году был заключён первый договор о поставке чая из Китая. И уже в середине XIX века в Москве можно было найти более 1 000 специализированных магазинов.
А вот в Петербурге по заведённой Петром I традиции аристократы предпочитали пить кофе. Крестьяне тоже не спешили покупать чай – цена его была слишком высока. В 1730 году один фунт (454 г) стоил от двух до шести рублей. Для сравнения – 40 фунтов мёда стоили три рубля, а один пуд (16,38 кг) икры – 1 рубль 75 копеек. Так что чай по тем временам считался деликатесом. И некоторые особо предприимчивые торговцы, чтобы увеличить его вес, добавляли к чайным листьям спитый засушенный чай или сушёную морковку.
Впрочем, морковный чай хоть и отличается от настоящего вкусом, всё-таки обладает полезными свойствами, чего не скажешь о подкрашенных опилках, которые тоже использовались при подделках. Строительство в конце XIX века Транссибирской магистрали удешевило транспортировку чая, и с тех пор он получил широкое распространение. В 1885 году в Российской империи появились первые чайные плантации.
Король стола
На выставке можно увидеть знаменитые жаровые самовары XIX века в форме яйца, вазы, полушара, рюмки. Почти все они были куплены музеем у белгородского коллекционера, а один передан в дар сотрудниками таможенной службы. Самовары конца XIX – начала ХХ века, выпущенные фабрикой Баташевых, привлекают своими необычными формами, изысканными деталями, использованием орнаментов в византийском стиле, а также рококо и барокко.
Экспозицию дополнили и другие старинные предметы быта, использовавшиеся во время дворянского, купеческого и крестьянского чаепитий, каждое из которых имело свои особенности.
Для заварки в дворянских семьях использовали фарфоровые и фаянсовые чайники. Чашку не заполняли до краёв, потому что к чаю было принято подавать варенье, сливки и мёд.
Самовар же помогал точно узнать момент, когда температура воды становится подходящей для заваривания чая, ведь многие сорта нельзя заваривать крутым кипятком. Первоначальный шум, сменялся самоварным пением, а затем и бурлением. Именно когда самовар начинал петь, надо было заваривать чай.
В экспозиции есть красивые чашки, сахарницы, молочник. Пить чай с молоком – английская традиция, но она прижилась в России, и молочники также стали входить в состав сервизов.
Чаепитие на 20 чашек
У купеческого сословия были свои представления о чаепитии.
«Купцы засиживались на несколько часов и выпивали от 15 до 20 чашек. Приглашение на чай подразумевало, что будет длительная беседа, во время которой решались те или иные вопросы. Женщины, как правило, пили из маленьких чашечек, мужчины предпочитали стаканы в подстаканниках», – рассказала заведующая отделом научно-экспозиционной и выставочной работы Ольга Матвеева.
Крестьяне долгое время вместо заморского чая пили традиционный русский Иван-чай, который изготавливали из листьев кипрея узколистного. Основным местом его изготовления было село Копорье (неподалёку от Петербурга). Иван-чай экспортировали во многие страны Европы. Но после революции его производство прекратилось. О чудесных свойствах Иван-чая вспомнили во время Великой Отечественной войны, когда открыли специальную лабораторию, где производили напитки по старинным русским рецептам.
Кроме этого, были популярны травяные чаи из липы, зверобоя, листьев ежевики, смородины, мяты, земляники, брусники и лесных ягод. Всё это было под рукой и не требовало лишних растрат.
На открытии выставки сотрудники музея не только показали экспонаты и рассказали об интересных традициях, но и предложили гостям выпить ароматного чая с травами и поучаствовать в конкурсе, угадав, как выглядел тот или иной способ чаепития.
Например, сейчас мы пьём чай, как это делали купцы и дворяне – внакладку (накладываем сахар прямо в чай). Ещё один способ – вприкуску. Сахар зажимался между передними зубами и через него протягивали чай. Сегодня такое повторить не удастся – в минувшие времена сахарные головы были более плотными. Однако такой способ чаепития нельзя было назвать эстетичным из-за возникающих специфичных звуков. Поэтому в высших кругах от него отказались.
А вот те, кто был победнее, пили чай вдогонку – кусочек сахара клали на хлеб, хлеб откусывали, а сахар отодвигали дальше и дальше. Когда ломоть был съеден, по одной версии – нетронутый кусок сахара убирался, а по другой – съедался и запивался чаем. Ещё один экономичный способ чаепития – вприглядку. Хозяйка выставляла сахар на стол, поближе к самовару, а гости пили чай, наслаждаясь лишь видом этого очень дорогого по тем временам продукта.
Узнать о других интересных традициях чаепития можно в музее народной культуры до конца января.
Белгородский государственный музей народной культуры
г. Белгород, ул. Мичурина, д. 43
Время работы: с 10-00 до 18-00
по четвергам: с 09-00 до 20-00
Выходной день — понедельник
Санитарный день – последняя пятница месяца
Тел: (4722) 26-84-96
Анна Кущенко
Источник: http://www.belpressa.ru