Из истории чая и чайной упаковки

Чай — напиток, за несколько веков прочно вошедший в культуру многих стран и в жизнь миллионов людей. Он преобразил жизнь японцев, англичан, немцев, русских. Этому бодрящему, греющему душу напитку посвящали свои строки поэты; чаепитие стало сюжетом многих шедевров живописи.
early color photograph from the Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Collection (Library of Congress)
В Китае до сих пор растут древние чайные деревья
Древовидные чайные кустарники произрастают в Китае с древнейших времен. Дискуссии о том, какая страна является родиной чая и был ли чай когда-то диким растением или получен в дар от прежних цивилизаций, продолжаются до сих пор. В 1825 году в горных районах на северо-востоке Индии — в Ассаме, а также в Бирме, Вьетнаме и Лаосе были найдены рощи дикорастущих чайных деревьев. Огромные их рощи обнаружены также на южных склонах Гималаев, на окраине Тибетского нагорья. Там берут начало главные реки Азии: Брахмапутра, Янцзы, Меконг, Иравади. Поэтому некоторые ученые считают прародиной чая не Китай, а предгорную область Гималаев.

В Индии и в странах Индокитая заросли чайных деревьев считают не диким лесом, а заросшими чайными рощами, которые подарили людям древние цивилизации, существовавшие в этих местах. В 50-х годах ХХ века китайские ботаники обнаружили огромные массивы чайных лесов на крайнем юго-западе Китая — в провинциях Гуйчжоу, Сычуань и Юньнань. Здесь чайные джунгли растут на высоте 1500 м над уровнем моря. Существуют две основные разновидности чая: чайный куст и чайное дерево. Чай китайский — это вечнозеленый куст с мелкими листочками, вырастающий в высоту на 2-3 м. Чай ассамский — это мощные деревья с более крупными и мягкими листьями, чем у кустарника. Карл Линней дал чаю латинское название Camellia sinensis, то есть китайская камелия. Чай действительно является ближайшим родственником камелии.

Два основных вида чая — ассамский и китайский — дают все многообразие современных сортов чая. В настоящее время реликтовые чайные деревья сохранились в нескольких провинциях: Юнань, Квандонг, Сычуань и др. На Большой Черной горе Бада (1500 м над уровнем моря) до сих пор растут несколько больших чайных деревьев. Самое крупное из них достигает в поперечнике 1,21 м, а в высоту — 34 м. Возраст дерева насчитывает 1700 лет. На склоне горы Нанг-Нуо растет дерево, возраст которого оценивается в 800 лет. В поперечнике оно 1,38 м. Эти гиганты — живые свидетели того, что Китай действительно является родиной чая.

История экспорта китайского чая насчитывает 1500 лет. В исторических анналах сохранились сведения о том, что Китай начал торговать чаем в 473 году н.э. До 1644 года экспорт чая осуществлялся бартерным способом: чай обменивали на другие товары. Какие же иноземцы первыми отведали ароматного китайского чая? Это были тюркские купцы. В хрониках повествуется о том, что в 473-475 годах тюрки стали регулярно появляться на северо-западных границах Китая и обменивать свои товары на чай.

К 714 году из Китая по морю отправляли в другие страны партии чая. К этому времени китайский чай уже знали в Западной Азии и на Среднем Востоке. А в середине IX столетия он появился в Японии и Корее, став и здесь излюбленным напитком. История сохранила имя евнуха Цзен Хо, который семь раз отправлялся в путешествие. Он посетил более 30 стран, в каждую из которых доставлял партии чая. Цзен Хо побывал даже у берегов Африки. В период с 1405-го по 1433 год персидские купцы развернули активную торговлю китайским чаем на Востоке. Европейские путешественники, миссионеры, приезжавшие в Китай, привозили на родину чай, который начал пользоваться такой большой популярностью, какой до него не знал, пожалуй, ни один продукт.

Как чай появился на Руси
О Китае на Руси, скорее всего, узнали во времена татаро-монгольского нашествия. Поскольку традиция чаепития в Китае насчитывает 3 тысячи лет, чай, несомненно, был хорошо известен в Орде. Встречи русских купцов с китайцами происходили уже в XIII веке. Во второй половине XVI века к России было присоединено Сибирское ханство, в результате чего русские земли стали простираться до границ Китая. В 1616 году в Китай отправились казак-атаман Василий Тюменца и десятник Иван Петров. Они прибыли в ставку монгольского алтын-хана с предложением «быть ему в милостивом жаловании под высокой царскою рукою». При дворе алтын-хана казаки встретили посланника «высокого желтого царя», то есть китайского императора. Монголы поведали двум русским гостям немало интересного о Китае. Им показали китайские вещи — шелковые ткани, золотые кубки и «свечи неведомо какие». Алтын-хан угостил русских посланников чаем, сваренным с топленым молоком и маслом. Это посольство доставило в Москву первые образцы китайского чая.

В 1618 году тобольский воевода Куракин снарядил новое посольство, которое отправилось уже в Китай. Во главе его был поставлен казак Иван Петлин. Русские побывали в Пекине, хотя до императора допущены не были из-за отсутствия «поминов», то есть подарков. Но им была вручена грамота, приглашавшая русских посетить Китай. По возвращении Петлин составил подробный отчет о поездке в «китайские земли».

При Михаиле Федоровиче (1596-1645), первом царе из рода Романовых, торговые связи России с другими странами расширились. Посольство, отправленное в Китай в 1638 году, возглавлял Василий Старков. На родину он привез необычный груз — 64 кг «каких-то листьев». Эти тюки ему навязал монгольский хан в обмен на соболей. Старков был раздосадован и решил, что его здорово надули. Из далекого Китая чай попал в Москву, чтобы очень скоро стать любимым напитком русских людей. «Непонятные сушеные листья» были преподнесены царю. Отведать диковинный заморский напиток государь пригласил и бояр. Все сидевшие за царским столом были очарованы горячим ароматным питьем. Да и царю чай очень понравился.

Русские удивительно легко приобщились к чаю. Он начал вытеснять квас — основной напиток русских. На квасе варили щи и тушили мясо, его пили на протяжении всего дня — порой выпивая до пяти литров в день. С кваса начиналось утро простого люда и дворян. В XIX веке М.Е.Салтыков-Щедрин шутливо изречет: «Чай! Пустой напиток! А не дай нам его китайцы, бо-о-льшая суматоха могла бы выйти!» А сегодня даже представить невозможно, как мы когда-то жили без чая!

Уже в конце XVII века Россия начинает ввозить чай. Со знаменательного чаепития царя Михаила с боярами прошло всего 35 лет, а чай в Москве уже можно было купить запросто. В торговых рядах на Красной площади чай продавали в лавках, как хлеб. Вначале довольно дорогой, чай, по мере роста спроса у населения, стали ввозить большими партиями, и он быстро подешевел.

Торговля русских купцов с китайскими, привозившими свои товары к русской границе с севера Китая, активно шла уже с 1630 года, чему имеются подтверждения в исторических хрониках — это произошло во времена правления династии Мин. Из России в Китай поставляли сукно, всевозможные меха, такие как мерлушка, корсак (лиса), бобер, соболь, хорек, белка, куница, а также юфть — толтую кожу. Из Китая кроме чая ввозили сахар-леденец, сушеные фрукты, виноград, яблоки и прочие плоды, а также табак.

В 1689 году Россия заключила с Китаем первый торговый, так называемый Нерчинский, договор. Китай официально вступил с Россией в торговые отношения.

21 октября 1727 года в местечке Кяхта, расположенном в Бурятии у границы с Монголией, где к началу XVIII века уже существовала большая торговая слобода, состоялось подписание Кяхтинского договора, который узаконил границу между Россией и Китаем. По договору были определены условия русско-китайской торговли. На протяжении XVIII-XIX веков Кяхта оставалась центром русской торговли с Китаем (первоначально торговля шла через монгольскую слободу Маймачен). И именно через Кяхту в Россию ввозили большие партии чая. Постоянно находясь в близком контакте с местным населением, русские усвоили традиции китайского и монгольского чаепития.

В первой трети XVIII века чая из Китая в Россию ввозили уже столько, что он составлял 1/7 часть от всех закупаемых товаров. А в 1814 году его доля — уже 2/3 от всех товаров. В 1800 году в Россию было продано 910 т чая, а в 1820 году — уже 1638 т. В период с 1831-го по 1840 год Россия в среднем импортировала из Китая каждый год по 2470 т чая. В стране наблюдалось повальное пристрастие к чаю, которое можно сравнить лишь с любовью к этому напитку англичан. Чай вышел на первое место среди товаров, провозимых через Кяхту. В 1820 году граф Сперанский, характеризуя кяхтинскую торговлю, писал: «Шелковые материи уже кончились, китайка тоже почти кончается. Остается чай, чай и чай».

В 1854 году в Кяхте было 58 купеческих домов, из них 37 сибирских с годовым оборотом в 5,8 млн. рублей. А на 21 торговый дом из внутренних районов России приходился оборот в 4,5 млн. рублей.

Большую часть товаров доставляли из Кяхты в Россию зимой, когда выпадал снег и устанавливался зимний тракт. Так было до 1869 года, когда был открыт Суэцкий канал. С этого момента чай стали возить и морским путем.

Чай, ввозимый Россией из Китая, уже в начале XIX века насчитывал немалое количество сортов, основные из них: байховый (чай из молодых пушистых листочков с примесью белого чая; слово это употребляется только в русском языке и происходит от китайского «байхэ» — лилия), цветочный (содержащий примесь белого чая); плиточный (спрессованный из молотого чая черных сортов); кирпичный (из длинных летних побегов; с примесью соли, масла, муки, пряностей). В 1861 году в г.Нанкине (в низовьях реки Янцзы) был открыт порт для захода иностранных судов. Русские купцы основали здесь свое торговое дело. Русские сами прессовали закупаемый у китайцев чай и везли его в Россию.

Если в самом Китае был высокий спрос в первую очередь на зеленый чай, то на экспорт шел в основном черный чай, полюбившийся жителям других стран. В 1886 году доля черного чая в китайском экспорте составляла 75%, зеленого — 8,7%, прессованного — 16,3%. Англия закупала 57,7%, США — 13,7%, а Россия — 27%.

Чай и чайное дело в Сибири
Торговля чаем стала в Сибири необычайно прибыльным делом. Доставкой чая из Китая в Сибирь занималось множество людей. Путь чая был долог и сложен — ему предстояло преодолеть 4 тыс. км, прежде чем он попадал в чашки москвичей-чаевников. По Китаю его везли в джонках — речным путем, а также на быках, на ослах. По Монголии его обычно перевозили на верблюдах.

Чай прессовали в форме кирпичей, почему он и стал называться кирпичным. Для его изготовления использовали байховый чай, в который добавляли стебли рододендрона или молотый шиповник. Массу тщательно перемешивали и смачивали рисовой водой. Затем ее распаривали и прессовали в форме кирпичей или плиток (плиточный чай). Упаковывался чай в деревянные ящики, оплетенные 2-3 раза камышом, — цибики. Цибик в переводе с монгольского означает «оплетенный камышом». Вес цибика мог достигать 2,5-3 пудов. Лучшие сорта чая перевозили в оловянных и свинцовых ящиках, которые, в свою очередь, вкладывались в цибики. В Кяхте немедленно начинался осмотр прибывших партий чая. Его производили «савошники», снабженные специальным «савком» — железным остроконечным снарядом, частично полым внутри. Им пробивали тюк с чаем и вынимали на пробу небольшое количество чая. Эту работу делали работники казенной артели инвалидов, а также купеческие приказчики. В 1861 году таможня была перенесена в Иркутск, и там появились частные савошные артели.

Чай пользовался огромным спросом, предприимчивые купцы быстро сколачивали на торговле чаем огромные состояния. В 70-80-е годы ХIХ века главным товаром, шедшим из Китая в Ирбит, был чай. Жалованье обозных приказчиков составляло 300 руб. в год. Зимой по чайному тракту шли бесконечные обозы; за 1886-1887 годы прошло почти 110 тыс. одноконных обозов. Сгруженные в отведенных местах на площадях Ирбита кипы с чаем громоздились, достигая порой 8-10-метровой высоты. Интересно, что уже на заре чайной торговли этот продукт стал приносить России огромные прибыли. В 1760 году государственная казна получила из Кяхты 20%, а в 1775-м — 38,5% всех таможенных поступлений России. В 1885 году государство установило такие высокие пошлины на ввозимый чай, что сибирские купцы послали протест министру финансов. Транспортировка чая морем стала выгоднее. Доставка чая через Одессу в Москву вместе с комиссионным сбором и банковскими расходами обходилась в 5 копеек, а сухопутным путем через Сибирь — в 36 копеек за фунт. Государство пошло навстречу участникам кяхтинской торговли и повысило пошлины на «морской» чай. В результате он стал продаваться в Москве по 96-100 копеек, а «кяхтинский» — по 110-112 копеек за фунт.
2015_11_11_01_001
Доставить чай из Кяхты через Сибирь и Урал в Москву и Петербург было, разумеется, делом нелегким, учитывая плохое состояние российских дорог. Купечество было заинтересовано в развитии дорожной сети. Уже в 1767 году в Уложенную комиссию поступила жалоба от купечества на «неблаговидное» состояние дорог в России. Купцы начали вкладывать средства в прокладку дорог.

Сибирские самовары
Чай пленил сибиряков гораздо раньше, чем москвичей. Самовары были широко распространены в Сибири уже в XVIII веке. Их делали из меди, латуни, чугуна и даже из серебра; различной формы — в виде банки, вазы, рюмки, яйца. Для людей, заводивших хозяйство, самовар был символом благополучия, стабильности семейной жизни и домашнего уюта. «Какой-нибудь мещанин, начав разживаться и мечтая, как бы еще более увеличить комфорт, додумывается до заведения второго самовара, потом третьего… Так, глядишь, у него уже 12 самоваров», — так писала иркутская газета «Восточное обозрение» в 1886 году. Для уплаты долга крестьянин мог отдать любую вещь, но только не расстаться с самоваром. Летом жители Иркутска, отправляясь на реку купаться, обязательно брали с собой самовар. Было принято преподносить молодым на свадьбу в подарок самовар и непременно фунт хорошего чая.

Торговые знаки чайных купцов Кяхты
Чайные купцы Кяхты были людьми богатыми, а основную часть населения города составляли работавшие на них. В 80-е годы ХIХ века горожане жили хорошо. Цены на продукты были невысокими: мясо стоило 2-3 копейки за фунт, масло — 15 копеек, осетрина — 8 копеек. Улицы в городе были освещенными, проезжая часть выложена булыжником, дома, обычно крытые железными крышами, были большими, крепкими, общественных служб и заведений было много — все говорило о достатке жителей.Чайная торговля была главным занятием кяхтинцев. Обозы с верблюдами приходили регулярно. Когда прибывал обоз хозяина-купца, караван вводили в гостиный двор. На дворе артельщики помогали монголам развьючивать верблюдов. Снимались крепежные веревки и попоны, а чай, еще в тюках, поступал на взвешивание. Конечно, тюки проверяли: не подмок ли чай — для этого савошники брали пробу. Затем специальные рабочие, взяв железный резец в виде трезубца с основанием посередине и двумя резцами по бокам вырезали на них номера и начальные буквы (литеры) имени и фамилии хозяина. Литеры выглядели так: М.Ф.Н. — М.Ф.Немчи­нов, И.К. — ­И.С.Котельников, М.О. — М.Г.Горлов. Партии чая, отправлявшиеся на Нижегородскую ярмарку, легко распознавались по этим литерам.

Основоположники чайного дела в Москве
Мужчину, торговавшего чаем, называли в России «чайник», а женщину — «чайница», по аналогии с мясниками, рыбниками, грибниками. Первые торговые чайные фирмы появились в начале XVIII века. Это снискавшие славу купеческому делу в России Карзинкины, Cабашниковы, Боткины, Перловы, Усачевы.

Сабашниковы основали оптовую торговлю чаем в Кяхте. Это были люди простого происхождения, выходцы из Вологды. Накопив средства на торговле чаем, они вложили их в разработку золотых приисков. Позже Сабашниковы основали большое книгоиздательское дело.

Карзинкины, сделавшие деньги на торговле чаем, вложили их в льняные мануфактуры и стали пайщиками ярославской мануфактуры.

Преданными чайному делу до конца остались Губкины, Боткины и Перловы. В Москве сохранились дома, принадлежавшие этим знаменитым купцам-чаеторговцам.

Дом чаеторговца Боткина (№ 4 по Петроверигскому переулку) славился своей высокой духовной атмосферой и истинно русским радушием. Художники, композиторы, писатели, ученые были в нем желанными гостями.

Какой москвич не залюбуется необычным особняком в китайском стиле на Мясницкой улице! Владели этим домом знаменитые чайные торговцы Перловы — выходцы из московских посадских людей. Впервые их род упоминается с начала XVIII века. Немногие купеческие династии просуществовали так долго, как Перловы, — вплоть до 1917 года. Уже в 1792 году в числе московских купцов второй гильдии значился Иван Михайлович Перлов (тогда еще не носивший эту фамилию). Сын Ивана Михайловича, Алексей Иванович, организовал торговлю чаем пока еще в овощном ряду на Красной площади; в то время Перловы уже имели своих людей в Кяхте и закупали у китайцев чай партиями. До 1807 года Перловы жили в приходе митрополита Алексия в Рогожской заставе. Вскоре глава семьи приобрел дом на Большой Алексеевской улице. Потом у Перловых появятся в Москве и другие дома.

В 1816 году Перловы открыли свой амбар в старом Гостином дворе Китай-города. Через семь лет у них уже был свой магазин на Ильинке в Ножовой линии. С этого времени Перловы начали выставлять свою чайную продукцию на продажу на крупных ярмарках в Макарьеве и в Нижнем Новгороде. У Перловых появился еще один чайный магазин — на 1-й Мещанской. К концу XIX века Перловы имели уже 88 магазинов в разных городах России и в Европе. В Москве они вели торговлю в магазинах на Варварке, Пречистенке, Тверской, Пятницкой, Мясницкой улицах, на Арбате и в других районах города. Открылись их чайные магазины в Петербурге, Харькове, Варшаве, Вильнюсе, Ревеле, Гельсингфорсе (Хельсинки), Вене, Париже. Ежегодный торговый оборот составлял 16 млн. рублей. Перловы стали поставщиками чая нескольких императорских домов Европы: австрийского, румынского, черногорского, насаусского.

Знаменитый дом Перловых на 1-й Мещанской был перестроен архитектором Клейном. По его же проекту в 1890 году был сооружен дом на Мясницкой — изысканный особняк, оформленный в китайском стиле. Этот дом был построен для Сергея Васильевича Перлова. Вид китайской пагоды дом на Мясницкой приобрел не сразу, а лишь в 1895 году, после того, как был оформлен архитектором К.К.Гиппиусом.

Ушел в прошлое ХIХ век, а за ним и век ХХ. Изменилась жизнь, канули в Лету многие традиции. Но до сих пор мы приглашаем друзей на чашку чая. Чай и сейчас согревает нас своим теплом в холодные вечера, когда за окном идет дождь. Этот напиток проделал огромный путь, а сколько рук потрудились над ним, сколько глаз любовалось на него, провожая его в дальнюю дорогу! Вспомните об этом, когда будете подносить к губам чашку с чаем.
2015_12_02_06_002
Чай Василия Ушакова

2015_11_11_05_004
Чай фирмы Н. М. Седакова

2015_11_11_01_004
Упаковка от красненького чая из магазина купца Капырина Владимира Сергеевича. Купец В. С. Капырин был гласным Калужской городской думы, а также владел магазинами не только в Калуге и губернии, но и за ее пределами.

2015_12_02_06_001
Чай А.А.Мусатова. Москва

Товарищество В.И. Попова вкладывало в каждую чайную коробку маленький рекламный листок, где правление фирмы обращалось к потребителю: «Покорнейше просим гг. потребителей чая нашей фирмы обратить свое особое внимание на то, что в силу развившейся в последнее время сильной конкуренции между оптовыми чайными торговцами они вынуждены увеличить обычную скидку для иногородних торговцев, через что, разумеется, ухудшается качество товара — наша фирма «Товарищество Василия Ивановича Попова» решила не увеличивать скидку, но строго обращать свое внимание единственно на доброкачественность чая и его крепкий настой и аромат».

2015_12_02_06_003
Товарищество чайной торговли и складов Василия Ивановича Попова

2015_12_02_06_004
Товарищество чайной торговли и складов Василия Ивановича Попова

2015_12_02_06_005
Товарищество чайной торговли и складов Василия Ивановича Попова

2015_12_02_06_006
Товарищество чайной торговли и складов Василия Ивановича Попова

2015_12_02_06_007
Чай товарищества Василия Ивановича Попова

2015_12_02_06_008
Чай. Чайная торговля Сергея Алексеевича Спорова

2015_12_02_06_009
Чайная торговля Н.Н.Елисеева в Нижнем Новгороде

2015_12_02_06_010
2016_06_16_02_0012016_06_16_02_002
2016_06_16_02_0032016_06_16_02_004
2016_06_16_02_0052016_06_16_02_006
2016_06_16_02_0072016_06_16_02_008
2016_06_16_02_0092016_06_16_02_010
2016_06_16_02_0112016_06_16_02_012
2016_06_16_02_013
2016_10_09_02_003








Упаковка от чая «Чай кяхтинский» купца Александра Федоровича Петровского во Владимире в близи Золотых ворот на Большой улице у Архиерейской церкви. Торговля китайских чаев, сахару, кофе. Цена 1 рубль за пол фунта




По центру — торговля чаями И.К.Синягина на станции Вязьма, Смоленская губерния. Полукругом на заднем плане — чайные банки московского торгового дома Ольги Корещенко














Рекламный чайный вкладыш чаеторговца Н.Ф.Капырина











2016_10_09_02_006
«Мир Этикетки» 10’2002
Источник: http://labelworld.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.