Чайная керамика провинции Сацума и сацумского стиля
В провинции Сацума на юго-востоке Японии керамику для чайной церемонии тя-но ю создавали с начала XVII века. Мастерские, работавшие под покровительством княжеского дома Симадзу, обеспечивали предметами престижа аристократию провинции и изготавливали изделия для дипломатических подарков и подношений военному правительству бакуфу в Эдо и императорского двору в Киото.
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, Сацума. XVIII-XIX вв.
Мастерские провинции были основаны выходцами из Кореи, переселенными в Японию во время последнего Корейского похода полководца и государственного деятеля Тоётоми Хидэёси в 1597 году. Наличие местных глин, пригодных для гончарства, вызвало появление целого ряда мастерских в первом десятилетии XVII века. В них производились изделия из фарфора, светлой и темной керамических масс. Наибольшую известность получила керамика сиро-сацума из светлой глины, близкая к фаянсу и применявшаяся как для создания пластики, крупных декоративных изделий, ваз и курильниц, так и для производства утвари для чайной церемонии, в основном – чаш.
Чаши тяван из тонкой керамической массы кремового цвета, покрытые прозрачной глазурью с мелким кракелюром, декорировались рельефом или надглазурной росписью. Изящные и нарядные изделия мастерских Кагосимы, Наэсирогавы и Татэно отвечали эстетическим предпочтениям чайных мастеров XVII-XVIII веков, когда так называемый “грубый стиль” церемонии (ваби-тя) сменился более светским “чаем даймё” (или сёин-тя, “чаем в гостиных”).
В XIX веке репертуар мастерских Сацумы расширяется за счет изделий для сэнтя. В Эрмитаже хранятся большие чайники с изящным декором надглазурной росписью и чашки юноми, декорированные росписью и рельефом. Эти предметы выполнены в традиционном стиле сиро-сацума: цвет и фактура глазурованного с кракелюрами керамического черепка играют основную декоративную роль и роспись не занимает всей поверхности изделия.
К ранним изделиям сацума для сэнтя относится эрмитажный миниатюрный чайник кюсу (фото 1). О том, что это ранний экземпляр, свидетельствуют несколько его отличительных черт: отсутствие росписи, декорирование резервом неглазурованного черепка с лаконичным рельефом, а также редкая, не нашедшая аналогий, форма. Отсутствие декора подглазурными или надглазурными красками говорит об ориентации ранней продукции провинции Сацума для сэнтя на континентальные образцы, в том числе – на фарфор мастерских Дэхуа (провинция Фуцзянь). Белые, часто декорированные рельефом, изделия Дэхуа издавна высоко ценились в Японии и вызывали подражания в мастерских Сацумы, такие, например, как сосуд с рельефным изображением цветущей сливы и птиц из коллекции Эрмитажа, чаша без рельефа работы Тин Токити XVII века и многочисленные керамические фигуры богини милосердия Каннон и бодхисаттвы Мондзю, интерпретирующие китайские образцы.
Работа корейских мастеров в провинции обусловила и появление подглазурных росписей кобальтом и железистыми пигментами. Белые изделия с утончённым декором подглазурными красками производились в Сацуме уже в XVII веке и предназначались в основном для внутреннего сацумского рынка. Два миниатюрных чайника с подглазурной росписью (фото 2 и 3) относятся именно к такой продукции. Несмотря на разницу форм, эти предметы близки по характеру декора: на фоне светлого керамического черепка и глазури с мелким кракелюром лёгкая роспись занимает лишь небольшую часть поверхности изделия, повторяя принципы классической дальневосточной живописи.
Считается, что надглазурные эмалевидные краски стали применять в Сацуме в середине XVII века под влиянием керамистов Киото, прежде всего – выдающегося Нономуры Нинсэя (раб.ок. 1660-1680), использовавшего при декорировании керамики плотные рельефные эмалевидные краски. Между провинциями Сацума и Киото существовали тесные торговые и культурные взаимоотношения. В то же время сведения об эмалевидных красках сацумские мастера могли получить благодаря связям с континентальными мастерскими и притоку мигрантов-керамистов. Для мастерских Киото и Сацумы было характерно нанесение надглазурного декора выпуклым рельефным слоем, как на чайнике с изображением журавля и черепахи (фото 3). В пользу сацумского происхождения этого чайника кюсу говорит наличие подглазурного декора, который был нанесен до первого обжига изделия.
После реставрации Мэйдзи в 1868 году мастерские Японии испытывали экономические трудности: класс самураев был расформирован, князья-даймё лишились политической и экономической власти и перестали поддерживать ранее престижное и экономически выгодное керамическое производство. Мастерские в провинции Сацума, прежде пользовавшиеся поддержкой семьи Симадзу, так же как и многие другие керамические предприятия, были вынуждены искать новые рынки сбыта своей продукции и новые формы, востребованные в обществе. Позднее, во время подавления Сацумского восстания 1877 года, многие мастерские и печи были разрушены, и в 80-90-ые годы для восстановления производства керамистам пришлось расширять репертуар за счет массовой продукции, в том числе и предметов для сэнтя.
В конце XIX – начале XX века в одной из самых известных сацумских мастерских, которой владел Тин Дзюкан XII, был создан набор для сэнтя из десяти миниатюрных чашек, чайника и сосуда юдзамаси (широкой чашки со сливом для охлаждения воды перед завариванием чая). Этот комплект отличается от традиционных изделий сацума и демонстрирует поиски новых декоративных решений. Предметы покрыты цветными глазурями по выгравированному орнаменту из арабесков. В розовой, жёлтой, зеленой, красной, синей и баклажановой глазурях резервом оставлены круглые медальоны, в которых – на фоне типичного сацумского светлого черепка – изображены растительные мотивы.
После 1868 года, с налаживанием широкого общеяпонского рынка и появлением крупных мастерских с разделением в них труда гончаров и художников по керамике, мастерские Сацумы начинают продавать недекорированное “бельё” в другие регионы страны – Киото, Осаку, Кобэ, Кутани и Иокогаму.
Изысканной декоративностью отличаются предметы, расписанные в Киото (так называемые изделия кё-сацума). В Осаке и Кобэ, расположенных близко к Киото, но более выгодно в плане транспорта и торговли, в 1880-ые годы открылось несколько мастерских, основанных художниками Киото. Из этих портов керамика “в стиле сацума“ вывозилась в том числе и на Запад, поэтому при изготовлении некоторой части продукции учитывались запросы европейского покупателя. Одним из самых известных мастеров этого региона в 1880-1890-х годах стал Кинкодзан Собэй VII из Киото. На его предприятии, одном из крупнейших в то время, было занято большое число художников, работавших в основном с привозными формами. Многие изделия мастерской сделаны на “белье” из Сацумы. Два чайника эрмитажной коллекции (фото 4 и 5) имеют оттиснутые в керамической массе марки “Кинкодзан”.
Поскольку марки могли быть поставлены только в том месте, где создавалась форма, можно предположить, что формы были заказаны в Сацуме и снабжены марками по поручению киотоского мастера. Стиль и качество исполнения декора двух чайников и идентичными марками заметно различаются, свидетельствуя о том, что в мастерских Кинкодзана работали художники разного уровня и с разными вкусовыми пристрастиями. Чайник оригинальной кольцевидной формы (фото 4) демонстрирует изящную роспись со свободно расположенными композициями, подчеркивающими декоративную роль самого черепка. Такая роспись характерна для произведений Сацумы и для ранних работ мастерских Киото.
Роспись другого маркированного сосуда (фото 5), гораздо более насыщенная, демонстрирует тяготение к так называемому “парчовому рисунку” (нисикидэ), игравшую основную роль в декоре экспортной продукции. Некоторые приемы “экспортного” декора применялись и в оформлении миниатюрных чайников.
Фото 2. Чайник тяхэй. Япония, Сацума. XIX в.
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Сацума. XIX в.
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Сацума. XIX в.
Фото 4. Чайник тяхэй. Япония, Сацума, Киото (роспись). Начало 1880-х гг. Мастерская Кинкодзана Собэя VII
Фото 4. Чайник тяхэй. Япония, Сацума, Киото (роспись). Начало 1880-х гг. Мастерская Кинкодзана Собэя VII
Фото 5. Чайник кюсу. Япония, Сацума. Конец XIX в. Мастерская Кинкодзана Собэя VII
Другой значительной мастерской региона Кансай* в 1890-х годах была мастерская Ябу Мэйдзана в Осаке. Этот художник-керамист, получивший образование и практический опыт в Киото, создал крупное производство с филиалами в Осаке м Кобэ. В этих же городах открыл собственные мастерские Ябу Сидзан, повторявший самые интересные находки керамистов Киото.
Чайник с изображением стайки летящих воробьев (фото 1) сочетает тонкий рельеф в виде листьев и веток бамбука с миниатюрной росписью. Приём сочетания рельефа с росписью надглазурными красками широко применялся мастерами Сацумы. Вероятно, подобные изделия послужили прототипами для росписи другим центрам, особенно в регионе Кансай, наиболее близком к провинции Сацума.
Мотив летящих плотной стайкой воробьев в росписи отличает продукцию мастерских Ябу Сидзана и Ябу Мэйдзана 1890-х годов.
Также и происхождении эрмитажного чайника из Осаки или Кобэ свидетельствует полоса золотого орнамента на черном фоне. Как и роспись нисикидэ, геометрические или растительные тонкие золотые орнаменты на черном (или темно-синем) фоне характерны в основном для экспортных изделий.
Черты экспортного стиля видны и в декоре чайника на фото 2. Вся внешняя поверхность изделия покрыта коричневой глазурью с мелкобугристой поверхностью, напоминающей фактуру кожи ската (самэ-хада), которую создавали мастера провинции Сацума. Мастерские селения Рюмондзи в местечке Кадзики в Сацуме, известные керамикой с такой глазурью, просуществовали до конца XIX века, и утварь для листового чая входила в репертуар этих мастерских. В каталоге “Кюсу но мирёку” приведено изделие сацума конца периода Эдо – чайник кюсу с глазурью самэ-хада. Однако изделия такого типа в мастерских Сацумы никогда не декорировались золочением или росписью, как в случае с эрмитажным чайником.
Кроме золочения некоторых деталей чайника, на двух сторонах тулова белой эмалевидной краской изображены два дракона, свернувшихся кольцами, — роспись нанесена рельефно, плотным красочным слоем, фактура которого повторяет эффект “кожи ската”. Детали фигур подчеркнуты черной и красной эмалью, а также золотом. Такое рельефное нанесение эмали (прием мориагэ) широко использовалось в мастерских, работавших на европейский рынок. Особенно часто так декорировались изделия предприятий Иокогамы (иокогама-сацума), для этих же мастерских характерно изображение белого дракона (мотив, редко встречающийся до конца XIX века), украшавшее сервизы для экспорта в Европу и США. Вероятно, изделие сацума было приобретено частным покупателем или торговой фирмой и передано художникам для дополнения декора.
Судя по сравнительно небольшому количеству сохранившихся в музейных коллекциях сацумских кюсу, массового производства миниатюрных чайников в этой провинции ( в отличие от мастерских Банко) не бело. Однако в 1890-х годах они составляли значительную часть продукции, и некоторые изделия отправлялись для декорировки в другие керамические центры Японии.
* Регион на юго-западе острова Хонсю, объединяющий современные префектуры Вакаяма, Киото, Миэ, Нара, Осака, Сига и Хёго.
Фото 1. Чайник тяхэй. Япония, Сацума, Киото (роспись), 1880-е гг.
Фото 1. Чайник тяхэй. Япония, Сацума, Киото (роспись), 1880-е гг.
Фото 2. Чайник добин. Япония, Сацума, Иокогама (роспись), середина XIX в.
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Сацума, XIX в.
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, Сацума, XIX в.
…Продолжение следует…
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
«Введение к каталогу «Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже «
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com