Пуэр и пиар. О недобросовестном просвещении

Радио Пуэр FM. Выпуск 62

Говорим о том, что информация о чае бывает разного качества; о том, любая ли популяризация хороша; о «талантливых маркетологах», о некомпетентности, злоупотреблении доверием читателей, манипуляциях и откровенном вранье; о том, стоит ли относиться ко всему этому снисходительно.
2015_10_08_01_002

Обращали ли вы внимание, как часто в чайном мире шикают на того, кто попробует лишь заикнуться о том, сколько стоит тот или иной чай? С каким высокомерием, а то и с откровенным презрением говорится что-нибудь вроде «мы говорим о чае, при чём тут деньги!» или «думайте о чае, а не о деньгах!» Как будто речь идёт о какой-то святыне, а деньги, цены, рынок и так далее – нечто грязное, низменное или вообще дьявольское.

Как вы думаете, почему так происходит? Конечно, чай – это не просто товар, а живая и одухотворённая сущность, но на свете множество товаров, которые не просто товары. Коллекционеры виски не прочь посудачить о том, сколько стоят предметы их страсти. Букинисты имеют дело с почти одушевлёнными вещами, но и они не стесняются говорить о ценах. Филателисты – вот уж на что оторванные от грешной земли люди, ведь редкие марки, за которыми они охотятся, вообще не имеют никакой объективной ценности, никакого полезного применения, но и для них тема денег – вовсе не табу.

Но стоит сказать, например, в обсуждении какого-нибудь чая, что он в целом, может, и неплох, но если учесть его цену, то есть более привлекательные варианты — и на вас посмотрят как на человека, приценивающегося в храме к иконостасу. Интересно, правда?

Это похоже на некий снобизм наоборот, противоположный по знаку, но равный или даже бОльший по модулю. Когда человек хвастается деньгами – «смотрите, как я крут, какой дорогой чай я покупаю!» — это, конечно, не очень умно и красиво (воспринимать приобретения как достижение вообще довольно глупо) – но, в сущности, понятно. Такие люди, даже имея достаточно денег, всё равно так ими обеспокоены, что завидовать им не хочется.

Но когда человек выпячивает своё презрительное отношение к деньгам – «смотрите, как я крут и высокодуховен!» — по-моему, это еще глупее и свидетельствует о неком неблагополучии. И дело даже не в том, что это часто бывает психологической защитой, за которой скрывается финансовая несостоятельность, которую человеку больно признавать. Важно другое: в том, как человек обращается с деньгами, ярко проявляется то, насколько ответственным или безответственным он может быть.

И вот ещё какой любопытный аспект. В одном из таких диалогов мне встретилась знаковая фраза, не воспроизведу ее в точности, но что-то вроде «я думал, он по-настоящему чаем занимается, а он деньги зарабатывает». То есть, даже не допускается, что деньги зарабатывать можно честно, достойно, любя свое дело. Конечно, если считать, что там, где деньги и торговля – всегда только цинизм и обман, то не удивительно, что, взаимодействуя с такой тонкой и нежной материей, как чай, люди пытаются держаться от денежных вопросов в стороне.

И, чего греха таить, некоторые чайные бизнесмены дают поводы для недоверия, которое, увы, бросает тень на честь всей профессии в целом. Но по-настоящему грустно даже не это, а то, что такое положение дел, когда бизнес ведется непорядочно и нечистоплотно, как оказывается, давно уже воспринимается как норма, как нечто естественное, как будто иначе и нельзя.

Вот давайте для начала и поговорим о том, есть ли место этике в чайном бизнесе или чайной рекламе, или допустимо всё, что не запрещено законом напрямую. Для меня этот разговор будет, так сказать, по горячим следам: на прошлой неделе мне довелось поучаствовать в одной долгой, бурной и содержательной дискуссии как раз на эту тему.

А началось всё с критической рецензии одного коллеги на творчество одной широко известной в чайных кругах персоны. Имя этой персоны я озвучивать здесь не стану – оно не очень существенно, чайных деятелей с похожими манерами много, творчество, о котором шла речь — просто яркий и хорошо известный многим пример определенной информационной политики. Состоит она в том, что на своем сайте человек публикует заметки о своих наблюдениях за чайной жизнью Китая – репортажи, так сказать, с места событий – и просветительские статьи, этакий ликбез по основным чайным вопросам. Всё это живенько так, понятно, доступно, с шутками и прибаутками, весёлыми картинками и прикольными видеороликами.

Плюс к этому автор прикладывает определённые усилия к продвижению своего проекта – его некрупный чайный магазин оказывается довольно высоко в рейтингах поисковых систем, и Яндекс то и дело норовит подсунуть его контекстную рекламу.

В результате эта харизматичная личность за считанные годы стала довольно узнаваемой. В чём же проблема?

В том, что его просветительские заметки изобилуют неточностями, искажениями, преувеличениями, пробелами в необходимых сведениях, и всё это его читатели впитывают безо всякой критики, веря на слово порой в дикую ахинею. И ладно бы просто дело было в ограниченности знаний автора. Но к ней добавляется еще и намеренное запутывание читателей, в котором явно просматривается корыстный интерес. Например, берется чай, хорошо известный в России под одним определенным названием – так уж сложилось, хотя в Китае его могут называть по-разному – называется по-другому, названием, плохо понятным российским покупателям, и говорится, что это эксклюзивный, очень редкий чай, который в России очень трудно найти, а вот у автора он есть. Налетайте. Или другой пример – берется пуэр весьма невысокого качества и описывается так, как будто это лучший пуэр на свете: «Я так долго его искал! Я так рад и горд, что он теперь у меня есть! Это должен обязательно попробовать каждый любитель чая!», и всё в таком духе, и цена на него ставится вчетверо выше обычной. Как хотите, но, по-моему, это элементарная нечистоплотность и непорядочность. Так что неудивительно, что чем больше человек разбирается в чае, тем более критически он обычно относится к деятельности этого автора и других ему подобных.

Так вот, один мой коллега решил написать серию рецензий на статьи этого автора с разбором всех случайных и намеренных ляпов, которые там присутствуют, и под первой же из них не без моей помощи возник диспут, продолжающийся вот уже вторую неделю.

И это просто поразительно, насколько в штыки была принята эта критика, и сколько искренних защитников нашлось у деятеля, о котором идёт речь. И их аргументы заставляют серьёзно задуматься над тем, что происходит в чайном обществе и в обществе вообще.

Одни говорили: «Да, но зато какой он яркий, харизматичный, люди благодаря ему увлекаются чаем, и мало кто привёл столько людей в чайную тему, сколько он!» Такое впечатление, что я попал на собрание Свидетелей Иеговы, сравнивающих заслуги своих миссионеров. Нам действительно нужно любой ценой как можно больше людей «в чайной теме»? Сомневаюсь.

Другие говорили: «Да, но если он так популярен, если он так нравится публике, значит, он востребован, он делает то, что нужно людям!» Я не совсем понял, мы говорим об авторе статей о чае или о стэндап-комике? С каких пор популярность среди широких народных масс стала показатетелем качества и поводом для одобрения? В нашей самой читающей и гордящейся своей музыкальной культурой стране самые популярные писатели – Донцова и Бушков, а самые популярные певцы – Стас Михайлов и Ваенга, и что, будем их за это уважать и хвалить?! С одной стороны, за такой уровень запросов нам как гражданам должно быть стыдно. А с другой, такие вкусы не сами собой сформировались, над этим планомерно работали почти три десятка лет. Тридцать лет назад никто не поверил бы, что в двадцать первом веке в России литературой будет считаться Донцова, а музыкой – Михайлов. Вот и примитивные, низкокачественные статьи о чае способствуют не популяризации, а, наоборот, снижению чайной культуры!

Третьи, и это самое печальное, говорили: «Это просто талантливый маркетинг! А специфическая манера и стиль – это просто инструмент продвижения товара! Важно, что бизнесмен он хороший, потому что хороший бизнесмен – это богатый бизнесмен, а прочее несущественно! А критиковать конкурентов – это недобросовестная реклама!» Что же это получается – кто больше бабла нарубил, тот и хороший бизнесмен, честь ему и хвала, ради получения прибыли все средства хороши, нести чушь и лгать читателям и покупателям – нормально и похвально, а назвать лжеца лжецом, а чушь чушью – недопустимо и отвратительно? Ничего себе деловая этика!

Приведу аналогию. В любой стране встречаются бездарные и низкоквалифицированные врачи, встречаются и мошеники от медицины, злоупотребляющие доверием пациентов. И в здоровых медицинских сообществах факты ошибок, нарушений этики и преступлений вскрываются, признаются, предаются огласке, осуждаются. Это неприятно, но необходимо, чтобы обеспечить безопасность и повысить качество медицинских услуг, и чтобы не уронить престиж профессии и не утратить доверие пациентов. И тот, кто поднимает эти болезненные темы, оказывает всем важную услугу. У нас же подобное расценивается как грубое нарушение профессиональной этики, как предательство, как оскорбление всей медицины, то есть всё шиворот-навыворот, и излишне говорить, к каким результатам приводит эта круговая порука молчания и нетерпимость к критике и гласности.

Страшно, что ложь понемногу становится нормой, а возмущение ложью – прямо-таки экстремизмом. Недавно я читал интервью в кондовом стиле «люди интересных профессий» со стюардессой. Люди, наверно, часто интересуются подробностями вашей работы? – спросили ее. Ах, мне так надоели одни и те же вопросы, сказала она, что в незнакомых компаниях я теперь обычно говорю, что работаю в магазине косметики, благо я в ней разбираюсь. Вроде пустяк, и никому нет от этого вреда, но задумайтесь: человек врёт не по необходимости, не во благо, а просто для удобства, и не стыдится говорить об этом, и ожидает не осуждения, а сочувствия – вопросы ей, понимаешь, надоели. А если так, то уж ради прибыли в бизнесе как же не соврать – святое же дело.

Не существующая ныне страна, в которой я родился и вырос, не отличалась особой правдивостью, но, насколько я помню, детей в ней учили, что врать – всегда очень плохо, какие бы оправдания вранью ни находились, и что надо оставаться честным до последнего, и что если ты смог сказать правду, когда это было невыгодно или опасно – вот это и есть успех. И правильно учили!

Но о чём говорить, если, по данным недавнего опроса, 80 процентов россиян считают, что искажение информации в СМИ в государственных интересах допустимо и даже необходимо. Можно было бы задуматься, почему у нас такое государство, что в его интересах нужно искажать информацию, но в данном случае для меня важно то, что абсолютное большинство моих сограждан согласны, чтобы им врали, и считают это правильным. Но вернёмся к чаю.
Итак, с информацией о чае то же, что и с самим чаем – она бывает разного качества, и низкокачественный, но яркий и доступный продукт пользуется бОльшим спросом, нежели высококачественный. Это не какой-то объективный и универсальный «закон жизни», но при нынешнем уровне культуры потребления это данность. Яркие, броские, безапелляционные, но при этом примитивные и пестрящие глупостями и преднамеренным враньём статьи – это как банановый улун или земляничный пуэр. Можно и нужно ли всерьёз бороться с банановым улуном и пытаться переубедить его поклонников? Вряд ли. Но говорить о том, что нет, это НЕ чай высшего качества, объяснять, почему, и предлагать здоровую качественную альтернативу – надо. Соответственно, надо не стесняться и прямо и открыто говорить, что такой-то и такой-то блог или сайт – это некачественная информация о чае, объяснять, почему, и предлагать качественную альтернативу.

Конечно, надо проводить границу между банальной некомпетентностью и намеренным враньём, но это не значит, что первое простительно: и то, и другое – злоупотребление доверием аудитории. Если человек без медицинского образования прочитал научно-популярную книжку о пластической хирургии, задал пару вопросов знакомому хирургу и взялся кухонным ножом подправить соседу нос, вы же не будете считать, что тут всё в порядке (хотя сосед, конечно, сам дурак, что согласился на такое). А ведь мозги не менее важны, чем форма носа.

Так что, прежде чем принимать во внимание чьё-то околочайное творчество, стоит попытаться прежде всего понять, насколько его автор разбирается в том, о чём пишет, и не надо вестись ни на уверенный тон, ни на то, что человек был в Китае и видел всё своими глазами. Последнее – очень распространенная ошибка, нет лучшего способа заслужить репутацию знатока чая, чем съездить в Китай. Так вот, тот деятель, которого я привожу в качестве примера, говорит ооочень уверенно и категорично и, кстати, живёт в Китае. Но штука в том, что личное присутствие в эпицентре событий ещё ничего не гарантирует. Если попросить высококвалифицированного чайного профи и человека, ничего не понимающего в чае, сходить на китайский чайный рынок и снять об этом визите видеоролик, вы получите два совершенно разных медиа-продукта, потому что обращать внимание они будут на разные вещи и даже одно и то же интерпретировать по-разному. Думаю, вы понимаете, что достоверная и полезная информация будет только в одном из этих роликов.

Современное общество склонно к излишнему релятивизму – дескать, все относительно, каждый по-своему прав, любое мнение имеет право на существование. Это так удобно: не приходится ни с кем спорить, а главное, не надо отвечать за свои слова – какое хочу, такое мнение и имею, а вам какое дело? Но мнение компетентного человека и мнение некомпетентного человека не равноценны, это надо чётко уяснить. Можно иметь мнение, что дважды два равно пять с половиной, но если вы воспользуетесь этим мнением при расчёте конструкции моста, быть беде.

Что же касается откровенного вранья, то оно в чайном мире встречается не так уж и часто, и даже не потому, что все такие честные, а просто информации о чае теперь много, и враньё легко проверить и разоблачить. Зато очень часто можно встретить манипулятивные приёмы, направленные на то, чтобы создать у читателя выгодное для себя и далёкое от реальности впечатление, не рискуя при этом быть уличенным во лжи. Например, использование разных точек отсчёта. Как это делается. Допустим, есть пуэрный завод, назовем его условно Цэ, в тесном контакте с которым мы работаем и недорогую продукцию которого продаем. На нашем форуме в теме, посвященной этому заводу, мы говорим о преимуществах его блинов перед ещё более дешевыми чаями. Эти преимущества есть, так что всё по-честному. А в соседних темах мы объективно, серьезно и честно сравниваем какие-нибудь уважаемые брэнды, допустим, Вистерию и Чангтай, и оказывается, что у любого их продукта есть и достоинства, и недостатки. Это тоже чистая правда. Что же получилось? Несведущий читатель, желая разобраться в пуэрном мире, заходит и видит, что завод Цэ аргументированно хвалят, а Вистерию и Чангтай – что-то не очень. Вуаля!

Это явление распространено очень широко: о чае вообще человек может писать очень объективно и точно, но в своём чае он подчёркивает в первую очередь достоинства. Нам это тоже свойственно, но я стараюсь не умалчивать и о недостатках, а о плюсах говорю не с целью расхвалить свой чай посильнее, а, в основном, чтобы указать на те качества чая, которые показались мне ценными и обусловили попадание этого чая в нашу коллекцию, чтобы люди обратили на них внимание, и они не остались незамеченными. Но любые заинтересованные описания грешат однобокостью, на это всегда надо делать поправку.

Ещё один важный для меня момент. Низкий уровень информационных материалов о чае часто оправдывают необходимостью быть понятным как можно бОльшему числу читателей, в том числе и не очень «подкованным». И, конечно, доступные, понятные, не требующие предварительной подготовки тексты нужны. Но тут есть тонкая грань. Одни дают информацию в максимально доступной «непосвященному» форме, ясно давая понять, что это только азы, что дальше в этой области – целый огромный мир знаний и возможностей, овладеть которыми трудно, но интересно, и что, зная только азы, нужно быть очень осторожным в суждениях, в общем – что всё не так просто, как кажется. И это увлекает, это вызывает желание сделать ещё один шаг, и ещё. А другие создают у своей аудитории иллюзию, что всё очень просто, что этот минимум базовых знаний и есть всё, что им необходимо. Эта иллюзия успокоительна и приятна, и аудитория так и остается на этом поверхностном уровне. У меня есть друг, который любит информировать других о разных интересных вещах и может ёмко и точно, в двух-трёх фразах объяснить суть любой практики или науки. И он это делает на таком позитиве и с такой… завершенностью, что почти ни у кого не возникает желания изучить тему по-настоящему глубоко. Такой подход будто бы рассчитан на апатичных дебилов, которые или не захотят, или не смогут узнать больше – так нате вам хотя бы выжимку самого основного. И когда он начинает преобладать, люди оправдывают ожидания и мало-помалу превращаются в апатичных дебилов. Поэтому мы так и не любим «популяризацию чайной культуры», которая осуществляется с такой вот простотой.

Боюсь, друзья, я создал у вас впечатление, что в чайном пиаре все очень страшно и безнадежно, что все вокруг только и хотят вас обмануть или превратить в запутавшихся, нашпигованных мифами дурачков. Как же от этого уберечься, и где взять чистую, честную и рассчитанную на разумного и развивающегося человека информацию о чае? Если бы я был талантливым маркетологом, то в этом месте я бы тонко намекнул: у меня)))

Есть множество талантливых не в смысле маркетинга, а действительно талантливых чайных блоггеров и множество полезных информационных порталов о чае. Но я сознательно не дал ни одной ссылки и не упомянул ни одного имени. В этом море важен не маршрут, а светлая голова капитана. Даже у самых авторитетных чайных мэтров можно найти неточности и заблуждения – многократно перепроверяя информацию для просветительских выпусков Радио Пуэр FM, я прекрасно это вижу. И даже у не очень толкового автора можно обнаружить что-то ценное. Учитесь не быть легковерными, учитесь задумываться, откуда берется то, что вам говорят, учитесь сомневаться, сопоставлять информацию из разных источников, мыслить критически и здраво. Погружение в мир чайных знаний прекрасно тренирует эти умения, а они очень полезны, если вы хотите жить жизнью мыслящего существа.

Ну и, раз сегодняшний выпуск целиком оказался посвященным пиару, не могу не порадовать вас одной находкой. Я очень не люблю спам и спамеров в соцсетях, у меня в голове не укладывается, как можно так нагло без спроса использовать чужие информационные ресурсы. И когда я с этим сталкиваюсь, просто взять и выставить очередного наглеца за дверь – в черный список – меня не удовлетворяет. И недавно я увидел, как реагируют на спам питерские коллеги из Чайной студии на Васильевском. Им, как и многим другим чайным группам, на стену кинули объявление о семинаре по – цитирую – «даосскому чайному искусству», «даосским практикам общения с настоящим Чаем (Пуэром)» и «проникновению в высшие уровни даосской чайной традиции». Что же они сделали? Они скопировали и перевесили это объявление от имени группы, предварив его комментарием с такой тонкой иронией, что авторы объявления, по-моему, ее даже не поняли. Прекрасный метод, так я и буду теперь поступать, только ирония у меня другого калибра, потолще.

Радио Пуэр FM. Выпуск 62. Пуэр и пиар. О недобросовестном просвещении.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
1 июля 2014 г.

Фото: https://vk.com/gomerjusttea


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.