Дегустация информации. Часть 1.

Радио Пуэр FM. Выпуск 91

Часть 1
Часть 2

Говорим о проекте «10 вопросов» (https://vk.com/club85965198), созданной белорусской «Чайной Почтой» — это сервис для обмена информацией на чайные темы, здесь все желающие могут задать интересующие их вопросы и, наоборот, поделиться своими знаниями.
Говорим о том, действительно ли информации о чае недостаёт, и о том, почему может возникнуть такое впечатление; о том, почему у стремящегося к знаниям человека не получится обойтись готовыми чужими ответами, о том, зачем нужен самостоятельный поиск и самостоятельная работа с информацией, и о том, как быть с проблемой недостоверных сведений о чае.
2015_09_04_02_001

Вообще, это суровый и серьёзный нравоучительный выпуск.

Две недели назад коллеги из белорусской «Чайной Почты» запустили интересный и очень полезный проект. Называется он «10 вопросов» (https://vk.com/club85965198). В самом начале знакомства с качественным чаем и чайной культурой вопросы возникают на каждом шагу, но с ростом опыта и знаний вопросов не становится меньше, они просто становятся другими. Организаторы проекта предложили каждому участнику подумать и сформулировать 10 вопросов, которые являются актуальными для него сейчас. 10 – это число ориентировочное, если с ходу не приходит на ум именно 10, не надо ждать, можно задать пять или один; и 10 — это не предел, задать вопрос на стене проекта можно в любой момент, жёсткого регламента нет. Организаторы пообещали постараться найти ответы на все вопросы, но им можно и помочь, ответив на те вопросы, которые кажутся для вас очевидными, поэтому в описании проекта есть фраза: «коллективный труд на благо коллектива». По итогам работы проекта предполагается издать брошюру со 100 вопросами и 100 ответами, а 10 наиболее активных участников получат чайные призы.

Идея не новая, но очень хорошая – чайных форумов и групп очень много, бесконечно много, но в части из них администраторы недостаточно компетентны либо коммерчески ангажированы и вместо толкового ответа по существу начинают рекламировать свой товар, а в самые продвинутые, такие как, например, форум Титипс.ру, новичкам бывает неловко обращаться с банальными вопросами. Поэтому такая служба поддержки уж точно не будет лишней, рекомендую всем туда заглядывать и общаться.

Пока в проекте не очень много участников и не очень много вопросов, но он демонстрирует те же самые явления и те же самые закономерности, которые я наблюдаю в чайной среде в целом. Прежде всего – очень много вопросов элементарных, из области базовых знаний о чае. В этом нет ничего страшного, и стыдиться таких вопросов ни в коем случае не надо. Но это говорит о том, что людям не хватает системного чайного образования. Знаете, в некоторых играх, в рукоделии и вообще во многих областях есть понятие «start kit», стартовый набор, всё необходимое, чтобы начать. И я вижу, что знакомство с чаем начинается у большинства людей не с такого стартового набора знаний, а с каких-то обрывочных сведений, перемешанных с чьими-то частными мнениями, а то и откровенными выдумками.

Во-вторых, много вопросов практических, из серии как заваривать чай, какой чай когда лучше пить и под какую музыку и т.д. С одной стороны, хорошо, что люди задумываются над такими вещами, понимают, что тут могут быть варианты, что это может быть важно. Но с другой, мне очень сложно понять, почему люди ищут готовые чужие ответы на такие вопросы, которые так легко и так интересно решить самому, не говоря уже о том, что вкусы у людей разные, и чужие ответы могут элементарно вам не подойти.

В-третьих, попадаются вопросы очень обширные, масштабные, например, об истории чая. Сказать на эти темы есть что, но не знаешь, как за это и взяться, потому что даже краткий ответ занял бы несколько страниц, а по-хорошему, если эта тема действительно интересна человеку, ему следовало бы читать подробные статьи, а ещё лучше — монографии на эту тему. Тут нет иного выхода, кроме как самостоятельно искать и изучать информацию, а не ждать, что кто-то преподнесёт тебе её в готовом виде, но когда об этом говоришь, люди склонны думать, что от их вопросов отмахиваются или что-то утаивают, и даже порой обижаться.

Мне недавно довелось услышать мнение, что, по крайней мере, определённый слой чайных людей испытывает информационный голод. Что младшие сотрудники чайных клубов Москвы хотят знать о чае больше, а их руководство не желает отвечать на их вопросы, не желает делиться с ними знаниями, создаёт нечто вроде информационного вакуума.

Мне трудно судить, так ли это, потому что в чайных пространствах нашего города такие менеджеры среднего звена, как правило, отсутствуют. Руководство старается обходиться минимумом наёмных работников, само оно при этом может быть более компетентным или менее компетентным, больше стремиться к новым знаниям или меньше, но если стремится, то оно эти знания добывает само, а не грустит по поводу того, что никто не выдаёт ему эти знания в готовом виде. И для меня как-то странно было бы ожидать, что руководство будет со мной нянчиться, радоваться, когда я задам ему вопрос, и моментально и подробно на него отвечать, а если я не пойму – растолковывать ещё раз. У него, наверно, есть и другие занятия, кроме удовлетворения моего любопытства))). Конечно, хорошее начальство чайного клуба должно быть заинтересовано в высокой и постоянно растущей квалификации своих сотрудников (хотя это не единственная и не первоочередная цель). Но знания – это сфера ответственности носителя этих знаний, а не его начальства. Он, как минимум, должен прилагать к повышению своей квалификации не меньше усилий, чем оно, и, по-моему, это начальство вправе предъявлять к нему претензии, что он что-то не может узнать, а не наоборот.

Добро б ещё дело было 15 лет назад. Но сейчас российский интернет переполнен информацией о чае. Одних только регулярных образовательных аудиоподкастов и видеоблогов несколько десятков, из них не меньше десятка – очень приличного уровня, можно без опаски рекомендовать начинающему. А уж сайтов и блогов знатоков чая и форумов, на которых с ними можно пообщаться – просто не счесть. Это не значит, что на абсолютно любой вопрос можно найти ответ. Но качественной, полезной и нужной информации гораздо больше, чем человек в состоянии усвоить, ни о каком недостатке, голоде или вакууме не может идти и речи. В этих условиях не знает о чае достаточно только тот, кто не хочет знать.

Мне кажется, мы слишком снизили требования к таким заявлениям, как «я хочу» и «я интересуюсь», мы стали забывать, как выглядит настоящее желание и настоящий интерес. Один наш коллега проводит еженедельные открытые чаепития в небольшом провинциальном городке и радуется, что вокруг мало-помалу стало собираться сообщество людей, интересующихся, как он говорит, чаем. А в чём заключается этот интерес? – спросил я. Они читают журналы и книги о чае, смотрят фильмы о чае, общаются на чайных форумах? Они знают типологию чая, различают виды и сорта чая по внешнему виду и на вкус, разбираются в качестве чая, в его сырье, в том, как он обработан? Они находят что-то интересное на зарубежных сайтах, что-то такое, чего нет в российском интернете, делятся этим с тобой? Нет, ничего подобного они не делают. Тогда в чём интерес? Раз в неделю прийти чаю попить? Наверно, никто не скажет о человеке, который периодически ходит в кино: «он интересуется современным кинематографом». Нет, интересуется современным кинематографом тот, кто следит за новостями киноиндустрии, знает подробности работы над фильмами, разыскивает режиссёрские версии, читает интервью с режиссёрами и рецензии критиков и т.д. Так почему же с чаем мы так снижаем планку?

Точно так же и реальное желание – это то, что всегда воплощается в активные действия, в труд. Тот, кто действительно хочет узнать о чае больше – тот берёт и узнаёт. Может быть, я не понимаю чего-то существенного в описанной выше ситуации, но человек, жалующийся на недостаток информации о чае и на нежелание мироздания делиться ею с ним, выглядит для меня, как человек, бегающий среди фонтанов, источников, озёр, чаш с водой и кричащий: «Пить! Пить!» Так возьми и напейся, говорят ему. «Да где? Где?» — «Да где хочешь, видишь же, кругом полно воды» — «Ах, никто не хочет мне помочь!» — и дальше побежал.

Раз-другой можно, конечно, взять бутылочку с соской и напоить, как ребёнка. Но без самостоятельной работы с информацией всё равно не обойтись. Вы не найдёте ни сайта, ни книги, ни человека, обладающего исчерпывающей информацией. Всё равно придётся собирать её из разных источников, придётся её как-то обрабатывать при этом. На отдельный конкретный вопрос можно получить конкретный ответ, для того и существует и проект «10 вопросов», и наше радио, и множество других служб, но это лишь часть материалов для здания вашего чайного знания, а строить его придётся самим. Это как с чайной коллекцией – по-настоящему качественную чайную коллекцию не создашь, опираясь только на одного-двух поставщиков, какими бы замечательными они ни были. Потому что чайная коллекция – это не просто набор сортов чая, это набор сортов чая плюс заключенная в нём логика их выбора, в которой проявляются знание чая, понимание чая и вкус. Точно так же знания – это не просто набор сведений, это сведения плюс взаимосвязи между ними. Эти взаимосвязи индивидуальны и неповторимы, их не получишь в готовом виде, настоящее знание тоже представляет собой гунфу.

К сожалению, современная система образования не ориентирует людей на самостоятельную работу, на создание этих взаимосвязей в собственной голове, не учит учиться. Особенно это касается средней школы. В вузах учиться тоже не учат, но там зато создают условия, при которых ты волей-неволей учишься работать с большими объёмами информации. И заметьте, на экзамене не может служить оправданием, что преподаватель недостаточно охотно отвечал на твои вопросы. Ты обязан знать, обязан найти и выучить, а как — это твоё дело.

Могу ещё сказать, что информация легко и радостно приходит, во-первых, к тому, кто охотно и щедро ею делится, а во-вторых, к тому, кому она нужна не для баловства, а для дела. Праздное любопытство не так уж часто вознаграждается, а вот если вы применяете полученные знания на практике, то будете обрастать ими быстрее. Это как с торрентами – легче получить то, что востребовано, и по той же самой причине. Найти точные и подробные сведения о чайной утвари эпохи Тан или какие-то ботанические чайные нюансы сложнее, потому что это интересует только историков и биологов, а вот если вы хотите узнать, как заварить шу пуэр, к вашим услугам будут сотни статей и видеороликов. Но если вы заинтересуетесь, скажем, историей чая всерьёз, глубоко погрузитесь в эту тему, в вашем круге общения прибавится профессиональных историков, вы будете подписаны на соответствующие новости, изменится весь ваш информационный поток, и та информация, которую вы не знали, где взять, будет вас окружать. То есть, то, какая информация доступна для вас, определяется не тем, кто что вам ответил, а вашим положением в информационном поле, в котором есть всё, а оно задаётся серьёзностью ваших намерений и ваших трудов.
2015_09_04_02_003
Подумайте ещё вот над чем. Если вам не очень охотно отвечают, это ещё не значит, что от вас хотят утаить какую-то информацию. Я очень люблю говорить о чае, но я также очень не люблю повторяться. Я могу говорить на какую-то тему на занятиях нашего чайного детского сада, могу рассказать об этом раз или два в выпусках Радио Пуэр FM, могу написать на эту тему заметку, могу ответить на вопрос одному, другому, а потом мне надоест. Может быть, третий задавший этот вопрос заслуживает ответа даже больше, чем первые два, но почему бы ему не почитать заметку или не послушать подкаст? Это как если бы вы пришли к пекарю и попросили испечь для вас пирожок, а он целый день пек пирожки и устал, ему хочется заняться другими делами. Вон же они лежат, пирожки, почему бы вам их не взять, бесплатно же. Я это не к тому, что я устал, что касается меня, то я всегда отвечаю на вопросы, которые задают мне живьём или в сети в личку))). Спрашивайте, пожалуйста. Я к тому, что тех, кого одни и те же вопросы уже не радуют, совсем не обязательно обвинять в создании железного занавеса.

Итак, информации достаточно, более чем достаточно, но тут встаёт другой вопрос – о её качестве и, в частности, о достоверности. Вот тут я могу согласиться с теми, кто недоволен текущим положением дел – да, бОльшая часть информации о чае либо скупа и неполна, либо обрывочна и бестолкова, либо содержит ошибки, заблуждения, а то и откровенное враньё. Но это не повод опускать руки. С самим чаем то же самое – по-настоящему качественного чая немного, ширпотреба намного больше, но это же не мешает вам всё-таки находить хороший чай, радоваться ему и, может быть, радоваться самому процессу поиска.

Точно так же, как и с чаем, чем более качественна информация о чае, тем менее она востребована. Парадокс? Вовсе нет. Хороший чай стоит дороже и требует умелого обращения, а то, в чём он превосходит обычный повседневный чай, большинству обывателей не нужно. Знания, по большей части, бесплатны, но более качественная информация требует от вас больше времени и внимания, а глубокие знания большинству не нужны. Сравните, сколько подписчиков у Потёмкина и у Хризолита, или даже не подписчиков, просто, сколько людей знают Потёмкина, и сколько – Хризолита. А ведь Хризолит ещё более-менее публичная, медийная личность. А сколько людей знают Хорольского или Мстиславского? А Лебедева? Человек может годами у него чай покупать и даже не знать его фамилии – Вася и Вася. И, как и с чаем, в массовом сегменте с ростом популярности чая наблюдается постоянная деградация. Вот повеселю вас цитатой из одной группы, хотел на очередную серию «Наберите воздуха в грудь» оставить, но там такого добра мне до конца жизни хватит. «Улун Габа делается из листьев чайного дерева Таивани, а в Китае из листьев этого же дерева, но произрастающего в Китае, делают молочный улун» — это администратор группы отвечает клиенту. К этому человеку люди обращаются с вопросами, он выступает в роли эксперта. Как говорится, комментарии излишни.

При этом, обратите внимание, источники качественной информации не являются тайными, закрытыми. Никто ничего не прячет. Так же, как никто не прячет Да Ю Лин или Ма Тоу Жоу Гуй, но начинающий любитель чая, как правило, сталкивается не с ними, а с Те Гуаньинь и с Да Хун Пао с внешних гор, или даже не с ними, а с молочным и банановым улуном. Если его запросы достаточно велики, он постепенно открывает для себя чай, который действительно заслуживает внимания. А если нет – так и будет всю жизнь довольствоваться Те Гуаньинь. С информацией то же самое – кого-то вполне устраивает Потёмкин, а кто-то считает экспертом китайского продавца с Алиэкспресса, а те, кто погружается в тему всё больше и вкладывает всё больше интереса, всё больше души, постепенно переходят на более качественные источники.

Путь в тысячу ли начинается с одного шага, но эти маленькие шаги надо делать, хотя после каждого из них вы всё ещё будете далеко от цели вашего пути. А те, кто ждёт готовых знаний, похожи на людей, заявляющих о желании пройти тысячу ли, но не двигающихся с места. Может быть, ждут, что кто-то понесёт их на руках?)))

Разумеется, искать информацию и работать с ней самостоятельно – занятие куда более долгое и трудоёмкое, нежели задавать вопросы и получать готовые ответы. Это то самое натирание шёлковой нитью железного прута. Неудивительно, что многие ищут готовую иголку. Прежде, чем в том же интернете выяснишь то, что хочешь, можно потратить часы и дни, копаясь в массивах посторонних сведений, исследуя побочные, тупиковые пути, проверяя и отбрасывая версии. Но это время не оказывается потраченным напрасно, потому что не все из них – посторонние и лишние. То, что неактуально прямо сейчас, вспомнится и пригодится потом, на следующем повороте пути. Это как за садом ухаживать – собирался одно делать, но сперва отвлёкся на другое, потом на третье, и лишь потом вернулся к намеченному, но всё это не зря, в итоге вокруг тебя возникает ухоженный сад. А получая от кого-то готовые ответы, получаешь готовое яблоко, а сада-то так и нет.

Хорошо, но если можно верить не всему, и значительная часть информации недостаточно качественна, то как быть? Верить первому, что попадётся – рискованно. Верить статистическому большинству – тем более; по мнению большинства, наверно, и сейчас ещё пуэр закапывают в землю, а молочный улун поливают молоком. Никакой высшей инстанции, высшего авторитета нет, у признанных знатоков чая тоже встречаются заблуждения. Как же определить, качественна ли информация, как избежать ошибки?

А как вы определяете качество чая? Выпил – и понял, а умение разбираться приходит с опытом. Так и тут – внимательно читаете и слушаете, сравниваете, и со временем начнёте отличать факты от вымысла, а компетентные мнения – от некомпетентных. Роль чувствительных рецепторов тут играет критическое мышление. Один из наших гостей, чей стаж в чае пока не очень велик, недавно начал читать материалы одного сайта, который часто встречается в верхних строчках списков, которые выдают поисковики, и у него сразу же возникли сомнения, можно ли этому верить. Почему? Во-первых, изобилие громких эпитетов по отношению к чаю: «превосходный», «исключительный», «уникальный». Это, кстати, очень показательно – громкие слова, рассчитанные на то, чтобы привлечь наивных, мало-мальски разумного человека настораживают и отталкивают. Во-вторых, категоричные заявления с отказом давать пояснения: «Этот чай надо заваривать только водой такой-то температуры, и не спрашивайте меня, почему, просто так надо». В-третьих, внутренние противоречия. То есть, даже имея ограниченный опыт, внимательный, критически мыслящий человек видит «красные флажки». Продолжая аналогию со вкусом чая, вы, может, и не знаете пока, какой должна быть на вкус хорошая информация, но вкус у этой слишком подозрительный.

Если же вы пьёте много чая, и пьёте внимательно, заинтересованно, то начинаете разбираться – вот этот имеет такие-то и такие-то дефекты, а с этим всё в порядке, но не шедевр, а вот этот – шедевр; вот это классический вариант, а этот – нестандартный и т.д. Так и с информацией: по мере роста опыта, роста той базы, с которой новая информация сопоставляется, вырастает способность различать: вот эта статья содержит искренние заблуждения, а вот эта – сознательную ложь, вот тут всё правильно, но банально, ничего нового, а вот это действительно ценный материал, вот тут автор лепит слишком много отсебятины, а вот здесь автор тоже субъективен, но нельзя не отдать должное его фантазии, и т.д. Это ценный навык, ценное умение, неспроста критик – это всё-таки профессия, хотя в наше время критикой чаще занимаются дилетанты. Надо воспитать в себе внутреннего критика, дегустатора информации, и он не раз вам поможет.

И, кстати, не стоит так уж бояться принять какую-нибудь неправду за чистую монету. Если вы регулярно пересматриваете свои убеждения и признаете и исправляете свои ошибки, то не так уж и страшно ошибиться. Надо лишь не упорствовать в своих заблуждениях.
2015_09_04_02_002
Радио Пуэр FM – Выпуск 91. Дегустация информации. Часть 1.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
11 февраля 2015 г.

Фото: https://vk.com/gomerjusttea


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.