Ваби-саби и концепция у вэй

На написание этой статьи меня вдохновил следующий случай: однажды мне выпал шанс увидеть и даже подержать в руках исинский чайник «Гун Чунь» (供春), сделанный мастером Цзян Ань Цин в 1920е годы. Согласно пожеланиям владельца, я не могу выложить здесь его фотографии. Тем не менее, по мнению мировых коллекционеров высококлассных исинских чайников, никто не мог сделать чайник гун чунь лучше Цзян Ан Цина, даже Ван Инь Чунь, Гу Цзин Чжоу и другие.
2015_08_19_03_001
Чайник Гун Чунь из Artxun

Это довольно смелое заявление, ведь за последние века сменилось много поколений знаменитых мастеров и художников. Что же такого сложного в подобной форме чайника и в чем её особенная значимость?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить историю гун чунь и выяснить, откуда взялся чайник такой формы.

Гун Чунь (1506-1566?) был слугой знаменитого ученого династии Мин, У И Шань. Когда они пришли в храм Цзинь Ша в уезде Исин (провинция Цзянсу), у Гун Чуня была возможность наблюдать монаха за изготовлением чайников и посуды. Гун Чунь скопировал изделия монаха и выведал у него некоторые секреты и методы изготовления чайников. На основании изученного, дополненного в дальнейшем собственным опытом и интерпретациями, он создал легендарный чайник гун чунь, который так и не был превзойден в копиях.

Если посмотреть на музейную копию чайника, который предположительно был сделан самим Гун Чунем, или же на работу Цзян Ан Цина, и мысленно убрать крышечку, носик, ручку, срезать немного верхушку, то…совершенно неожиданным образом в ваших руках окажется своего рода чаша Раку!

Когда Гун Чунь оставил сушиться свою работу на солнце, глина несколько усохла, в результате чего поверхность чайника покрылась трещинками. Он оказался деформированным в нескольких местах, с естественными искажениями по всему телу чайника (его ручке, носику и т.д.). Очевидно, он был вылеплен вручную, без использования гончарного круга. Разглядывая его природную красоту, начинаешь понимать, что создатель чайника не стремился при этом сделать его похожим на пенёк или на древесный кап.
2015_08_19_03_002
Фигурка Гун Чуня от Сюй Сю Тан

Чайник гун чунь – один из очень и очень немногих исинских чайников, принципы изготовления которых восходят к концепции у вэй (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi).

99.999999999999% всех исинских чайников на протяжении столетий и по сей день создаются из стремления добиться совершенства в подражании природным объектам, растениям, животным, идеальным геометрическим формам и так далее. Мастера Ван Цзинь Чунь, Гу Цзинь Чжоу и Шао Да Хэн и многие другие веками старались приблизиться к вершине или даже достигали совершенства в форме, духе, Ци, обжиге и т.д.
2015_08_19_03_003
Если загуглить «у вэй», появится много связанных с даосизмом материалов. Но в сущности у вэй необязательно сопряжен с религией. Религия и классификации – это ограничения, созданные человеком. Понятие у вэй связано с практикой не-деяния, которая при этом не подразумевает пассивности; это избегание причинности и не-причинности. Оно не подвержено причинам или условиям, независимо в своем возникновении и воспринимается как нечто естественное.

Эта же концепция стоит в центре того, что японцы полагают эстетикой ваби-саби. Согласно дзэн-буддизму, предмет обладает подобной эстетикой в том случае, когда он может пробуждать особенное переживание ваби-саби, или когда наблюдатель может разглядеть у вэй в объекте.

Монастырь Цзинь Ша во времена династии Мин был именно дзэн-буддийским. Гун Чунь, должно быть, попал там под влияние философии дзэн, да и местный монах делал чайники и чайную посуду на основании дзэнского подхода, а потому неудивительно, что чайник Гун Чуня выглядит подобным образом.

Ваби-саби чувствителен к условиям и не ограничен текущей физической формой.

Почему это так? Представьте, что вы разбили чашу, пробуждавшую в вас ощущение ваби-саби каждый раз, когда вы смотрели на неё или держали в руках. Если она была отправлена реставратору-эксперту без вашего ведома и точно скопирована с помощью современных технологий, то при разглядывании любой из этих чаш отдельно в один момент времени вы всё равно почувствуете ваби-саби. Однако, когда вы узнаете, что это был всего лишь дубликат, либо когда обе чаши или несколько их копий окажутся собраны вместе стенка к стенке, чувство ваби-саби неожиданно улетучится, несмотря на идентичность физической формы.

Ваби-саби не сосредоточен в материале объекта

Возьмем к примеру грубоватый чайник в стиле Сигараки от Тати Масаки. Чайник с его шероховатой грубостью может пробудить в ком-то чувство ваби-саби, но достигается это не за счет материала. Аргумент в пользу значимости материала рушится, если измельчить чайник в мелкую пыль или отправиться на шахту и увидеть гору с кучей глины, лежащей на земле. Если дело в материале, то куда делось всё ваби-саби?

Существование ваби-саби субъективно

Его существование зависит от нашего существования. Если нет наблюдателя, то есть ли ваби-саби? Так что в конечном счете ваби-саби представляется как комбинация влияния различных элементов, которые воздействуют на наше восприятие. Всё возникает в нашем восприятии/сознании. Это скорее качественная, чем количественная величина.

Ваби-саби просматривается в контрастирующих различиях

Ваби-саби склонно проявляться тогда, когда объект отличается от всех прочих существующих объектах.

Представим 4 чашки, сделанные на одном гончарном круге с одинаковым узором. В то же время, при обжиге каждая из них приняла свою индивидуальную форму, так что, если собрать их вместе, чашки производят впечатление ваби-саби. Подобным образом, ваби-саби может зародиться, когда чашки расписаны вручную и отличаются этим друг от друга.

Это будет также обозначать, что объекты уникальные, единственные в своем роде (например, чаши в стиле бидзэн, раку и т.д.), гораздо с большей вероятностью могут пробудить это чувство.

Наслаждение чувствами
В буддизме описывается несколько уровней сознательности. Эстетически совершенные объекты стимулируют чувственное удовольствие на физиологическом уровне. Вместе с тем, через восприятие эстетического с помощью пяти органов чувств пробуждается шестое чувство – сознательное восприятие и познание. Возникает впечатление, что ваби-саби проходит мимо основных пяти чувств и воздействует напрямую на более высоком уровне сознания.
2015_08_29_01_001
Предмет ваби-саби не простецкий и не претенциозный, не небрежный и не вычурный, не совершенный и не нарочито дефектный. Он вдохновляет наблюдателя на то, чтобы жить в настоящем моменте, чувствовать быстротечность вещей в духе у вэй, постигнуть тетралемму и избегать крайностей и не-крайностей.

Что происходит в голове создателя/мастера в момент изготовления изделия?

Мастер находится в состоянии у вэй, в текущем моменте, вместе с потоком времени. Его намерения или их недостаточность воспринимаются изделием и воплощаются в нем. Основной мотив не в том, чтобы создать совершенный или несовершенный объект, а в том, чтобы создавать его без каких-либо ожиданий.

Общность и отзывчивость чрезвычайно важны (*добавлено, очень значимое и важное дополнение от друга)

Во время создания изделия керамист не просто придает форму глине, сама глина направляет его в этом процессе. Возникает общность между человеком и природой, где человек не просто подчиняет натуральный материал своей воле, но, напротив, слушает его и работает с ним. Он позволяет своим творческим идеям взаимодействовать с материалом, признавая при этом его собственную сущность. Он формирует и вдыхает в глину жизнь в танце, где они оба – равные партнеры. В этой отзывчивости человек оказывается ведомым природными силами, которые живут в самой сущности еще не созданного объекта, а сам объект позволяет себе поддаться энергии мастера.

В противоположность этому, когда исинский керамист создает свое великолепное изделие, в его голове происходят совсем другие процессы.

И это перфекционизм. Какую форму придать носику, как подогнать крышку, как сделать тело чайника геометрически выверенным, соблюсти правильные пропорции, толщину стенок, качество глины и степень её измельченности, качество стыков, состояние поверхности…

В самом процессе изготовления есть что-то от обсессивно-компульсивного расстройства. Эти керамисты знают и тщательно контролируют условия обжига в печи, совершенствуют обработку поверхности после обжига и в результате получают то, что они хотели и ожидали. Это совсем не похоже на происходящее при изготовлении посуды в духе ваби-саби, когда керамист отказывается от любого контроля, не имеет никаких предпочтений или ожиданий относительно результата. Получилось, что получилось.

Так что теперь вы можете понять, почему вышеупомянутые мастера не могли сделать достаточно хорошую копию чайника гун чунь.

Стоит один раз понять подход к искусству и чаю в духе ваби-саби и у вэй, как перспектива приобретать сумасшедше дорогие чаи, лучшие из лучших в своем роде, такие как Лао Бан Чжан, Бин Дао и др., уже не кажется столь прекрасной. Обладание подобными чаями и их употребление – всего лишь способ потешить своё эго. Человеческое сознание – самое большое препятствие.
2015_08_24_03_001
Продолжение следует…
Источник: http://www.kyarazen.com
Перевод выполнен «Домом Живого Чая» (https://vk.com/teahouse_nsk)


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.