Стиль Орибэ в японской керамике
Фурута Орибе (Furata Oribe, 古田 織部) был японским генералом и учеником мастера чайной церемонии Рикю. Предполагается, что они познакомились, так как оба были на службе у Ода Нобунага, их дружба длилась около 10 лет. После смерти Рикю Орибэ тоже стал чайным мастером, хотя и не достиг такого же положения при правительстве. Источники не сходятся во мнениях по поводу его способностей — некоторые открыто смеются над его ошибками, но другие считают, что сама личность Орибэ очень подходила идеалам ваби. В 1615 году Орибэ был вынужден покончить с собой по политическим причинам.
Для чашек и других емкостей, которые использовал Орибэ, были характерны асимметричные формы. Очень часто предпочтение отдавалось деформировавшейся во время обжига посуде. Известен случай, когда в качестве кувшина-мидзусаси Орибэ использовал керамические емкости с трещинами, из которых вытекала вода. В чайных чашках, в которых мастер приготовлял гостям напиток, нередко неудобно было размешивать веничком-шлсэн чайный порошок. Однако оригинальность внешнего вида имела для Орибэ, пожалуй, более важное значение, чем пригодность утвари в утилитарном плане.
Чайная утварь у Фурута Орибэ была, как правило, японского изготовления с гончарных производств в Сэто и Бидзэн, причем новая. Еще при жизни Сэн Рикю Орибэ повернул во время чайной церемонии в сторону гостей впадину на керамической чайнице, и Рикю похвалил своего ученика. По свидетельству крупного феодала Окоти Кимбэя, знавшего Орибэ, чайный мастер умышленно разбивал утварь тонкой работы и отдавал ее в ремонт, чтобы она выглядела совершенной.
Впоследствие он создал своеобразный стиль, сочетавший грубоватую небрежность форм раку и элегантную простоту декора. Изготавливались первые издения в гончарных печах Мино (Префектура Гифо). Глина, с высоким содержанием железа, формируется вручную или на гончарном круге. Орибэ использовал зеленую глазурь, полученную путем смешения пепловой глазури с полевым шпатом и окисью меди (сульфатом меди). Такой глазурью покрывалась только часть изделия, а на оставшуюся открытой поверхность коричневым железистым пигментом наносился эскизный узор, который затем окрашивался белой полевошпатной глазурью. Для получения бриллиантового зелёного цвета, изделия Орибэ подвергают окислительному обжигу при температуре 1220 С. Мастер говорил, что эти цвета, ставшие традиционными, отражают расцветку изготавливаемых в ту эпоху тканей.
Поверхность Орибэ расписывается живыми геометрическими узорами, узорами природных явлений или их сочетанием. Они предельно лаконичны и изящны: рисовый колосок, сохнущая на шнурке хурма, спицы колеса. Были времена, когда роспись выполнялась детьми, которые еще не заботятся о совершенстве владения кистью. Сквозь кракелюры в черепок проникают частицы чая, окрашивая его и образуя сетку благородной патины, которая с каждым употреблением чаши становится все красивее.
Существует несколько ответвлений этого стиля, например Наруми Орибэ. Тело сосуда делалось из красной глины, что дает возможность использования белого ангоба. Белые пятна почти всегда обрамлены коричневой росписью.
Куро (черное) Орибэ очень ценилось в период начала развития этого стиля, так как оно лучше подходило к идеалам ваби, чем коричнево-зеленое Орибэ. Декорировались изделия строгими черными в основном геометрическими узорами. Внешне они очень походили на Раку, но видно было, что обжиг производится при более высокой температуре, и черепок был гораздо тверже.При росписи иногда использовались шаблоны — из накладывали на те части, которые должны были оставаться белыми перед окунанием в глазурь.
Как выше было сказано, для стиля Орибэ характерны искривленные формы — изначально это были просто сосуды, которые повело от жаркого огня в печи. Некоторые из этих форм стали устойчивыми, например «китсугата», похожая на отпечаток ноги. С ней даже связана одна история. Однажды Рикю и Орибэ пили чай, используя как раз тяваны китсугата, и обоим было непонятно, какой стороной к себе нужно держать эту чашку. Форма напомнила Рикю озеро Бива близ Киото. На южной (более узкой) его стороне в горах находился город Отцу, и к нему вел большой мост через озеро. Рикю заметил, что когда чайная ложка лежит поверх тявана, она похожа на этот мост. Так ложка получила имя «большой мост из Отцу», а тяван было определено лержать узкой стороной вправо от себя.
Несмотря на дружбу Рикю и Орибэ, в их взглядах на форму существовало большое различие. Рикю склеивал разбитые и выброшенные кем-то чаши, позволял существовать несовершенной форме, если это продиктовано ее материалом. Орибэ же специально искривлял форму, ему не нравились прямые и гладкие контуры чаш, до тех пор, пока он сам не разбивал их и не склеивал вновь.
Источник: http://vk.com/kelehistory