Древний селадон из Юэ
Изготовление селадоновой керамики, называемой в Китае цинцы (青瓷, qing ci — «зеленоватый фарфор») началось в I – II вв. в древних печах Юэ (越窑, Yue yao), на севере современной провинции Чжэцзян. Сначала селадон выглядел непритязательно: был шероховатым и тусклым, но со временем появляются изысканные изделия с гладкой сияющей поверхностью. В эпоху Тан печи Yue yao становятся крупнейшим центром производства керамики для внутреннего рынка и экспорта на Ближний Восток и страны Юго-Восточной Азии. Так селадон попадает в Корею и Японию.
Ранний селадон, Династия Восточная Хань, 25 — 220 гг.
Патриарх чайного дела Лу Юй в своем знаменитом «Чайном каноне» среди всех производимых в VIII веке чайных чаш отдает предпочтение именно селадону из Юэ, уподобляя его нефриту. Свой выбор Лу Юй объясняет тем, что сине-зеленая глазурь лучше всего подчеркивает естественный цвет чая. Даже белый фарфор из печей Син (邢窑, Xing yao), тоже очень популярный в то время, по мнению Лу Юя, проигрывает селадону: «керамика Синь белая и цвет чая в ней — красный, керамика Юэ зеленоватая — цвет чая зеленый…» Приобретаемый, благодаря посуде, зеленый оттенок чая нравился Лу Юю больше, хотя, судя по всему, в то время был распространен ферментированный чай, который давал красноватый настой.
Чаша для умывания, обрамленная драконами. Эпоха Троецарствия, 220 — 280 гг.
Шкатулка с резьбой и гравировкой, желто-зеленая глазурь, Династия Северная Сун, 1086 — 1106 гг.
Чаша в форме цветка из белого фарфора, Xing yao 邢窑, Династия Тан, 618 — 907 гг.
Оттенок цвета селадона может быть разным: пепельно-зеленые, сине-зеленые, желто-зеленые тона – самые распространенные среди изделий Юэ. Селадоновая чаша, из которой пил чай Лу Юй, могла выглядеть так
Округлая чаша, Династия Тан
или, например, вот так.
Чаша в форме цветка яблони, Династия Тан
Вершин совершенства керамика из Юэ достигает в IX-X веках, когда по императорскому заказу изготавливается т.н. «селадон тайного цвета» — мисэ цы (秘色瓷, mise ci). Он производился в ограниченном количестве в течение небольшого временного отрезка и был недоступен для простых смертных. Отличал его не цвет, а непревзойденное качество глазуровки. Современники, видевшие «селадон тайного цвета», посвящали ему стихи и награждали пышными метафорами, но со временем исчезли и мастера, владевшие секретом производства, и сами предметы. Для любителя древностей императора Цяньлуна в XVIII веке «мисэ цы» так и останется красивой легендой. И только в XX веке удается обнаружить предметы этой уникальной императорской посуды.
Блюдо в краями в форме лепестков подсолнуха, Династия Тан, 618 — 907 гг.
Восьмигранная бутылка для воды, Династия Тан
Чаша с подставкой в виде цветущего лотоса на листе, Династия Тан
Чайник, Эпоха 5 Династий, 907 — 960 гг.
Чаша с лотосовым рельефом на подставке, Эпоха 5 Династий
Позднее центр массового производства селадона смещается на юг провинции Чжэцзян, в широко известный Лунцюань, но все последующее развитие селадоновой керамики стало возможным благодаря многовековому опыту мастеров из Юэ.
Автор: Ксения Шатровская
Источник: https://vk.com/xeshat