Горы Уишань. Утес Ма Тоу
Утес Ма Тоу (马头岩 Ma Tou rock) создает ощущение присутствия
в старом, даже немного во вневременном месте.
Для любителей утесного чая, утес Ма Тоу — культовое место. Здесь высажены роскошные чайные плантации Жоу Гуя и Шуй Сяна, расположен даосский монастырь Лэйшисы (в котором живет настоятель Чен). И присутствует нечто нематериальное, чему сложно найти описание словами и что плотно и явно связывает чай и Дао.
Утес Ма Тоу находится в километре к югу от монастыря Тянь Син. Добраться сюда проще всего от входа к плантации Дахунпао. Недалеко от остановки туристических автобусов начинаются каменные ступеньки, которые ведут прямо на вершину Ма Тоу, к монастырю. Подниматься по лестнице нужно будет около пятисот метров. Но почти всегда дорога идет вверх, и деревянная беседка на половине пути становиться желанным местом отдыха. Из нее хорошо виден монастырь Тянь Син: как-то непривычно смотреть на него сверху, кажется, что забираешься на значительную высоту, куда-то ввысь.
Но вот подъем заканчивается. И перед глазами простирается полукруглая долина, подобная берегу чайного моря — ряды чая напоминают движущиеся волны, а виднеющийся у большой скалы монастырь похож на пристань.
Сам монастырь Лэйшисы создает ощущение присутствия в старом, даже немного во вневременном месте. Мне пока не удалось найти сведения о дате его основания, надеюсь узнать подробности в следующий приезд. Монастырь как бы прилеплен к скале, которая является его четвертой стеной. Такое «архитектурное» решение встречается еще в нескольких даосских местах в Уи. Внутри — храмовая часть, кухня, жилая пристройка и открытая веранда. Неподалеку находятся руины намного большей постройки. Эти останки наглядно подтверждают слова Чэня о том, что ранее на Ма Тоу жили более сотни даосов.
Есть ощущение, что монастырь Тян Син является бьющимся сердцем Уишань, а утес Ма Тоу — обителью его духа.
Мастер Чэнь — примечательная личность и довольно необычный человек. Наблюдая его уже несколько лет, замечаешь, как явно он изменяется, сохраняя при этом некое постоянство. У него бывает много гостей — людям интересно послушать его «нелепые речи». Он весьма резко отзывается о буддизме: считает даосизм основным учением Китая, а буддизм — привнесением из Индии. Чэнь говорит, что учение о Дао является родным и наиболее подходящим для жителей Поднебесной, и отказываться от него ради буддизма подобно отказу от своих родителей в пользу чужих людей.
Как-то раз, живя в Тянь Сине, я собрался пройтись до Пика Небесных путешествий. Мой сосед молодой человек, лет двадцати пяти (который также остановился в Тянь Сине) собирался стать послушником в буддистском монастыре. Узнав, куда я иду, он попросил взять его с собой. По дороге мы заглянули к Чэню.
Расположившись на веранде, Чэнь как обычно заварил в белой гайвани чай, и обратившись к моему спутнику спросил:
— Так тебе нравиться учение Будды?
— Да, — ответил молодой человек, — я изучаю учение Будды и хотел бы стать послушником.
Отпив чая Чэнь сказал:
— Так, наверное, жить в Индии тебе бы тоже понравилось, верно?…
Ма Тоу и Тянь Син — совсем разные. Тянь Син — это оживленное место, там живут несколько десятков монахов и послушников, есть чайный центр с работающими там ребятами и девушками, регулярно проходят различные мероприятия и фестивали, постоянный поток гостей. Вечером в Тянь Сине горят огни, люди собираются за чайными беседами…
А на Ма Тоу даже нет электричества. Чэнь там один, у него сейчас нет учеников, он сам постоянно ухаживает за огородом, убирается, готовит еду на огне, кипятит воду, возжигает благовония. Весной и летом сам делает чай. Пожалуй, его жизнь кажется труднее, чем жизнь монахов в Тянь Сине.
Да и сам Ма Тоу находиться выше, а дорога к нему труднее. Есть ощущение, что монастырь Тян Син является бьющимся сердцем Уишань, а утес Ма Тоу — обителью его духа.
Источник: http://wuyirocks.ru