Керамика Хаги

Как и многие стили керамики, изделия Хаги (萩焼 Hagi-yaki) получили свое название от дома, бывшего городского замка, расположенного на Японском море в префектуре Ямагути. Старое изречение о тяванах гласит — «Раку — первые, Хаги — вторые, Карацу — третьи», и на протяжении столетий тяваны Хаги рассматривались как идеальный сосуд, чтобы насладиться чаем из них. Для тя-цзина – Чайного Человека — не владеть одним из трёх будет верным признаком отсутствия культуры.
2015_08_06_01_012
Мастера Хаги являются наследниками традиций корейской керамики. Когда Мори Тэрумото в конце XVI в. получил феод в Хаги (преф. Ямагути), он в 1604 г. поселил в призамковом городе Мацумото двух вывезенных из Кореи талантливых керамистов — братьев И Чак Кван (Рисякко, впоследствии Сака-но Кораэмон) и И Кьён (Рикэй, впоследствии Сакакура Симбэй), основав печи при собственном замке.
2015_08_06_01_010
Вскоре он также призвал к себе на службу Мива Кюсэцу (онива-яки) Первого. Позже И Чак Кван отправился в поисках хорошей глины в фукагава в Нагато, где также построил печи для обжига. Эти три семейства основали традицию печей Хаги, главной продукцией которых стали чайные чашки. По форме и окраске они чаще всего воспроизводят стиль Идо, реже — Кохики или Соба-уцуси. Чашки стиля Идо богаты цветовыми оттенками, которые со временем только углубляются, ибо этому способствует проникающий в микротрещины глазури чай. Ценятся чайными мастерами и чашки Мацумото-хаги с блестящей белой глазурью, и Они-хаги, и нечасто встречающиеся Э-хаги с изображением сосны, бамбука и сливы.
2015_08_06_01_009
Дьявольский Хаги пиала знаменитого Мастера Дэйси Сибуя. Поставляется в оригинальном подписанном тамобоко

Семья Мива Кюсэцу, как и семья Сака-но Кораэмон, служили даймё Мори до Реставрации Мэйдзи (1868). Затем феодальная поддержка печей была остановлена и Хаги, как и многие керамические центры по всей Японии, столкнулись с огромными трудностями. О печи не было слышно до начала 20-го века, пока региональные печи не нашли новую энергию в чайном возрождении. В Хаги его привнес Мива Кюва (1895-1981), старший брат Мива Дзюсэцу (Кюсэцу XI), который вдохнул новую жизнь в стиль Хаги.

Тяваны Кюва изящны и элегантны, легко увидеть его влияние на ранние тяваны Дзюсэцу. Тем не менее, тяваны Мастера Дзюсэцу — Oни-Хаги (Дьявол) — отличают его от любого гончара Хаги, которых кто-либо знал.

Мива как-то написал: «Я часто езжу на велосипеде у побережья Японского моря, которое так отличается от Тихого океана или внутреннего моря Сэто. Волны так грубы, даже если есть только легкий ветерок. Я часто теряю время, смотря как волны врезаются в берег. Мне только недавно удалось передать это чувство турбулентности в моих тяванах «.

Вдохновленный бурным морем, тяван Они-хаги является прямой противоположностью более ручным и традиционным Химэ (Принцесса) Хаги. Глазурь на Они-Хаги выглядит, в основном, чистым цветом слоновой кости, иногда имея оттенки розового или синего, с исихадзэ — мелкие камни – в разрывах. Они-хаги имеют грубый, почти гротескный вид, особенно там, где густо наносимая глазурь растекается при обжиге, оставляя большие куски тела, делая видимыми участки шероховатой, пористой глины.
2015_08_06_01_011
Коллекция Дома пополнилась двумя абсолютно потрясающими изделиями Они-Хаги от знаменитого Мастера Дэйси Сибуя.

Дэйси Сибуя заслуженный керамист, который использует инструменты в корейском стиле при изготовлении своих предметов.

Обжиг производит в традиционной дровяной печи, и известен своими великолепными несимметричными изделиями Они-Хаги. Мастер получил множество престижных наград за годы своего творчества и является нынешним председателем Традиционной Промышленной Ассоциации Мастеров Хаги.

Как правило, посуда Хаги делается из очень пористой глины, что приводит к появлению микротрещин на глазури, которые пропитываются чаем, поэтому очень важно прогревать посуду Хаги перед использованием. Со временем чай просачивается в глазурь, создавая более глубокий тон.

Это часто считается очаровательной характеристикой, а не недостатком, и это причина, почему посуда Хаги так высоко ценится в мире Тя До.

Знаменитый Мастер Хаги — Дэйси Сибуя

Мастер уже более 20 лет является председателем Ассоциации Традиционного Ремесла Хаги. За свою долгую и плодовитую карьеру Мастер наибольшее признание получил за свои работы в стиле Они (Дьявол)-Хаги.

По словам Мастера, вдохновением для этого стиля послужило старое огромное вишневое дерево в цвету, называемое Усудзуми Сакура, которое является природным сокровищем префектуры Гифу.

Дэйси Сибуя является победителем множества национальных и зарубежных выставок, таких как:

  • Выставка Искусства Хаги ( 5 раз)
  • Выставка Искусства Ямагути (3 раза)
  • Кюсу, выставка керамики Ямагути
  • Японская выставка современного ремесла, район Тюгоку (3 раза)
  • 18 Выставка современного высокого Искусства
  • 1984 Международная Выставка Искусства
  • и другие…

Свои изделия Мастер делает в корейской технике, а затем обжигает в собственной дровяной восходящей печи типа анагама «Одайба Гама».

Для своих изделий использует глазури на основе золы соломы и свои оригинальные глазури, изучению которых Мастер посвятил более 30 лет.

Еще при жизни Живого Национального Сокровища Кюсэцу Мива X (Кюва) Дэйси Сибуя обменивался с ним опытом создания глазурей, поэтому его глазури так похожи на творения Великого.

Свои работы подписывает печатью Дэйси, однако в последнее время стал ставить подпись своего нового имени «Мингэцу».
Причиной изменения имени стала возможность взять имя Дэйси его сыном.

2015_08_06_01_001
Загрузка Мастером одной из своих печей

2015_08_06_01_002
Печь типа анагама «Одайба Гама» Мастера Дэйси Сибуя

2015_08_06_01_003
Обжиг в печи типа анагама «Одайба Гама»

2015_08_06_01_004
Галерея при мастерской

2015_08_06_01_005
Кабинет при мастерской

2015_08_06_01_006
Мастерская Дэйси Сибуя

2015_08_06_01_007
Великий Мастер Дэйси Сибуя

2015_08_06_01_008
Дьявольский Хаги юноми знаменитого Мастера Дэйси Сибуя. Объем ~ 220 мл

Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.