Когда появились чашки для вдыхания аромата?

Во всем мире культура пития чая приобрела различные колорит и стили, формирование которых зависело от среды и предпочтений любителей чая. Послеобеденный чай в Англии или японская чайная церемония – искусство, оттачиваемое и совершенствуемое временем. Чайные традиции на Тайване берут свои корни из чайной культуры наших предков из Китая. С течением времени все, что было перенято, в непрерывном развитии преобразовалось в собственный уникальный стиль. Одной из таких особенных черт тайваньской чайной культуры является не что иное как использование чайной пары (прим. ВэньСянБэй (кит. 闻香杯 wénxiāngbēi) — чашка для вдыхания аромата и ПиньМинБэй (кит. 品茗杯 pǐnmíngbēi) — низкая чашка, предназначенная для вкушения чая).
2015_05_18_01_001
Когда началась эта практика? И кто придумал эту идею? На эти вопросы нет однозначного ответа, но согласно Хэ Цзяню, руководителю Чайного Дома Ye Tang, первое появление чайной пары датируется началом 70х прошлого века. Практика широко распространилась только в 1980е, благодаря повышению уровня жизни и улучшению качества изготовления чая на Тайване.

По словам господина Хэ Цзяня, изящные чайники и чашки были особенно распространены в провинциях Фуцзянь и Гуандун в эпоху правления династии Мин (1368-1644).
2015_05_18_01_009
Парк в УИ Шань, в провинции Фуцзянь. Посередине — символическая ЦзюйЦюйСи, река 9 Изгибов, вокруг которой на каменных плитах иероглиф Ча, написанный в многочисленных стилях. Окружают эту красоту скульптуры тех, кто сделал серьезный вклад в развитие чайной культуры. История начинается с Шэньнуна и пока завершается 20 веком. ЛуЮй тоже здесь.

Тайвань же познакомился с культурой пития чая благодаря немногим ранним иммигрантам из Китая в период Чжэн Чэнгуна (1624-1662) (прим. кит. 郑成功, китайский пират, руководил освободительной борьбой против маньчжурских завоевателей и изгнал голландских колонизаторов с Тайваня). Однако все это было еще очень далеко от того, чтобы стать общепринятой, понятной и неотъемлемой частью повседневной жизни тайваньцев. В то время использовались большие чайники и чашки лишь из практических соображений — так трудящиеся в поле крестьяне утоляли жажду на протяжении всего дня.

Для простых людей привычным было проглатывать еду, запивая съеденное большими глотками жидкости. Для чая, который разливался обязательно из большого чайника, обычно использовалась чашка соразмерная плошке для риса или супа. То были времена, когда предметы утвари служили в угоду одной только функциональности. Ни у кого не было времени на то, чтобы выставлять красивый чайный набор из-за одной чашки чая.

По мере развития Тайваня от сельскохозяйственного общества к процветающему индустриальному, характеризующемуся предпринимательской деятельностью, появился класс городских жителей, у которых было время и для размеренного отдыха, и для досуга.

Экономический и культурный фонд был достаточно прочным для поддержания стремления к более утонченной повседневной жизни. В 1980е сводный индекс фондовой биржи пересек черту 10 000 и у людей появились наличные деньги.

Потребность в утонченном вкусе и ведении изысканного образа жизни стала актуальнее – питие чая больше уже не преследовало одной лишь цели утолить жажду. Чайная культура благополучно проникала в верхушки общества и, в конце концов, стала частью повседневной жизни каждого.

Помимо улучшенного качества жизни, импульс к процветанию чайной культуры был также направлен на продолжающееся улучшение процесса производства чая на Тайване. Чай становился все ароматнее. С начала 1970х в чайных районах ДунДин и ПиньЛинь начали проводить конкурсы для высококачественного чая.

Цена победившего в конкурсе чая варьировалась от 2 000 до 50 000 за катти (прим. англ. catty – мера веса в Китае и в Индии = 604.8 г) тайваньских долларов.

Обретение известности и финансовая прибыль стимулировали производителей чая к беспрерывному улучшению качества изготовления чая.

Таким образом, хороший аромат чая стал настолько же важным и ценным, как и вкус. В конечном итоге, все вместе подготовило почву для появления ВэньСянБэя – чашки для вдыхания аромата.

По словам г-на Хэ Цзяня, за всю историю культуры пития чая никогда ранее не было посуды, предназначенной специально для наслаждения и оценки аромата чая. Тайваньцы всегда будут гордиться тем, что зарождение этой культуры пития улунов произошло на их родине, на острове Тайвань.
2015_05_18_01_002
2015_05_18_01_004
2015_05_18_01_003
2015_05_18_01_005
2015_05_18_01_008
2015_05_18_01_007
2015_05_18_01_006

Продолжение: «Тайваньская чайная Культура»
По материалам статьи Liao Deming «The twin cup culture for ultimate tea-time pleasure. A unique phenomenon of Taiwanese Tea Art»; «The Art of Tea» №4 (Перевод чайное сообщество www.Chaism.pro)


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.