Символизм в чае

Радио Пуэр FM. Выпуск 72

Сначала – гон о том, что такое символы вообще, кто не любит мудрствования – проматывайте; потом – о том, как сочетаются в китайской чайной культуре практическое и утилитарное с символическим и условным; потом – о том, что общего у гунфуча, Фрейда и Дао Дэ Цзин; напоследок – о том, что означают разные цветочки и зверюшки на китайской посуде.
2015_05_17_01_004

Если мы попробуем немного порассуждать, что вообще такое символы, то наверняка заметим, что о символах говорят тогда, когда некая компактная форма вмещает в себя большое и, скажем так, не самым прямым образом связанное с ней содержание. Например, если вы, живя в современной России, встречаете человека, который носит белую или, наоборот, чёрно-оранжевую ленточку, то можете с большой точностью строить предположения о его убеждениях и взглядах. Хотя сами по себе ни белый, ни чёрный и оранжевый цвета никаких ценностей и идей в себе не содержат. Символ — это способ мгновенно передать или, если уж быть совершенно точным, активизировать большой объём информации, краткий и ёмкий язык. Можно сказать, что человеческое мышление полностью построено на символах, ведь мыслим мы, проговаривая внутри себя слова, а слова, наша вторая сигнальная система – это и есть символы. Когда мы думаем о тигре, нам незачем представлять его себе во всех подробностях, достаточно, чтобы в нашем внутреннем пространстве появилось слово «тигр», хотя у этого слова нет ни хвоста, ни клыков, ни полосок. Но если другой человек не знает нашего языка, он не поймёт этого слова, а далёкому от политики иностранцу ничего не скажут разноцветные ленточки. Чтобы какое-то явление превратилось в символ, необходима особая связь в сознании человека между внешним видом этого явления и стоящим за ним смыслом.

Но есть и символы иного уровня, которые оказывают действие на нас вне зависимости от того, знакомы ли мы с ними. Минуя придуманные людьми языки и системы, они обращаются напрямую к лежащим глубже кодам нашей психики, общим для целых наций и рас или даже всего человечества. Поиском ключей к этим кодам люди занимались с древнейших времён: когда-то создавать символы, обладающие волшебной силой, пытались колдуны, а в наше время разгадать послания всплывающих в область сознания символов стараются психоаналитики. Примером таких символов, такого глубинного, универсального языка может послужить музыка: одни и те же мелодии печалят, тревожат или воодушевляют самых разных людей, и неважно, насколько эти люди музыкально образованны, и знают ли они, о чём поётся в песне.

Итак, есть символы как тайный шифр, понятный посвященным, и символы как отголоски магической реальности нашего естества.

Имеет ли всё это какое-нибудь отношение к чаю? Конечно! Китайская культура вообще и чайная культура Китая в частности глубоко символичны, полны знаков, намёков, иносказаний, непрерывных отсылок к легендам и фактам прошлого, и отсылки эти часто имеют форму обрывка фразы, за которым угадывается целая история, и её необходимо знать для того, чтобы понять смысл сказанного. Это похоже на принцип иероглифической письменности, где каждый слог представлен отдельным уникальным символом, который нельзя понять, разбив на составные элементы – надо знать, что за ним стоит. Взять хотя бы некоторые названия китайских сортов чая. Допустим, Дин Гу Да Фан: буквальный перевод – «Долина на вершине, большой квадрат» — ничего не объясняет, однако даёт намёк на то, что здесь кроется некий секрет, шифр. Зато если вы знаете историю происхождения этого сорта, то при произнесении этого названия перед вашим внутренним взором будет возникать не то что картина, а целая пьеса. В рисунке на чашке может быть скрыт образ, в образе зашифрована целая идея… И вместе с этим в работе с чаем проявляются такие начала этики и эстетики, которые вообще не требуют интеллектуального понимания, а воспринимаются сердцем и телом.

Но прежде чем я перейду к примерам, мне хотелось бы предостеречь вас от чрезмерного увлечения символикой и условностями. Конечно, вы сами можете выбрать, что в чае ценить и что считать важным. Но лично по моему мнению, первичен всё-таки чай как напиток и то, насколько он вкусен, ароматен, действует ли он на состояние тела и духа. На этом, как на прочном фундаменте, вырастает великолепное здание культуры обращения с чаем, магии чайного действа, духа чая и так далее, достигающее поистине небесных высот. Не будь его, о чае не стоило бы столько говорить и думать, и грустно видеть людей, закрывающих себе вход в этот устремлённый ввысь храм приземлённым и циничным отношением к чаю. Но без основы, без опоры это здание превращается в воздушный замок, в мираж. Когда всё внимание «мастера» направлено на красоту движений или на их тайное значение, а чай при этом получается плохо, подлинное волшебство превращается в балаганные трюки.

Мы можем усматривать весьма глубокий смысл, скажем, в форме чайной посуды. Но в абсолютном большинстве случаев форма будет обусловлена не им, а практической необходимостью. В китайской традиции чаепития очень немного сугубо декоративного. И хотя «чаепитие по-китайски» может быть очень разным, всё же рискну сказать, что основной целью остаётся приготовление чая, которым можно будет наслаждаться, который понравится и запомнится. Этому служит вся чайная утварь, и странно, когда чайный мастер на первое место ставит не это, а карнавальное шоу или мистический туман.

Более того, не всегда можно быть уверенным в том, что известный нам смысл, вкладываемый в предметы или действия во время чаепития, действительно является частью серьёзной древней китайской традиции. Мне попадались люди, уверенные в том, что подсчёт «булек» при вынимании стаканчика-вэнсянбэя из чашки – это священный обряд, предписанный самим Лу Юем. Но подобные вещи зачастую являются легкомысленными легендами, рассчитанными на цепляющихся за формальности лаоваев-европейцев и выдуманными совсем недавно – и выдуманными, кстати, не обязательно китайцами: российские чайные мэтры 1990-х и 2000-х были довольно творческими личностями.

Пожалуй, самый известный и самый очевидный символ, встречающий нас на чайном столике – это чайная пара, являющая собой единство инь и ян. Не нужно быть знатоком китайской философии, чтобы угадать в вертикальном символ мужского начала, а в округлом и полом – женского. Это как раз универсальные, общечеловеческие символы. Кстати, есть теория, согласно которой чайная пара западного образца – чашка и блюдце – символизирует дисгармонию современного брака и объясняет её причины: чашка стоит на мужском символе, расплющив его в лепёшку… Но это, конечно, шутка.
2015_05_17_01_001
Но в процессе гунфуча стаканчик-вэнсянбэй и чашка-чабэй не просто стоят рядом как равноправные партнёры. Они особым образом взаимодействуют друг с другом. Давайте посмотрим на это повнимательнее. Когда они соприкасаются, чашечка лежит на стаканчике, средоточие инь на средоточии ян. Эта картина как две капли чая похожа на 11-ю гексаграмму Книги Перемен – Тай, Расцвет, одна из самых благоприятных гексаграмм: Тьма движется вниз, а Свет – вверх, и они направлены друг к другу, лучшего нельзя и представить. Однако расцвет не может длиться вечно, это нестабильная ситуация, и как весна сменяется осенью, она рано или поздно сменится противоположной 12-ой гексаграммой – Пи, Упадок: ян вверху, инь внизу, и они не могут взаимодействовать. И мы своими руками проделываем этот переход, переворачивая чайную пару. Мы совершаем действие Дао, ибо сказано: превращение в противоположное есть действие Дао. И логично, что именно в позиции Упадка наши инь и ян разделяются, расстаются. Задумайтесь: с каждой заваркой мы вновь и вновь проживаем цикл этой драмы.

Однако в ней участвует ещё и чай, и обратите внимание, что движется он строго фрейдистски: от активного, творческого мужского начала к пассивному, воспринимающему женскому. Однако зарождается эта самая живая и подвижная сущность не в вэнсянбэе. Из чайника или гайвани чай попадает в единое вместилище – чахай, а уже затем – в чайную пару, и это опять-таки в точности соответствует Дао Дэ Цзин: «Дао порождает единое, единое разделяется надвое». Заметьте, что чайные пары во время чаепития находятся в руках гостей, и чахай несколько раз обходит их круг, но чайник не даётся им в руки, к нему прикасается только мастер – точно так же, как дао, будучи первоистоком всего, ускользает от непосредственного восприятия.

Правда, я часто пускаю по кругу гостей и чайник с прогретым чаем – жаль лишать их этого впечатления. Я не делаю между гостями различий, но в моей первой чайной школе меня учили, что ведущий может дать познакомиться с чаем из чайника в знак особого уважения лишь самому почётному гостю. То есть тому, кто действительно способен постичь Дао)))

В этой схеме не нашлось место продолжению: «… два порождают три, а три порождают всё множество вещей». Будем считать, что это происходит внутри участника чаепития. Зато триаду – Небо, Земля и человек – символизирует гайвань, состоящая из трёх частей: собственно сосуда, крышки и подставки. У человека в мироздании особая, исключительно важная роль: он соединяет Небо и Землю и является проводником энергий между ними. И центральный элемент гайвани – самый важный, именно в него помещается чайный лист и именно в нём рождается чай как напиток.

При желании в чайном церемониале можно найти ещё великое множество символов. Например, мне встречалась идея, что три варианта наполнения чайника водой – строго вровень с краями, немного не доливая и через края – соответствуют трём основным направлениям китайской философии, конфуцианству, даосизму и буддизму. Конфуцианец, ставя превыше всего точное соблюдение правил, наполнит чайник ровно до краёв; буддист не станет жалеть воды, выливающейся через края, как Будда не жалеет своего милосердия; даос же оставит внутри немного пустоты для неизъяснимого.

Те же действия, символизм которых более-менее общепринят, чаще всего призваны подчеркнуть уважение участников чайного действа друг к другу. Например, обычай разворачивать чахэ перед тем, как передать следующему гостю. Если вдуматься, в нём нет практического смысла – ведь каждому всё равно приходится делать один разворот, только не для себя, а для соседа. Это просто символ внимания и заботы друг о друге. Есть и более сложные символы. Например, раздавать гостям чашки с готовым чаем принято по часовой стрелки, это направление символизирует благоприятное течение энергии, и это считается важным. Но в том случае, если чай делает девушка, она может пропустить несколько участниц по левую сторону и начать с первого мужчины, подчеркнув уважение к нему – оно ещё важнее для благополучия.

Ну, а если мы обратимся к изображенным на чайной посуде сюжетам, то найдём бесконечное число символов. В большинстве случаев они играют роль добрых пожеланий, но эти пожелания должны быть выражены не прямым текстом, а в аллегорической, скрытой форме. Может быть, дело тут в том, что слишком открытое доброе пожелание может потерять силу или даже быть перехваченным злыми духами; может быть – в чём-то ином. Как бы то ни было, искусство говорить иносказаниями высоко ценилось у самых разных народов. Взять хотя бы викингов, у которых мастерство скальда-певца оценивалось по умению слагать кёнинги, словосочетания, указывающие на предмет, не называя его собственного имени. Битву полагалось называть «бурей щитов», щит – «луной ладьи», ладью – «драконом моря» и так далее.
2015_05_17_01_002
Наверное, самые многочисленные обитатели чайной посуды – это драконы. Дракон символизирует и силу, и мудрость, и благородство; он также является эмблемой императора, Сына Неба. А поскольку феникс – традиционный символ императрицы, то дракон и феникс вместе не просто изображают благополучный царственный брак, но ещё и воплощают гармонию мужского и женского начал в целом. Так что если вы хотите пожелать счастливой семейной жизни своим добрым, но отнюдь не царственным знакомым, то можно выбрать и более скромную пару карпов или уток-мандаринок.
2015_05_17_01_006
Существуют менее очевидные символические образы. Например, сосна символизирует долгую жизнь, жизненную силу и стойкость, поскольку не сбрасывает иглы в мороз и растёт на открытых ветрам утёсах и на почти отвесных склонах. В определённом смысле, сосну можно рассматривать как пожелание успешной карьеры. А бамбук олицетворяет стойкость несколько иного рода – под ветром он гнётся до земли, но не ломается. Вырастая, бамбук почти не меняется внешне – свою простоту он несёт через всю жизнь, а бамбуковые дощечки, положенные в костёр, лопаются с громким треском, отпугивая злых духов. Можно сказать, что бамбук подсказывает, что верность своей природе – лучшая защита. Вместе с сосной и сливой бамбук входит в число «трёх друзей зимы», потому что они или зеленеют, или цветут в холода, а также в число «четырёх благородных» вместе, опять же, со сливой, орхидеей и хризантемой. Цветущая весной слива обычно ассоциируется с красотой юности, а цветущая осенью хризантема – с изысканной женской красотой и мудростью, приходящей с возрастом. Было бы невежливо дарить посуду с хризантемами юной девушке, а с цветущей сливовой веткой – зрелой женщине. Орхидея – символ скромности и достоинства, её аромат изыскан, но не навязчив, и чтобы его оценить, надо наклониться к самому цветку. Ещё о флоре: персик – долголетие, гранат – плодородие, пион – императорский цветок, а также пожелание удачно и, главное, поскорее выйти замуж; лотос – чистота, верность, святость (растёт из грязи, но грязь к нему не пристаёт), а также самоотдача: прекрасный цветок превращается в невзрачную и даже пугающую некоторых коробочку, зато в ней множество семян. Коробочка лотоса символизирует передачу буддийского учения, так что посуду с её изображением уместно подарить учителю или, наоборот, ученику.
2015_05_17_01_005
Есть ещё менее понятные символы. Многих удивляют стаи зубастых и когтистых летучих мышей на чашках. Просто летучая мышь по-китайски – «фу», что созвучно со словом «счастье». А замечали ли вы, как часто на посуде изображают маленьких мальчиков, и никогда – девочек? Дети – это, само собой, пожелание многочисленного потомства. Но рождение девочки в Китае испокон веков расценивалось как событие досадное. Или другой пример: временами на посуде можно встретить сорок, а их сестёр ворон – никогда. Почему? И те, и другие – птицы, приносящие вести. Но белая сорока – птица янская, а значит, вести счастливые. А чёрная иньская ворона может принести только дурные новости.

Наконец, есть сочетания символов, представляющие собой настоящие криптограммы. Академик Алексеев приводит такой пример: улыбающийся мальчик и петух, склонившийся к пяти цыплятам. Здесь скрыта фраза «цзяо у цзы» — «звать пятерых сыновей». Но «цзяо» — звать – созвучно глаголу учить, так что это намёк на одного исторического персонажа, у которого было пять сыновей, и все пятеро блестяще сдали экзамены на получение высокого ранга. Выходит, подразумевается пожелание детям успешной карьеры, знатности и богатства.

И есть ещё одна вещь, о которой я хочу сегодня сказать. В процессе работы с чаем у каждого неизбежно возникают свои собственные символы, какие-то моменты, какие-то жесты, наполненные лично для него особым значением. Например, один чайный мастер, который во многом является для меня примером, после знакомства с чаем переворачивал чахэ вверх дном и клал его рядом с чабанью. И когда я повторяю этот жест, он символизирует признательность этому человеку и стремление работать над собой, чтобы обрести те качества, которыми он обладал. Особые ритуалы и соответствующие им состояния и чувства формируют нечто вроде маленькой индивидуальной религии. Это добрая, тихая и почтительная религия, смотреть на неё косо нет причин.

Но часто у людей возникает желание поделиться этой чайной религией, принести ее другим людям, отправлять эти ритуалы совместно или, по крайней мере, единообразно. Это, как и любая религия, даёт им приятное чувство общности, близости. И это тоже неплохо, только… не глубже ли такая близость, которая не требует формальностей? Не прочнее ли такая общность, для которой не надо делать что-то одинаково, а можно делать всё по-своему и радоваться этому, ценя друг в друге личность, а не сходство во взглядах и манерах?
2015_05_17_01_003
Радио Пуэр FM. Выпуск 72. Символизм в чае.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
1 окт 2014 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.