Чай «не для всех». Кто виноват? Что делать?

Радио Пуэр FM. Выпуск 53

Радио Пуэр FM. Выпуск 54

Говорим о трудностях восприятия хорошего чая, о том, что это вообще такое — «понимать чай», о параллелях между чаем и искусством; о том, какие сложности возникают в России с осознанием и описанием вкусовых ощущений; о том качестве внимания, которое способствует развитию вкуса, и о том, какую роль в этом играет опыт и эрудированность.
2015_04_28_01_001


Наверняка многие из вас хотя бы раз были в положении миссионера-неудачника, когда, желая порадовать своих родных и близких, далёких от чайной темы, по-настоящему хорошим чаем, вы наталкивались не на изумление и восторг, а на недоумение и равнодушие. Бывает, человек вообще не видит разницы между вашим чаем и тем, который он привык пить. Бывает даже так, что какой-нибудь дорогущий, красивый и редкий чай вызывает реакцию типа «Ну-у-у, в принципе, ничего… Но «Липтон», конечно, лучше!» К счастью, вы имеете дело не с подозрительными туземцами-каннибалами, и, в отличие от незадачливых европейских проповедников, вас не съедят, но всё же такие случаи обескураживают. И наводят на мысль, что хороший вкус должен быть не только у чая, но и у человека, который за него берётся.

Радует, что наличие или отсутствие вкуса – это не что-то пожизненное и фатальное. Наверняка вы и сами тоже не сразу во всём разобрались, и были сорта или целые виды чая, которые оставляли вас в недоумении – и что люди в них находят? А возвращаясь к ним спустя некоторое время, вы обнаруживали в них не замеченные в первый раз достоинства. Чувство вкуса – живая и развивающаяся вещь.

В чайной среде очень часто можно услышать выражение «Этот чай я не понял» или «Эти чаи я раньше не понимал, а недавно начал понимать». Что же такое «понимать чай»?

Очевидно, что, в первую очередь, понимать чай – значит уметь получать от него удовольствие. Если человек говорит, что не понимает какой-либо чай, как правило, это значит, что этот чай ему не только не нравится – он вообще не видит, что в нём хорошего. Но удовольствие – это ещё не всё. Если человеку чай нравится, но он видит в нём только одну ноту вкуса и не замечает все остальные нюансы – можно ли сказать, что он понимает чай? Особенно, если эта нота является у этого чая общей со многими другими, а индивидуальность и ценность ему придают как раз другие оттенки. Бывает и так, что человек находит в чае то, чего в нём вовсе нет – удовольствия при этом может быть хоть завались, но понятно, что человек находится в контакте не с чаем, а со своими иллюзиями. Получается, понимать чай – значит воспринимать его достоинства объективно и полно.

Почему это оказывается сложным поначалу? И почему это становится легче с опытом?

Во-первых, еду в современной России вообще не принято рассматривать как культурное явление. А если и рассматривают, то в каких-то уродливых, гротескных формах, таких как лубочные псевдорусские традиции или эзотерическая зацикленность на всём якобы натуральном, и всё это оторвано от непосредственных вкусовых ощущений. Быть хотя бы отчасти гурманом совершенно не считается обязательным для культурного человека. Скорее даже наоборот – серьёзному и уважаемому человеку как-то не к лицу разбираться в соусах и приправах. Вкусовые ощущения не считаются уместной темой в светской беседе. Вполне естественно, когда человек подробно описывает свои впечатления от недавно прочитанной книги, или кинофильма, или спектакля, но если бы он так же прочувствованно, толково и обстоятельно стал говорить о новом блюде, которое недавно попробовал, это выглядело бы странно – в России, но не в Китае: там говорить о еде любят и умеют. Наш же язык в этой части беден и малоэффективен. Если ваш лексикон достаточно богат, то вы сможете описать, например, впечатливший вас пейзаж так, что ваш собеседник представит его себе во всех подробностях. А теперь попробуйте проделать то же самое с понравившимся вам обедом – вероятнее всего, вы просто перечислите ингредиенты и несколько раз на разные лады повторите слово «вкусно». Собеседник уловит ваши эмоции, но вкус того, что вы ели, останется для него весьма смутным. И мы даже не сознаём, что тут что-то не так, и что может быть иначе.

А иначе быть может. Например, в китайском языке для описания вкусовых ощущений слов намного больше, и они вполне конкретны и точны. Например, «тянь» и «гань» для китайца — совершенно разные понятия, а у русского есть только одно слово – «сладость», и разницу между ее видами не каждому легко объяснить, хотя вкусовые сосочки у нас ничем не отличаются от китайских, и их у нас не меньше. А вот язык и понятийный аппарат – отличаются. Не имея привычки – раз — и не имея возможности –два – грамотно обсуждать тонкости вкуса – мы, соответственно, о них и не думаем, и не уделяем им внимание. Чай со сложным, изысканным вкусом, таким образом, оказывается для чайного неофита книгой на едва знакомом языке: понятно в лучшем случае одно слово из трёх, и общий смысл улавливается лишь приблизительно.

Почему в России так печально обстоят дела с восприятием вкуса – это отдельная интересная тема, и сейчас я в неё углубляться не буду. Скажу лишь, что, на мой взгляд, тут налицо аналогия с неумением многих соотечественников говорить о сексе даже со своими супругами и, более того, отсутствием самого представления о том, что о сексе можно и нужно с супругами говорить. В результате мы имеем проблемы там, где без них легко можно было бы обойтись, и проблемы эти не так уж редко приводят к разрушению семей. Зато, чем больше люди оторваны от своих естественных телесных ощущений и потребностей, тем легче внушить им какую-нибудь чушь и манипулировать ими. Но вернёмся к чаю.

Вторая сложность состоит в количестве и качестве внимания. Массовая культура приучила потребителей своего продукта к тому, что восприятие – процесс пассивный. От слушателя поп-музыки или зрителя мейнстрим-кино не требуется никаких усилий, их содержание доставляется в мозг, так сказать, самотёком, и оно настолько примитивно, что доступно даже дебилу – соответственно, во взаимодействии с такой культуркой нет нужды проявлять больше способностей, чем дебилы. И это развращает: если получить удовольствие, пусть и низкопробное, можно, ничего не делая, то сложно становится уговорить свою душу немного поработать ради того, чтобы получить более высокое, более человеческое удовольствие.

Но есть вещи, которые недоступны, если экономить на душевном труде, вещи, которые требуют иного, более внимательного и более активного отношения, и качественный чай – как раз одна из таких вещей. В музыке, например, в джазе, есть такое понятие – «активное слушание». Оно означает, что слушатель более полно вовлекается в процесс, следит за движением мелодии и как бы опережает ее, пытаясь предугадать следующий шаг, примеряет на себя роль ее творца. Именно при таком отношении сложная, постоянно меняющаяся и выводящая из равновесия музыка начинает приносить удовольствие. Такое активное слушание отличается от обычного слушания так же, как медитация – от простого бездействия. Схожее состояние мой учитель по цигун называет «лёгкий ян», и, с его точки зрения, это оптимальное состояние для практикующего. Здесь важно, что концентрация внимания достигается не путём напряжения. Напряжение сковывает, ограничивает и истощает, напряженного внимания надолго не хватит. Внимание должно быть расслабленным, но живым. Когда на наши чайные мероприятия приходит новый человек, разница в качестве внимания между ним и нашими завсегдатаями бросается в глаза. Обычный современный человек способен удерживать внимание на чём-то определённом считанные минуты, затем оно переключается на что-то другое, обычно – случайным образом. Большая часть впечатлений от по-настоящему хорошего чая при этом проходит мимо. Наши завсегдатаи же могут беседовать на разные отвлечённые темы, смеяться и шутить, но при этом на протяжении нескольких часов прекрасно замечают всё, что происходит с чаем.

То качество внимания, о котором я говорю, очень тесно связано с интересом, с заинтересованностью. Когда вы испытываете искренний интерес, вы очень внимательны к его предмету, но вы не напрягаетесь понапрасну, не мучаете себя напряжением. И наоборот: когда вы спокойны и раскрепощены, но не безучастны, а внимательны, в вас пробуждается интерес к жизни. Это и есть то состояние, в котором вы получаете от чая максимум. Если человеку интересен вкус, аромат и действие чая, и он наблюдает за ними, то такое состояние становится всё более привычным и естественным. При этом сознание совершает определённую работу, тонкую, но всё же работу. Благодаря ей, а не каким-то чудодейственным веществам в составе чая, и происходят психологические сдвиги, которые отмечают любители чая. Можно сказать, что чай тренирует мышцу, поднимающую качество жизни.

Понятно, что для этого внимание человека должно быть направлено на чай. Те посетители чайных тусовок, которым интересно только общение и приятное времяпрепровождение, а не сам чай, могут поглощать огромные количества прекрасного чая, но их жизнь от этого никак не меняется.

Вообще, добровольная, осмысленная, интересная, без ненужного напряжения, в меру и в кайф работа – это лучшее средство психологического и духовного развития, какое только можно вообразить. Именно поэтому так часто можно видеть, как бессмысленное хобби за считанные месяцы преображает человека и ракрывает его лучшие стороны, тогда как многолетний общественно полезный труд только отупляет.

Но, конечно, живое и активное наблюдение за чаем и за своими ощущениями в процессе чаепития – занятие для начинающих новое, неосвоенное. Поэтому имейте в виду: когда вы угощаете красивым, сложным чаем, скажем так, «непосвящённого», он видит не ту прекрасную картину, которую вы хотите показать, а лишь маленький её кусочек.

И третий важный момент. В большинстве книг, спектаклей, фильмов и т.д. значительная часть содержания перекликается с другими произведениями искусства, знакомыми образованному человеку. Это могут быть прямые цитаты, могут быть намёки или какие-то элементы пародии. Это своего рода ссылки, по которым наше сознание переходит, само того не замечая, это как первые слово или два из общеизвестной пословицы – незачем произносить всю пословицу целиком и разъяснять её смысл, всё понятно и так. Но если пословица вам незнакома, то смысл оказывается вами потерян, ссылка не срабатывает. Возьмём, например, серьёзное авторское кино: часто бывает так, что фильмы одного режиссёра, будучи отдельными, самостоятельными произведениями, всё же связаны друг с другом логикой развития автора как художника и как личности. И если вы посмотрите только один из них, даже очень внимательно, то не поймёте и даже не заметите много такого, что ясно зрителю, видевшему все фильмы этого режиссёра.

Вот и с чаем то же самое: каждый сорт чая, уникальный и неповторимый – это часть чая как целого, большого культурного явления. В полноте впечатления от данного сорта важно и то, какие сорта и чем он напоминает, а от каких и чем отличается. И осознать ощущения от данного чая намного легче, когда вы можете сопоставить их с уже имеющимся опытом. А наработка такого опыта – это тоже труд, только в этом труде задействовано не столько внимание, сколько память и способность к сравнению и анализу. Но и здесь ключевым является интерес. Когда человеку интересно выяснять подоплёку своих чайных переживаний, находить их причины, то, допустим, изучать пуэрную географию для него – огромное удовольствие, потому что названия И У, Биндао, Наньно и т.д. наполнены для него ясным смыслом и связаны с вкусовыми ощущениями. А если человек не даёт себе труда запоминать вкусовые мелодии и локации, для которых они характерны, эти названия для него – бессмысленная тарабарщина. Есть множество факторов, от которых зависит вкус и аромат чая – ботанический сорт, условия произрастания, особенности обработки листа и т.д., и все они могут играть роль опорных точек, помогая систематизировать свои ощущения, лучше их осознавать и глубже в них погружаться.

Приведу очень простую аналогию: если вы вдруг решили посмотреть 53-ю серию какого-нибудь сериала, вы, возможно, получите некоторое удовольствие от происходящего на экране. Но оно было бы намного больше, если бы вы были в курсе сюжета. Взаимосвязи между вкусом чая и всеми факторами, влияющими на него, сходство и различия разных сортов между собой и т.п. и образуют сюжет грандиозной, бесконечной чайной саги. Чем лучше вы будете осведомлены, тем лучше будете понимать каждый отдельный её эпизод.

Обратите внимание, что я сегодня вообще не касаюсь церемониального аспекта чайной культуры, не касаюсь её эстетики и символики. Я говорю только о том, что можно ощутить непосредственно телом – о вкусе, аромате и действии чая. Но даже на этом уровне прослеживается множество параллелей с искусством. Можно сказать, что чай – это искусство, притворяющееся едой, точнее, питьём. Именно поэтому чай легко становится проводником идей и принципов, становится социальной технологией, способной изменить общество. О том, как распространение чая повлияло на британский характер, мы уже говорили в выпуске №29. А какую роль сыграет качественный чай в жизни России, нам с вами ещё предстоит увидеть.

Надо сказать, что чай в этом плане не является чем-то уникальным. Вина, виски, сыры, шоколад – все они тоже могут быть произведениями искусства, заслуживающими внимания и почтения, и при правильном отношении к себе вознаграждающие людей простором для самопознания. Но качественный чай сейчас, пожалуй, доступнее.

Налицо некий парадокс. С одной стороны, по идее, настоящий шедевр на то и шедевр, чтобы восхитить каждого, вне зависимости от его уровня подготовки. Но с другой стороны, культуре в той или иной степени присуща элитарность. Культура – это особый язык символов, условностей и взаимосвязей, и то, насколько полно и глубоко вы можете понять то или иное явление культуры, зависит от того, насколько этот язык вами изучен. И хотя все возможности для этого есть у каждого человека, далеко не все ими пользуются. Неспроста, например, высокохудожественное кино часто называют «кино не для всех». Так вот, по-настоящему хороший чай – это «чай не для всех», а только для тех, кто захочет приложить определённые интеллектуальные и душевные усилия, чтобы в нём разобраться. Поэтому мы весьма неоднозначно относимся к популяризации чая. Как бы снобистски это ни звучало, но благодаря ей чайное сообщество пополняется людьми с грубыми манерами, примитивными потребностями и очень приземленным восприятием чая, видящими в нём только замену спиртным напиткам. По-моему, пользы от этого столько же, сколько от посещения поэтического вечера группой болтающих друг с другом, гогочущих и жующих попкорн подростков – от этого нет никакого проку ни им, ни поэзии.

Впрочем, большинство на чистоту высокой чайной культуры и не посягает, довольствуясь самым низкокачественным и самым дешёвым чаем. Точно так же, как в кинематографе, литературе и музыке, чем ниже качество продукта, тем больше его потребителей. Такая пирамидальная картина настолько привычна, что кажется само собой разумеющейся. «Закон жизни, тайна веков».

Но является ли такое положение дел естественным? Вы не находите тут ничего странного? Возьмите любую природную характеристику человеческого индивида – рост, вес, уровень интеллекта, что хотите – и взгляните на статистику. Статистика даст вам картину нормального распределения, с пиком на среднем уровне и симметричным снижением графика к крайним значениям. Гиганты и карлики, гении и дебилы – редкость, большинство людей имеют средний рост и средние умственные способности. Почему же в таком случае большинству людей свойственна не средняя, а крайне низкая степень развития вкуса? В чём тут дело?
2015_04_28_01_002
В прошлом выпуске мы говорили о том, почему хороший чай далеко не всегда бывает понят и оценён по достоинству. И как раз на днях один из наших завсегдатаев рассказал нам о том, как угощал свою знакомую хорошим чаем, и как он был удивлён тем фактом, что она не почувствовала ничего особенного. Правда, тут речь шла не столько о вкусе, сколько о действии чая на состояние тела и ума. Но и в этом аспекте общения с чаем современный западный человек сталкивается с трудностями, о которых мы говорили неделю назад: невнимательность и неумение анализировать, описывать и запоминать свои ощущения. Только со своим внутренним состоянием люди зачастую имеют ещё худший контакт, чем с сигналами извне: порой они ухитряются не замечать того, что очевидно даже наблюдателю со стороны. Бывает, что после релаксационного массажа человек идёт буквально по стеночке, лицо у него оплывшее от расслабленности… «Не, ничего особенного не чувствую»… Тем, кстати, чай и хорош, что заинтересовывает людей их подлинными ощущениями. Но происходит это не сразу и наповал, а чаще плавно и исподволь. Тем более что чай вмешивается во внутренний мир очень мягко, и чтобы это заметить, надо знать ещё, куда именно смотреть.

Что же может помочь научиться разбираться в чае и сформировать хороший чайный вкус? У меня есть опасения, что, прослушав следующие несколько минут, некоторые решат, что это неимоверно сложно и долго, и нечего на это надеяться. Не волнуйтесь, друзья: если вы просто пьете чай с искренним интересом к нему, то и безо всяких специальных ухищрений разрешение вашего монитора чайных впечатлений будет расти. Причём это дорога в один конец, без возврата, это больше похоже не на бодибилдинг, где стоит прекратить тренировки, и с таким трудом вылепленные мышцы тут же начинают деградировать, а на езду на велосипеде: один раз освоите — до конца жизни не разучитесь. Проникшись любовью к качественному чаю, вы уже не сможете по-прежнему относиться к чаю массового потребления. Это не значит, что вы не сможете больше пить «Ахмад» или «Гринфилд» — мы, например, в отсутствие альтернативы ими вовсе не брезгуем. Но считать этот суррогат хорошим чаем вы уже не будете. И, представьте себе, некоторые этого боятся. Один мой друг сказал как-то: «Да, твой чай лучше, но я лучше не буду его пить, иначе обычный чай пить не захочу». Ну, я думаю, те, кто боится сделать свою жизнь лучше, вряд ли слушают наши передачи.

Разумеется, для воспитания вкуса нужен живой опыт. Хороший вкус нельзя сформировать путём чтения книг и статей, пусть даже очень хороших, так же как нельзя по книгам научиться езде на велосипеде или, скажем, тантрическому сексу. Поэтому главный совет состоит в том, чтобы пить чай, желательно — почаще. Нужна практика. Но латинское слово «праксис» подразумевает не абы какую деятельность, а сложно устроенную и имеющую конкретную цель. И само по себе количество выпитого чая или годы, проведённые с чашкой в руках, ещё не являются определяющими. Надо, чтобы лёгким фоном – лёгким, ни в коем случае не затмевающим удовольствие от чая – в вашей чайной практике присутствовало желание разобраться в чае глубже. Тогда каждое впечатление будет не промелькнувшим мимо вас мотыльком, а кирпичиком в здании вашего опыта.

Чувство вкуса основывается на способности различать – отличать хорошее от плохого и вообще одно от другого (заметьте, что нежелание это делать – безразличие – в русском, да и не только в русском языке синонимично равнодушию. Чем больше мы способны видеть разницу, тем более мы неравнодушны, тем более мы человечны…). А для развития этой способности опыт должен быть разнообразен. Если вы постоянно пьете только один, два или три сорта чая, вы, вполне возможно, изучите их до тонкостей, но не будете разбираться в чае в целом, так же как не будет начитанным человек, перечитавший две-три книги по тысяче раз. Но это банальности. А вот насколько велико должно быть это разнообразие – вопрос интересный.

Вы, должно быть, видите, что продвинутые чайные люди могут увлечённо обсуждать особенности какой-нибудь отдельно взятой, допустим, разновидности У И Жоу Гуй, тогда как для человека, только начавшего знакомиться с китайским чаем, проблематично не только оценить, насколько данная Жоу Гуй традиционна, но и отличить её от Шуйсяня, и вообще уишаньские улуны от гуандунских, и вообще улуны от красных чаёв. Очевидно, что их способности отслеживать различия отстоят друг от друга на несколько ступенек, и преодолеть их одним прыжком вряд ли получится. Если поначалу все улуны кажутся вам на одно лицо – это нормально, сосредоточьтесь пока на тех различиях, которые можете уверенно распознать – например, на отличиях одного вида чая от другого. А по мере совершенствования вкуса вам будут доступны все более тонкие нюансы. И на самом деле, пить три чая одного сорта, отличающихся какими-то особенностями, обычно куда увлекательнее, чем три совершенно разных чая. С другой стороны, для тренировки вкуса полезно учиться не только находить отличия в схожем, но и общее в разном – интересно, например, попить подряд чаи разных видов, но все – органического происхождения, чтобы попробовать научиться определять органический чай на вкус. Или, скажем, шен пуэр, улун и красный чай из фиолетового сырья, чтобы выявить то ощущение, которое придаёт чаю эта фиолетовость.

В общем, для более глубокого погружения в нюансы бывает нужно сузить поле исследований. Но, конечно, это не должно превращаться в насилие над собой – если вы утомлены похожими друг на друга чаями, конечно, стоит переключиться на что-то кардинально отличное. Хотя чаще нам встречается противоположная крайность: люди находят понятный и приятный для себя чай и со всё большей неохотой пробуют что-то другое, не столь понятное, становясь в результате «узкими специалистами». Мне печально видеть, как люди добровольно замыкаются в какой-то части чайного мира только потому, что там им комфортнее всего. Но и заставлять себя пить то, чего не хочется – тоже нехорошо. Как же быть? Я предлагаю для расширения своего кругозора использовать моменты неопределённости. Когда вы точно знаете, какого чая хотите в данный момент – его и пейте, не надо мудрствовать. Но если у вас нет какого-либо определенного желания – рискните, потратьте это чаепитие на что-то, в чём вы пока не очень разобрались. И со временем опыт сделает свое дело, переход количества в качество еще никто не отменял.

А ещё бывает полезно пить не очень понятный для вас чай в компании человека, который любит его и разбирается в нём. Отчасти потому, что он может прямо указать вам на какие-то интересные вещи. Но отчасти более полное погружение в чай с его любителем и знатоком происходит и без слов. При желании это можно списать на незримые информационные поля, энергетические потоки и прочую мистику. Но, возможно, ваше тело просто бессознательно подстраивается под состояние ведущего, копируя его позу, пластику, мимику и т.д., а ваше внутреннее состояние за этим следует.

Другой неоднозначный вопрос – насколько дорогой чай следует пить начинающим. Многие боятся тратить деньги на дорогой чай – дескать, мы всё равно ничего в нём не поймём. И этот страх не совсем беспочвен – действительно, дорогой чай зачастую предъявляет более высокие требования к вниманию и, скажем так, чайной образованности пьющего. Я заметил любопытную закономерность: у многих людей есть определённый порог качества чая (который может быть выражен и в цене), до которого они уверенно судят о чае: вот этот – лучше, а тот – хуже. Но чай, качество и цена которого выше этого порога, может восприниматься, наоборот, как посредственный. С опытом эта граница расширяется. Было бы логично посоветовать работать вблизи этой границы, то есть пить как можно более хороший чай, но такой, достоинтства которого вы всё-таки в состоянии оценить. И на первых порах это будет не самый дорогой чай. Но с другой стороны, не всё взаимодействие с чаем проходит на сознательном уровне. Даже если ваш ум ничего не понял, тело получило некий опыт, который, я убеждён, не пропадает зря. Так что иногда пить что-то, что вашему восприятию пока явно не по силам, всё же стоит. Изредка пить не очень качественный чай, кстати, тоже стоит, чтобы не терять ориентир. По изменению ваших впечатлений от него легко убедиться, как меняется ваш вкус. Кроме того, не исключено, что и в плохоньком чае вы, будучи вооружены более совершенным вкусом, вдруг обнаружите что-то интересное.

Есть чаи объективно более сложные и более доступные для восприятия. Более просты чаи с ярким приятным вкусом, удовольствие от которых может получить и абсолютно несведущий и неопытный в чае человек. Для русского человека это красные чаи и улуны; мало кому они не нравятся с самого начала. Сложнее – те, ценность которых заключена в тонких оттенках, которые надо научиться находить. Таковы, например, шен пуэры – редко кто сразу в них влюбляется. Есть и неоднозначные чаи, например, зеленые и шу пуэры: основная линия их вкуса достаточно доступна и привлекает к ним немало поклонников, но при этом немногие из этих поклонников по-настоящему разбираются в этих чаях, потому что их нюансы вкуса ещё более тихи и деликатны, чем у шенов.

Как правило, развитие вкуса идёт от простых в этом смысле чаёв к более сложным, это занимает годы и десятилетия и происходит естественным путём, без каких-то специальных усилий. Видимо, тут сказывается природное стремление искать и решать всё более трудные задачи. Есть у развития и другие движущие силы. Например, есть такая концепция двух вкусов – цзы сян, вкуса естества, и гун сян, вкуса искусства. В одних чаях вкус заложен самой природой, и задача человека – сохранить его, таковы, например, шен пуэры. В других вкус формируется за счёт человеческого мастерства – таковы улуны. Так вот, у меня есть предположение, что вкус описывает некую синусоиду, и те, кого привлекла изысканность и красота улунов, рано или поздно начнут интересоваться естественной сложностью пуэров, и наоборот.

Вы, возможно, заметили, что я ничего не говорю о каких-то специальных действиях, которые могут сделать вкус лучше. К счастью, природа позаботилась об этом. Переход к лучшему осуществляется автоматически, надо лишь предоставить выбор и дать возможность его увидеть. Развитие вкуса – процесс полностью естественный, как рост дерева. Садовник не тянет деревья за верхушку, он только создаёт для них благоприятные условия. Для развития вкуса такими условиями являются намерение и постоянно растущий разнообразный опыт.

А это значит, что развитие вкуса требует определённого вклада, затрат материальных средств, затрат времени. Дело не только в том, что чай стоит денег. Чтобы появился исследовательский интерес, нужны свободные душевные силы, не задействованные в борьбе за существование. В общем, требуется некий ресурс, которым большинство людей не располагают. Времени, средств и душевных сил среднему обывателю едва хватает на то, чтобы обеспечить самые простые потребности, тут не до эстетики и не до культуры. Эта ситуация могла бы быть естественной в палеолите, но сейчас XXI век, современные знания и технологии вполне позволяют прожить семи миллиардам на нашей планете так, чтобы никому не приходилось умирать от голода, или крутиться, как белка в колесе, чтобы заработать на жизнь, и чтобы каждый мог захотеть и стать тонким ценителем литературы, музыки или чайного искусства. Но лишь в том случае, если бы ресурсы были распределены пусть не полностью равномерно, но хотя бы мало-мальски справедливо. Нынешнее же общество построено на иных принципах – меньшинство сосредоточило у себя колоссальные, избыточные ресурсы, тогда как огромному количеству людей их хватает только для полумеханического, зависимого, почти рабского существования. Очень ясно и жёстко это продемонстрировано в недавнем фильме Эндрю Никкола «Время», где немногочисленный правящий класс бессмертен, а у основной массы людей есть только день, в течение которого они должны заработать право прожить ещё один. И если посмотреть на наш мир трезво, то эта антиутопия не выглядит таким уж преувеличением. Если бы возможно было убрать давление этой несправедливости, то картина массовых вкусов приобрела бы по-настоящему естественный вид: плохая музыка, плохие книги и плохой чай стали бы востребованы единицами, а большинство предпочитало бы уверенный средний уровень, что-то не чересчур сложное, но и не откровенную примитивную дрянь.

Но есть и обратная закономерность. Развитый вкус – сам по себе ресурс. Человек, различающий больше среднего, мыслит иначе, более сложно и независимо, более разумно. Человек, хорошо знакомый с качественным продуктом – например, чаем – более требователен и к другим, и к себе. Он и с собой не позволит обращаться по-скотски, и своё дело будет делать на совесть. И если таких людей – просвещённых, неравнодушных, требовательных, имеющих чувство собственного достоинства – будет всё больше, система дрогнет и вынуждена будет измениться, общество изменится, мир изменится. Это и есть наша цель. Не меньше.

Но для формирования вкуса недостаточно просто насыщенной чаем среды. Необходимы точки приложения сил. Я их условно называю «центрами кристаллизации». Такими точками чаще всего становятся люди или чайные места, в которых сформировался определенный порядок вещей.

Вы знаете, как производят сахар? Не буду вас грузить всей технологической цепочкой, расскажу о последней стадии, когда из сиропа непосредственно возникают кристаллы сахара. Вот есть у нас перенасыщенный сахарный сироп, если его просто высушить, то получится комок некой аморфной массы. Поэтому сначала нужно нарастить кристаллы сахара, а для этого необходимы центры кристаллизации, которыми служат мельчайшие частицы сахарной пудры. Когда сахар готов – большая его часть идет потребителю, немного рассыпается в процессе транспортировки, и совсем маленькая доля перемалываеся в сахарную пудру и засыпается в очередной чан с сиропом, становясь центром кристаллизации. Так что, если жизнь вас аккуратно перемалывает в порошок, то, может быть, через какое-то время вокруг вас начнет нарастать кристалл.

Что можно посоветовать тем, кому хотелось бы привить своим близким (или не только близким) любовь к хорошему чаю? Прежде всего – вы должны быть готовы угощать людей чаем, должны быть готовы на щедрость. Не надо рассчитывать на то, что люди сразу рискнут потратить огромные, как им кажется, деньги на незнакомый чай. Тем более, что, даже рискнув, они могут не понять его и разочароваться. Нужно быть готовым вкладывать в это свои ресурсы, не ожидая отдачи, даже в моральном плане, иначе никак. Но это не означает, что чай надо навязывать всем подряд. Ковровые бомбардировки свинарников бисером ничего не дают, а халява развращает. Будет гораздо лучше, если людям надо будет самим сделать маленький шаг навстречу, проявить интерес, предпринять пусть небольшое, символическое, но усилие. Например – потратить своё время, прийти к вам на чаепитие и посвятить все свое внимание чаю.

Я часто рекомендую поить гостей недорогим «народным» чаем. Или рекомендую его в качестве подарка, если человек хочет сделать приятное своему другу-коллеге-родственнику. Вовсе не потому, что мне жалко чай, просто путь от простого к сложному нужно проходить постепенно. И недорогой, но качественный красный чай у жителя средней полосы России, скорее всего, вызовет гораздо больше позитивных эмоций, чем навороченный улун или совершенный в своей простоте желтый чай. И, однозначно, будет понятно, почему этот чай стоит дороже, чем чай «из супермаркета».

Хорошо, если чай будет перекидывать мостик между привычным для человека и незнакомым, если что-то в нём будет понятно и приятно тому, кого вы угощаете, а что-то – удивительно и странно. Хотя время от времени стоит устраивать и экспедиции далеко за границу привычного… И не стоит бояться угощать «непосвященных» роскошным, дорогим чаем – пусть видят, что даже если сумма на ценнике впечатляет, одно чаепитие вполне доступно самому небогатому человеку, а главное – пусть увидят, что это чай действительно отличается от дешёвого и стоит своих денег. Будет хорошо, если ваши близкие смогут пообщаться с чаем тет-а-тет, без вас, самостоятельно выстроить с ним отношения. Иногда для этого чай нужно просто дарить. Но подарку не всегда уделяют должное внимание – его могут засунуть подальше или передарить кому-нибудь. Хорошо, если человеку интересно будет попробовать ваш подарок, а для этого он должен его не получить, а взять сам. Замечательно работает придуманная нами коварная схема, когда вместо платы за чаепитие гость может приобрести на эту сумму чай – конечно, почти все предпочитают так и поступить, и даже если первые два-три пакетика с чаем будут отложены «до особого случая», скоро их накопится столько, что человек за них возьмётся. Есть у нас и другие хитрости – например, мы творчески подходим к ценообразованию, и наценка на высококлассный чай у нас ниже, чем на бытовой, так что покупать хороший чай оказывается просто выгодней.

Но, как и в воспитании детей, в воспитании вкуса главную роль играют не педагогические приёмы, а личный пример — просто пейте хороший чай и сами, и вместе с другими людьми. Когда для вроде бы чайного человека приемлем ароматизированный чай, когда к простенькому повседневному чаю он относится как к шедевру чайного искусства, а подлинные шедевры считает «разводом на деньги», вокруг него будет собираться определённая клиентура, и у её вкусов будет довольно низкий потолок. Один провинциальный чайный бизнесмен сказал мне, что из ста его посетителей девяносто девяти нужен молочный улун, а не чистый Цзинь Сюань, и в таких условиях он будет продавать только молочный улун. Что ж, возможно, с точки зрения бизнеса это и оправдано, но в этом случае те, кому нужен настоящий хороший чай, к нему просто не придут, а большинство поклонников ароматики, общаясь с таким бизнесменом, на долгие годы так и останутся на этой ступени. А у нас молочный улун не продаётся, и наших завсегдатаи не стали бы его пить, даже если им за это приплачивать. Хотя среди них есть люди, которые ещё пару лет назад не пили вообще никакого чая, не имели такой привычки. Меня очень радует, когда дешёвые Да Хун Пао по 500-600 рублей за 100 грамм лежат себе, а люди приходят и покупают немного настоящего утёсного Да Хун Пао, который в десять раз дороже; когда дешёвые фарфоровые чашки по 50-60 рублей пылятся на полках, а во много раз более дорогие чашки с обливной глазурью разлетаются моментально; когда типоды фирм «Жуньин» и «Сама» редко находят себе хозяев, а «Брандовские» только успевай заказывать. Это означает, что мы окружены людьми, которые знают чаю и посуде цену, которые ценят чай, ценят себя. И пусть их немного – пока! — я никогда бы не променял их на тех 99 из 100.
2015_04_28_01_003
Радио Пуэр FM – Выпуск 53
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050

Радио Пуэр FM – Выпуск 54
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.