Искусство Селадона

Предыдущие статьи: «Сине-зелёный Фарфор Цин Цы»,
«Селадон. Влюбиться с первого взгляда»

“То, что мы делаем каждый день, требует терпения и внимания к мелочам. И всегда мы получаем беспрерывные маленькие результаты от процесса — как в эмоциональном переживании, так и в личностном совершенствовании”. Чрезвычайное стремление к красоте и восхищение изобретательностью кажутся не только их молчаливым согласием друг с другом в общем деле, но также и тем, что они больше всего ценят друг в друге.
2015_04_18_01_005
Плотное эстетическое накопление и рвение к совершенству в приобретаемых навыках – два необходимых условия для изготовления превосходного фарфора. В технологическом процессе, включающим в себя продумывание заготовки, обжиг еще неглазурованной керамики, глазурирование, обжиг изделия уже с нанесенной глазурью – некоторые элементы не могут быть полностью проконтролированы мастером. Например, едва уловимые изменения температуры или погоды могут существенно повлиять на конечный результат. «Порой, открыв печь, мы обнаруживаем, что все изделия повреждены. И можем столкнуться с этим снова и снова. Но это наши старания, наши усилия», — сказала Мэй Цзе, по щекам которой пробежали слезы.

Хуан Бошоу сказал, что помимо изготовления классических разновидностей селадона, наиболее сложным процессом является производство высокотехнологичных работ под заказ или инновационных изделий: типы селадона всегда требуются разные. Заготовки, добавление натурального красителя, толщина слоя эмали, степень обжига каждого отдельного изделия проходят успешно только через пробы и ошибки. Очень трудно снизить коэффициент брака в массовом производстве. Тем не менее, пара всегда напоминает себе, что массовое производство – это не их цель; для них важна эстетика: все держится только на ней.
2015_04_18_01_001
«Когда открывается печь Юэ, свету показываются необыкновенно прекрасные изделия, похожие на капли росы и изумрудного цвета листья». Так в своем стихотворении танский поэт Лю Гуймэн (?-881г) восхвалял селадоновую утварь, обожженную в знаменитой печи Юэ. Селадон, также именуемый матерью фарфора, зародился во времена династии Шан (1600-1027), достигнув своего расцвета в эпоху династии Хань (206 до н. э.—220 н. э.), получив особую любовь и почитание в период династий Тан (618-907) и Сун (960-1279), заняв особую почетную нишу в истории.

Поскольку белый фарфор появился в Танскую эпоху, его появление установило собственную систему в северном Китае, тогда как селадон заполнял южные провинции. Южные селадон и северный белый фарфор в том время словно выступали в паре, бок о бок.

Но что касается других разновидностей фарфора, таких как сине-белый или фаянсовый, то они, конечно же, по сравнению с белым были далеки от возможности вступить в селадоновую лигу. Однако в нынешнее время, фарфор с синей росписью продолжает завоевывать все больше популярности, и теперь воспринимается даже скорее как образцовый представитель культуры Китая, «изгоняющий из памяти людей остальные разновидности фарфора, оставляя только сине-белый».
2015_04_18_01_002
Нельзя не признать, что за последние годы в сознании людей богатый мир фарфора заполнился селадоном, ставшим для них «новым фаворитом». МэйЦзе и Хуан Бошоу взамен того, чтобы просто довольствоваться достижением популяризации возрождения селадоновой утвари, выражают свою искреннюю благодарность этим чудесным изделиям, которые помогают им осознавать их способ выражения жизни.

Чистейшим и настоящим селадоном считается тот, что по своему виду похож на нефрит. Но по мнению супругов, каждый тип изделия отражает уникальную эстетическую ценность и особенный, характерный образ жизни. Селадон с присущей ему мягкостью, чистотой и изящным превосходством всецело соответствует такому отношению к жизни, сторонниками которого являются Мэй Цзе и Хуан Бошоу.

Поэтому их настойчивое и чистое стремление создать Музей Истории Селадона заключалось не в чем ином как в желании привнести в жизнь других людей хранящий в себе отголоски Сунской эпохи селадон и позволить большему количеству людей, любящих литературу и искусство, оценить красоту селадона.
2015_04_18_01_003
Мэй Цзе говорит, что каждый предмет из селадона, так же как и личность, должен обладать своей собственной историей. За рождением одной готовой работы стоит множество идеей, усердный труд и даже пролитые слезы.

Эти истории рождаются черновиками на салфетках, а порой вдохновение может прийти от услышанной мелодии, звучащей в мастерской-студии с печью или даже тогда, когда трудности и смешанные чувства не покидают из-за того, что приходится день и ночь выбрасывать испорченные обожженные изделия одно за другим.
2015_04_18_01_004
Но когда селадон оказывается у наших гостей, «мы искренне желаем, чтобы он прожил свою историю и был любим. Мы также желаем, чтобы он согревал, когда оказывается в руках того, кто его ценит. Мы хотим, чтобы селадон стал звеном, связующим людей друг с другом и с природой».

Основанный на такой идеологии Музей Истории Селадона сформировал равное отношение к изготовлению как художественного, так и для повседневного использования селадона, обжигая как изящную посуду для солидных заказчиков, так и декоративные изделия для музейных коллекций. Мэй Цзе надеется, что их детище будет унаследовано.

«Когда пьешь чай, читаешь или пишешь, можно украсить и преобразить стол, за которым ведется любое действо, селадоновой вазой с цветами; атмосфера и окружающая обстановка мгновенно превращается в пространство, предпочитаемое учеными. К тому же ваза в сознании китайцев символизирует безопасность. Именно поэтому мы должны принимать во внимание такие подразумеваемые смыслы каждый раз, когда беремся за работу над новым изделием».

Например, при изготовлении чайной чашки, мы помещаем на дно пиалы плавающую рыбку, лотос или цветы, чтобы сохранить и практическую сторону в отображении символов и их значений.
2015_04_18_01_006
Со времени основания Музей функционирует уже на протяжении 10 лет. В настоящее время в распоряжении Мэй Цзе и Хуан Бошоу есть две печи и пять хранилищ. Их работой заинтересовались многие известные люди со всего мира.

Пара также планирует читать лекции и проводить занятия на предмет изучения эстетики и селадона, а также они решили открыть студию с печью для обжига, которую дети смогли бы посещать совершенно бесплатно с гарантированной безопасностью. «Мы делаем успехи с течением времени, надеемся оказать хорошее влияние и поделиться нашим отношением, ценностями и опытом, приобретенными в этой сфере. И мы будем продолжать совершать усилия в этом направлении».

Разновидности Селадоновой Утвари

Керамическое искусство селадона делится на две разновидности: «Печь старшего брата» и «Печь младшего брата».
2015_04_21_01_001
Первая разновидность представляет собой черно-серую фарфоровую основу, плотную потрескавшуюся глазурь, похожую на нефрит; второй тип являет собой фарфоровую основу белого цвета, покрытую светлой зеленовато-голубой или цвета зеленой сливы глазурью. Изделия печи старшего брата и младшего брата – это два совершенно разных стиля, которые представляют величественный/роскошный и мягкий/нежный стили, как два противоположных друг другу начала Инь и Ян в природе.

Такие необычные названия для разновидностей керамических изделий «Печь старшего брата» и «Печь младшего брата» пришли из одной легенды… Легенда эта гласит о том, что во времена правления династии Сун (960-1279) жили два брата, которые очень хорошо умели обжигать селадон. У каждого из них было по своей печи, которые все так и называли: «печь старшего брата», «печь младшего брата». Однако младший брат очень завидовал выдающимся навыкам и умениям своего брата в изготовлении селадоновой утвари. Так, однажды он тайно добавил излишек растительной золы в глазурь, подготовленную его старшим братом. Затем, когда фарфор был обожжен в печи старшего брата с этой глазурью, все изделия покрылись трещинами, похожими на расколотый лед или рыбью чешую. Старшему брату ничего не оставалось делать, кроме того как отправить работу на рынок в таком виде, в каком она была. Непредвиденно эти «испорченные» изделия были распроданы в мгновение ока. С тех пор печь старшего брата стала известной повсюду. Между тем, младший брат не желал уступать и придумал новые цвета глазури – светлый зеленовато-небесный и «зеленую сливу», что позволило ему получать невероятно изящные, нежные и благородные фарфоровые изделия. С того времени искусство обжига селадона было доведено до более высокого уровня.
2015_04_21_01_002
2015_04_21_01_003
Зеленый фарфор имеет очень красивое иностранное название «Селадон», которое под одной из версий стало известным из-за имени героя французского романа. Вот что об это рассказывает Википедия:

“Селадо́н (фр. Céladon) — пастух, изнывающий от любви, герой французского пасторального романа XVII века «Астрея» („L’Astrée“) Оноре д’Юрфэ.

По светло-зелёному цвету одежд Селадона была названа разновидность китайского фарфора и фарфоровидной керамики, покрытой бледной серовато-зеленоватой глазурью, сама эта глазурь и соответствующий оттенок зелёного цвета — селадон. В русской культуре имя Селадона стало именем нарицательным, первоначально томящегося влюбленного, затем — ухаживателя, дамского угодника, волокиты, обычно пожилого”.

По материалам статьи Guan Yuanfang, «Taking a Fancy to Celadon at First Sight. Stories about Celadon and Two «Literary Youths»»; «In the know/知道», 2014 (Перевод чайное сообщество www.Chaism.pro)
Источник: http://www.chaism.pro


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.