Правда о шенах. Часть 1. Риск и выигрыш

Радио Пуэр FM. Выпуск 87

Часть 1. Риск и выигрыш
Часть 2. Символы и брэнды
Часть 3. Горы и деревни

Продолжаем отвечать на вопросы наших коллег –
Лены и Сергея Ворониных из «Чайной Всех Планет» о шен пуэрах.

Говорим о том, может ли качественный чай навредить желудку, и какие виды чая в этом плане предсталяют опасность, а какие – нет; о том, какой возраст шена лучше, с каких шенов лучше начинать знакомство с ними, и какие шены стоит попробовать, чтобы понять: «вот это – чай!»
2015_03_25_02_001

Своим названием – «правда о шенах» — выпуск обязан тому, что Сергей много раз удивлялся: почему все говорят о чайной ци шенов, проявляющейся в особенно глубоких состояниях; о многообразии нюансов их вкуса; об их коллекционной ценности и т.д., то есть о вещах, которые не бросаются в глаза, которые можно понять и оценить со временем, и никто не говорит о том, с чем сталкиваешься сразу же – с тем, что от шенов болит живот; впечатление, что неприятные моменты тщательно скрываются, замалчиваются.

На самом деле, конечно, никакого «заговора молчания» нет. Про то, что чай при несоблюдении техники безопасности может принести не только пользу, но и вред, новичкам в мире «чая высоких энергий» говорят прямо и с самого начала: в материале любой приличной чайной школы обязательно есть раздел «чайные запреты», соблюдение которых позволяет свести риск к минимуму.

И, пожалуй, важнейшим из них является запрет на питьё чая натощак. Здесь надо сказать, что натощак – это означает вовсе не только после пробуждения и до завтрака. Если с моторикой желудка у человека всё в порядке, то пища покидает его за час-два, и лишь самая тяжёлая пища, например, жирное мясо, задерживается в желудке до 4-6 часов. Поэтому, если с последнего принятия пищи прошло несколько часов, стоит прислушаться к себе и задуматься, всякий ли чай будет в этот момент на пользу вашему телу. Не все чаи в равной мере раздражают слизистую оболочку желудка. Наиболее щадяще действуют чёрные чаи, в частности, шу пуэры, особенно из крупнолистового сырья – относительно здоровый человек может пить их и на совершенно пустой желудок, если только не заваривать их чрезмерно крепко (это, кстати, ещё один чайный запрет. Но русским людям обычно это не грозит – в абсолютном большинстве своём они пьют очень, очень разбавленный чай…). Шу пуэры и хэйча можно пить даже в тех состояниях, когда от любого другого чая нехорошо. И лишь при сильном обострении гастрита или в активной фазе язвенной болезни с ним надо быть осторожными – но в этих случаях противопоказан любой чай. Почти так же безопасны красные чаи – если вы вместо полноценного завтрака регулярно будете выпивать кружку красного чая с лёгкими закусками, то вряд ли навредите себе. А вот очень свежие, активные зелёные чаи (ну, скажем, в первые пару недель от сбора) и молодые шены, особенно из сырья с кустов, действительно сильно стимулируют желудок. А усиленная выработка желудочного сока, когда желудок пуст, может нанести ущерб его слизистой оболочке. Вы знаете, я одинаково не люблю слишком громкие и эмоциональные разговоры и о пользе чая, и о его вреде. Первые – потому, что выдавая желаемое за действительное, а предполагаемые полезные свойства за доказанные, люди руководствуются невежеством, жадностью и ленью. Панацеи не бывает, и чай – уж точно не панацея. А вторые – потому, что запугивание друг друга чем-либо в большинстве случаев приносит больше вреда, нежели то, чем запугивают. Надо понимать, что эпизодическое употребление даже совсем натощак даже шена не подорвёт ваше здоровье. Если вы здоровы. Больным надо быть осторожнее. Но длительное употребление молодых шенов из кустового сырья в больших количествах может на здоровье сказаться. Когда я стал пить шены по несколько раз в день, причём шены не очень высокого класса, то через год-полтора я заметил, что состояние моего желудка ухудшилось. Правда, были и другие факторы, которые могли негативно на него повлиять. Но когда я стал пить не так много шенов, пить более качественные шены, а также чаще, чем раньше, пить шу, самочувствие выправилось.

Вообще, это не так уж плохо, что наше тело так явно подсказывает нам, что лучше пить чай более высокого класса. Бытует такая поговорка: жизнь не столь длинна, чтобы тратить ее на тайдича (в смысле – на шены с плантационных посадок). Я бы добавил: и здоровье не так нерушимо, чтобы тратить его на них. Даже юные шены из сырья с деревьев действуют на тело гораздо бережнее и благотворнее, а зрелые шены – тем более.

Невольно возникает вопрос: а как же выходят из положения сами китайцы? Неужели за века производства традиционного пуэра они не заметили его неоднозначного влияния на здоровье? Или они себе враги?

Думается, тут есть несколько важных моментов. Прежде всего, не надо равнять китайский желудок с русским. В Китае есть провинции, про которые говорят: «там едят не еду с перцем, а перец с едой». Говорят, причём, сами китайцы. А на наш взгляд может показаться, что и в умеренно «перечных» регионах острых приправ и маринадов многовато. Для нас, и здесь такая диета могла бы быть небезопасной. А для них, и там (где – это тоже важно, потому что разный климат, разные условия жизни требуют разного питания) она в самый раз. Можно вспомнить ещё Таиланд, где надо громко и чётко кричать «но спайс!», чтобы то, что тебе подадут, оказалось для тебя съедобным. Очевидно, раздражающую желудок пищу и питьё жители Азии переносят лучше нас – возможно, это своего рода компенсация за молоко, которое они переносят плохо.

Но всё-таки не зря молодой пуэр, приготовленный по традиционной технологии, называется «шен», что значит – сырой, не готовый ещё к употреблению продукт. В самом названии содержится указание на то, что ему требуется дозревание. И в старину это происходило быстро и само собой, никаких дополнительных усилий или мер для этого не требовалось. Пока чай попадал к своему конечному потребителю, он успевал значительно измениться. Во-первых, в отсутствие современного транспорта дорога занимала месяцы. А во-вторых, в отсутствие современной упаковки чай испытывал на себе воздействие всех природных факторов непосредственно: это и тепло, и влажность, а главное – существенные в горной местности перепады температуры и влажности в течение суток. В результате пился он, вероятно, уже в таком состоянии, до которого в нынешних условиях шен пуэр дозревает лишь через несколько лет как минимум. Что же касается самих чаеводов, то помимо того, что они и лучше к своему чаю адаптированы, и лучше ориентируются в потребностях своего тела, в Юньнани существуют собственные методы приготовления чая, которые, вполне возможно, делают воздействие молодого чая более гармоничным. Например, «као ча» — способ, при котором чай сначала интенсивно прогревается, а затем уже заваривается.

И всё это подводит нас к следующему вопросу – какой возраст шена лучше?

Первое, что хочется сказать – что так ставить вопрос странно. Какой возраст человека лучше? Молодые, выдержанные и старые шены – это, по сути, три разных вида чая с разными свойствами, и у каждого есть свои достоинства. А с другой стороны, один и тот же шен может прожить все три этапа, изменяясь, но оставаясь при этом самим собой – как и человек. И можно предпочитать юных девушек или зрелых дам, но если ты по-настоящему любишь женщину, то хочешь быть с ней во всех периодах ее жизни, увидеть и узнать ее всю. И редко встретишь любителя шенов, который зациклен только на одном определенном возрасте и отвергает другие. Если человек любит шены, то обычно они ему интересны на всём их протяжении. Хотя предпочтения, конечно, есть.

Второе, что хочется сказать – лучше с какой точки зрения? Что значит «лучше»? Старые шены, однозначно, более мягко действуют на желудок, как говорилось выше. Старые шены, однозначно, стоят дороже молодых, но лишь при прочих равных условиях — то есть, если речь об одном и том же продукте разного возраста. В целом же цена определяется в бОльшей степени качеством сырья, чем возрастом. Шены из хорошего сырья дороги и в начале жизни, а ординарные, ничем не примечательные шены вполне доступны и в двадцатилетнем возрасте, далеко не каждый старый шен – драгоценное сокровище. Если же говорить о вкусовых достоинствах, то сравнивать шены разных возрастов трудно. Часто бывает так, что к 5-8 годам вкус шена, набирая силу и плотность, становится сложнее и красивее, не теряя при этом в яркости. Но, во-первых, есть люди, которым больше по душе лёгкий и прозрачный вкус, похожий на вкус зелёного чая. А во-вторых, есть шены, в молодом возрасте представляющие собой нечто особенное, необычное, а позже становящиеся слишком типичными, банальными. Можно было бы сказать, что старые шены сложнее для восприятия, их мелодия более тиха, требует большей сосредоточенности, внимательности и наработанного вкуса. Но бывают люди, которым такой вкус изначально ближе, которым в принципе нравятся лишь те шены, которые напоминают шу. И бывают очень яркие и мощные старые шены, к которым не надо прислушиваться, их мелодия звучит, как голос могучего органа. Поэтому нет никакого другого способа, как самим пробовать, сравнивать и решать, какой из периодов жизни шена вам ближе.

Лично мне долгое время милее всего были середнячки, звучные и вкусные. Но когда я стал чаще пробовать хорошие старые шены, которые вроде бы тише и скромнее, то оказалось, что звучность середнячков не так уж и звучна, а вкус не так уж и многогранен. Это похоже на то, как можно восхищаться чьим-либо красноречием, а потом побыть немного рядом с мудрым стариком, который не говорит ничего особенного и вообще в основном молчит, и после этого красивые словеса перестают так уж сильно восхищать.

Далее нас спрашивают: «С каких шенов лучше начинать знакомство с шенами?»

И опять-таки мой взгляд падает на слово «лучше». Что оно значит? Какую мы преследуем цель? Мы хотим, чтобы шены человеку обязательно понравились? Или мы хотим, чтобы он составил о них максимально верное и полное впечталение? Это не всегда одно и то же. Собираясь на первое свидание, люди одеваются не так, как они ходят дома. Эта идея меня в последнее время очень занимает: я вижу, что на самом деле чайные люди делятся не на консерваторов и новаторов, на формалистов и приверженцев «внутреннего стиля», а на тех, кто хочет получать от чая только приятные впечатления, и тех, кто хочет знать, каков чай на самом деле. И из этого вытекает всё остальное: выбор чая, выбор обращения с ним и т.д. Но прежде чем говорить об этом всерьёз, я ещё об этом подумаю.

Если ставится задача проинформировать человека о шенах, то нужно выбирать хороших, но при этом наиболее типичных представителей. Для среднего возраста, допустим, я в качестве иллюстрации беру Мэнку Манбо 2007 года. Но разные люди считают типичным, классическим разное, это зависит от их опыта и предпочтений, вряд ли возможно дать универсальный совет. Каждый любитель шенов посоветует вам что-нибудь своё, и я в разное время и в разном настроении посоветую разное.

Если же нам надо показать шены с лучшей стороны, чтобы не знакомый с ними человек заинтересовался ими или, во всяком случае, не был разочарован, то это задача более творческая. Как правило, человеку легко понять и оценить по достоинству новый для него чай, если в нём есть и привычные черты, которые создают уверенность, чувство чего-то понятного и безопасного, и хорошо заметные и легко воспринимаемые незнакомые ранее оттенки, желательно – заведомо приятные. Поэтому, когда чайные клубы были ещё в новинку, и впервые попадающие в них люди были незнакомы с китайским чаем и не могли сориентироваться в видах и сортах, то чтобы как-то сузить выбор, их обязательно спрашивали, что они обычно пьют, что они любят. Люди всегда отвечали, что «такой чай они не пьют вообще». Но какой-то чай же вы пьёте? Зелёный, красный, чистый или с добавками, если с добавками, то какие из них нравятся? И в зависимости от этого подбирался чай, который хоть чем-то будет похож на привычный для гостя. Так что если человек, допустим, пьёт только красный чай, а зелёный не понимает и не любит, логично было бы начать с шенов приличного возраста, а если человек, наоборот, предпочитает зелёный чай, то ему будут ближе молодые шены. Но бывают и люди, которых больше всего впечатляет и восхищает что-то совершенно новое, непохожее на всё, что он раньше знал. Если человек любит эксперименты, то тут можно быть смелее и предлагать, наоборот, что-то, контрастирующее с его прежним опытом.

Как видите, и тут общих правил и рекомендаций,подходящих для любых случаев, быть не может. Тут – даже в особенности. Шены не отнесёшь к чаям, которые сходу понятны и приятны всем и каждому. Начинающие любители шенов, не набившие собственных шишек, часто бывают изумлены и расстроены, когда угощают кого-нибудь из «непосвящённых» своим самым любимым чаем, а человек говорит: «Какая гадость! И как это можно пить?!»

Мы заметили, что немного проще с шенами из Таиланда. Очень уж они яркие и вкусные. В них много фруктовых и ягодных нот, которых можно ожидать от улунов и красных чаёв, и бывает так, что их с удовольствием пьют те, кто шены не любит в принципе.

Если же всё-таки надо дать хороший совет, то он состоит в том, чтобы давать попробовать сразу несколько разных образцов, желательно как можно более разных. Во-первых, это даст понять, насколько разнообразен мир шенов, а это само по себе интересно. Во-вторых, они не могут не понравиться одинаково. Что-нибудь да придётся по вкусу хотя бы на фоне остальных вариантов. А это уже зацепка. Вкусовые профили разных шенов можно представить как точки, а лучше – как пятна, области в многомерном пространстве. Для простоты – на плоскости, на карте малоисследованной пока территории. И если вы представите, как располагается тот из образцов, который понравился вашему другу, по отношению к остальным, то сможете продолжить движение в этом направлении. Понравился дымный, копчёный оттенок – предложите ещё несколько дымных шенов, понравился фруктовый – дайте ещё несколько фруктовых, и снова скорректируйте маршрут. А когда на карте найдётся по-настоящему, без оговорок приятная область, то можно будет сначала освоить её и её окрестности, а затем, когда этого станет мало и захоччется чего-то новенького, двинуться вновь за ее пределы.

Главным, что предопределяет успех или неуспех этих поисков, является живой интерес человека. Это, как, в принципе, и сказанное выше, касается не только шенов, а и чая в целом. Если человеку интересен чай, и он хочет в нём разобраться, то он найдёт способ. А если желания у него нет, а вы пытаетесь его заинтересовать, убедить его в том, что чай – это интересно, то какой чай ни подбирай, эффект будет невелик. Но всё равно несколько раз стоит попробовать. Может, они с чаем и поладят.

То же касается и следующего вопроса: «Какие шены лучше всего попробовать, чтобы понять — что «вот это чай»?» Как написано в начале одной длинной-предлинной сказки, «никогда не знаешь, где тебе повезёт». Но понятно, что искать сокровища лучше не на помойке в соседнем дворе, а в заброшенном дворце. Если вы хотите интересного взаимодействия с чаем, он должен быть качественным. Как правило, это значит, что это не самый дешёвый чай. То, что продаётся, точнее, до падения курса рубля продавалось в российской рознице по цене 1000 или 1500 рублей за блин – это шены для повседневного использования, которые не предложат волшебного путешествия. Особенно неопытному страннику. Люди опытные умеют порой испытывать глубокие переживания и с самым кухонным чаем… Но по-настоящему достойные шены стоят значительно дороже. Хотя, как много раз уже говорилось, цена сама по себе ничего не гарантирует и не может служить ориентиром. Важнее, есть ли у чая душа, сила, чайная ци – называйте, как угодно, в общем, есть ли в нём достаточный запас волшебства, чтобы вы могли просто довериться ему и пойти за ним. Или придётся трудиться и вкладывать во взаимодействие с чаем свои душевные силы, чтобы получилось хоть что-то. Разница тут такая же, как между телегой, в которую запряжена лошадь, и телегой без лошади. Катиться-то может и та, и другая, но на первой можно сидеть, свесив ножки, и любоваться проплывающими мимо пейзажами, а во вторую придётся впрягаться самому. У чайных волшебников телега едет и без лошади, но представим, что мы не волшебники. Значит, для нас важно, есть эта лошадь, или ее нет. Проблема в том, что лошадь эта невидимая, и надписи на телеге типа «цяо му гу шу да шу» или «чень байнянь лао ча» могут быть лишь плодом художественного воображения дизайнера, так что надо садиться, говорить «нно, родимая!» и смотреть, едет или нет.

И опять же, разные люди предложат разные шены для иллюстрации того, что такое «вот это – чай!» Бывало так, что я пробовал шены, являющиеся самыми дорогими и любимыми для достаточно известных чайных людей, которые много говорят о том, как они их любят, и не находил ничего такого уж интересного. Если я посоветую что-то конкретное, то у многих, кто воспользуется этим советом, будет то же самое. Можно попробовать ориентироваться на именитые марки, на заводы, фабрики и отдельных мастеров, которые занимаются серьёзными шенами, не ширпотребом. Это разумно. Но про брэнды сегодня я уже не успею рассказать, поговорим об этом в следующей передаче. Скажу лишь, что классный чай может быть понятным и неоспоримо сильным и крутым и отлично подходить на роль «смотри. Вот это – чай!», а может быть сложным, для знатоков и гурманов, что не делает его хуже, на мой взгляд, даже наоборот, но на новичка желаемого эффекта он может и не произвести. А иногда сильным, красивым и впечатляющим оказывается вовсе не именитый чай. Далеко за примером ходить не надо: полтора года назад у нас был молодой рассыпной крестьянский шен, попробовав который, одна из авторов вопросов, на которые я сегодня отвечаю, сказала: «Вот теперь я понимаю, что такое чайное опьянение». А второй автор в то же время не почувствовал ничего особенного. Зато ему очень понравился один из самых дешёвых наших шенов. Так что, хотя о классе и качестве шенов можно говорить вполне объективно, выстраивание личных отношений тут ещё важнее, чем в других видах чая.

Поэтому пейте – и будете понимать.
2015_03_25_02_002
2015_03_25_02_003
2015_03_25_02_004
2015_03_25_02_005
2015_03_25_02_006
2015_03_25_02_007
2015_03_25_02_008

Радио Пуэр FM. Выпуск 87. Правда о шенах. Часть 1. Риск и выигрыш.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
13 января 2015 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.