Сине-зелёный Фарфор Цин Цы

Согласно многочисленным версиям истории, сёгуну Асикага Ёхимаса (1436-1490) была подарена чайная чашка из селадона сунской эпохи, ставшая для него ценнейшим подарком. По мере использования на чаше появились трещины и сёгун отправил подарок обратно в Китай с просьбой заменить на новую. Однако, по всей видимости, мастера династии Мин вернули чашку, починенную с помощью металлического обода, закрепившего трещину, извинившись за то, что так и не удалось заменить чашу, поскольку никто не мог изготовить подобную керамику. Эта история, как и многие ей подобные вдохновляют гончаров и по сей день.
2015_03_08_03_001
Прогуливаясь по современному керамическому городку на Тайване, можно увидеть разнообразные селадоновые чашки, сосуды, чайники – все совершенно различных оттенков, разного качества, выполненные в разных стилях. Выбрав несколько таких селадоновых чашек домой, мы заметили, что эти чашки делают вкус чая лучше настолько, что даже затмевают этим собственную красоту. Позже мы поинтересовались в нескольких лавках о происхождении этих предметов чайной утвари. Несмотря на то, что все они были приобретены в разных магазинах, каждая из них была великолепна и принадлежала руке одного мастера. Разумеется, мы должны были познакомиться с этим человеком.

Что такое цин цы? (прим. кит. 青瓷, qīngcí — светло-синий (светло-зелёный) гладкий фарфор (без узоров; селадон)) Это особая разновидность фарфора, которая впервые была изобретена и применена в эпоху правления династии Сун (960-1126). Как глина, так и глазурь содержат минимальное количество железа, сокращающееся в процессе обжига. После чего готовая работа приобретает голубые, голубовато-зеленые или даже подобные нефриту оттенки зеленого цвета. Небесно-голубые селадоновые керамические изделия в равной степени захватывали восторженное внимание коллекционеров и самих гончаров.
2015_03_08_03_002
Иногда глазурь преднамеренно делают с трещинками, наличие которых вынуждает ценителей подбирать каждую такую чашку под отдельный вид чая. Со временем эти трещинки приобретают новый облик: окрашиваясь в темно-коричневый цвет, они становятся похожими на антикварную вещь.

Темпераментная природа глины и глазури, а также высокая температура обжига делают эту форму керамического искусства очень трудоемкой. Мастера постоянно вынуждены расставаться с только что изготовленными изделиями из-за полученных дефектов. Железо при взаимодействии с высокой температурой остается на поверхности, вызывая появление разного рода недостатков (пятен) и вынуждая мастера пополнять груду испорченных чашек. Иногда мастера добавляют в глазурь железный порошок, чтобы сделать поверхность шероховатой.

Существенные различия в работы вносит сама глина. Традиционно лучшими изделиями Сунского селадона считались те, которые были изготовлены из темно-коричневой глины со следами железа. Обожженное в печи изделие приобретало «коричневый обод и железное основание» — образ, отсылающий нас к древности. Из-за железа глина при обжиге получает насыщенный багровый оттенок темно-коричневого цвета. Это хорошо заметно у основания изделия. Когда слои глазури скатываются вниз по чашке, на полупрозрачном ободе также остается багрово-коричневатый оттенок. Многие керамисты на Тайване и в других местах начали использовать глину без содержания железа. Дно изделий, изготовленных из такой глины, будет иметь красный цвет, а обод – золотисто-коричневый. Может быть, эти работы не очень изящные, но они менее чувствительные к процессу производства, и поэтому могут быть изготовлены в большом количестве за короткий промежуток времени. Эти знания усилили наше уважение к человеку, стоящему за этими произведениями искусства, которые мы приобретали в течение нескольких лет.
2015_03_08_03_003
У Юэнь Чжун – молодой мужчина, родившийся в Хуан Лянь, на Тайване в 1970 году. Изучал гончарное искусство в университете в 1992 году. Господин У обучался в качестве подмастерья у нескольких мастеров в 90е годы, постигая искусство изготовления чайников. «Как и всем китайцам, мне всегда нравился селадон, к которому я испытывал особое почтение, словно это являлось частью моего наследия. Однако я долгое время полагал, что этот вид искусства канул в лету со времен династии Сун». Г-н У однажды натолкнулся на работы современного японского мастера, Шимада Койчи, которые по-настоящему вдохновили его, направив устремления пройти по этому же пути самостоятельно. Но не было никого, кто смог бы обучить его основам этого искусства, — от учителя к ученику. Как это произошло в самом начале его обучения изготовлению чайников. Поэтому г-н У взялся за непростую задачу сам. Он рассказал нам о том, что его печь беспрестанно использовалась для экспериментов каждый день в течение нескольких лет, и большая часть из того, что получалось в результате – разбитые осколки. И так было до тех пор, пока не начали рождаться достойные внимания работы.

«Мягкая, спокойная изящность высококачественного селадонового изделия не приходит вот так вот просто. Даже сейчас я теряю немало работ каждый раз, когда кусочки железа выскакивают через глазурь, или когда она стекает вниз не должным образом. Порой цвет получается никуда не годным. Селадону следует быть небесно-голубым с тенью зеленого цвета вод океана. Обод должен быть коричневато-багряным, сияющим и манящим, а основа (дно) изделия должно быть глубоким и темным, как железо».

В течение нескольких лет, находясь в непрерывном поиске секрета древней техники, г-н У серьезно переживал финансовый и творческий кризис. В конце концов, в начале 2000х он приступил к изготовлению некоторых предметов чайной утвари, которые имело смысл продавать в чайных лавках. Он переехал в керамическую столицу Тайваня, Ингэ, и там стал продавать в небольшом количестве селадоновые чашки, вазы, кувшины и время от времени гайвани или чайники. Затем в 2003 году его работы были выставлены на нескольких выставках. Г-н У говорит о том, что его эксперименты не приостанавливаются, и он по-прежнему работает над совершенствованием собственного стиля.

Мы взяли несколько чашек с собой для эксперимента, среди которых были наиболее распространенной разновидности. Мы посчитали, что чашки, выполненные в традиционном стиле, оказывают поразительное воздействие на вкус чая. Глазурь на более темных традиционных чашках кажется мягче, плотнее и красивее. Помимо эстетической стороны, в чашках г-на У сам чай становится мягче, нежнее и чище на вкус. Мы также поняли для себя, что такая разновидность селадоновой посуды, особенно чашки, в большей степени подходят для пития молодых шэн пуэров. Очевидно, причина заключается в том, что этот тип глазури самый плотный и толстый из всех разновидностей керамики. Мягкая и плотная глазурь удерживает температуру горячего чая, что особенно ценно для Пуэров, а также преображает вкус настоя, придавая ему приятную шелковистую фактуру.

Селадон всегда являлся изысканной керамикой, привлекая внимание знати и истинных ценителей на протяжении веков. Радость глазам приносит просто сам вид прекрасной селадоновой чашки. Оттенки цветов меняются на свету от нефритового до небесно-голубого к бирюзовому глубочайшего и чистейшего океана. Чашки гладкие и мягкие настолько, что невозможно ощутить их как кермачиские изделия. Что еще можно желать от чайной утвари, которая может сделать чайное действо более красивым, вкусным и атмосферным? Традиционная селадоновая утварь поистине наделена силой вдохновлять нас на создание уточенного и изысканного чайного действа.

По материалам статьи Ethan Thompson, «Celadon Fit for the Royal Treasury»; «The Art of Tea», №3 (Перевод чайное сообщество www.Chaism.pro).
Источник: http://www.chaism.pro


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.