Японский фарфор: ключ к пониманию Дзэн и высокое гончарное искусство

По данным археологов, японцы первыми во всем мире стали производить керамику – это случилось примерно 13 000 лет тому назад! Керамику («токи») и, позднее, фарфор («дзики») часто называли одним собирательным термином — «якимоно». Так вот, без преувеличения можно смело сказать, что «якимоно» в наши дни вошло в культуру Японии не меньше, чем кимоно. Керамика Японии отражает уникальный, особый дух загадочной и глубокой культуры этой страны.
2015_01_30_01_001
В производстве фарфора, как и в других изящных искусствах, Япония достигла совершенства. В наши дни изделия из японского фарфора ценятся подчас буквально «на вес золота», а эстетическая и даже, в определенном смысле, «философская» их ценность не поддается оценке – также как нельзя оценить высказывание мудреца, изящное стихотворение – или, как сказал бы японец, полную луну в летнем небе.

Уже самые древние глиняные изделия японцев – в отличие от древних черепков, найденных в других странах по всему миру – были декоративно украшены, т.е. не просто отвечали своей функции, а были призваны радовать глаз! Как такое могло прийти в голову человеку 11 тысячелетия до н.э. – уму непостижимо. Но факт в том, что уже такая древняя посуда в Японии украшалась: для этого использовали особую технику «дземон доки» – оттиск или накатку веревкой по влажной глине. Другим методом украшения древнейшей японской керамики было делать оттиски по еще мягкой глине морскими раковинами! Уже около 5000 лет назад (эпоха Дзёмон) в Японии делали красивые сосуды с орнаментами, узорами на горлышке или по всей поверхности.
2015_01_30_01_002
Примерно в начале V в.н.э. японцы стали обжигать глиняные изделия не на кострах, а в особых туннельных печах с более высокой температурой – так появилась керамика «Суэки». С VII века японцы стали примечать технологии своих соседей: китайцев и корейцев – ведь в этих странах тоже была хотя и не столь древняя, но не менее богатая история развития технологий производства керамики.

Очередным прорывом в производстве японских изделий из глины стало изобретение естественной пепельной глазури (когда глазурь образуется в печи от взаимодействия глины с пеплом) в VIII-IX веках. Центрами производства большинства изделий стали Сэто, Токонамэ, Этидзэн, Сигараки, Тамба и Бидзэн – и до сих пор это знаменитые на весь мир центры производства изделий высокого гончарного искусства! При этом глазурованную керамику, предназначавшуюся лишь для императора и высшей знати, до конца XVI в. производили только в Сэто, остальные же ремесленные центры специализировались на более «народных» изделиях.

Интерес к фарфору в Японии появился уже в XIV веке, в период Муромати (1333-1573 гг.), благодаря торговле с Китаем. Но конечно же не стоит представлять всю Японию, «заболевшую» фарфором: такие изысканные вещи были эксклюзивной привилегией очень узкого круга людей – фактически, только самого Императора и его приближенных, в том числе сёгунов и других высокопоставленных вельмож и самураев. Сёгуны рода Асикага положили начало «фарфоровому буму» среди японской знати. В их роскошной резиденции, располагавшейся вблизи императорского дворца в тогдашней столице Киото, и соперничавшей с ним в роскоши и изысканных удовольствиях, появился институт «добосю» — своего рода советников по культуре, которые собирали и оценивали привезенные из Китая выдающиеся произведения искусства. Однако до поры в Японии не было собственного производства фарфора, и вельможам приходилось довольствоваться ролью коллекционеров и ценителей.
2015_01_30_01_003
Свой фарфор («дзики») в Японии стали делать значительно позже, чем в Китае и Корее, уже в XVII веке. Первыми мастерами, производившими японский фарфор, были пленные корейцы, которых заставляли и производить изделия, и учить японских подмастерьев, готовя новое поколение мастеров.

Фарфоровое дело в Японии выросло на технологической базе, подготовленной в течение XIV в. разросшимся производством керамики Раку. Любопытно также, что первых корейских мастеров привез в конце XVI века из военных походов тот самый военный правитель Тоётоми Хидэёси, который был в то же время выдающимся ценителем чайной церемонии и покровителем производства более простой и суровой керамической чайной посуды Раку. В последовавшую за этим эпоху Эдо (1603-1868 гг.) фарфоровое производство успело полностью развиться и приобрести те законченные характерные черты, которые определяют японскую керамику до сих пор.

Безусловно, японцы начали свое фарфоровое дело не с нуля, они позаимствовали многое от китайцев, а начало производства вообще было положено корейскими мастерами-переселенцами. «Отцом-основателем» японского фарфора считается корейский мастер Ли Сан Пэй. Но фактически, японская керамика с самого начала была «локализирована», самобытна, имела четкий национальный колорит. Если китайские мастера фарфора были непримиримы к любому отклонению от идеальной формы (такая посуда выбрасывалась как брак), и добивались минимальной толщины стенок, то японцы с их специфическим дзэнским понимаем красоты как незавершенности формы, изящной недосказанности и одновременно естественности, близости к природе – создали нечто совершенно иное.

Отрицание симметрии и геометрической правильности форм, предпочтение неопределенным цветам глазури, подчеркнутое пренебрежение к орнаментации стали главными отличительными чертами японского фарфора, которые увели произведения здешних мастеров далеко от подражания китайским и корейским аналогам. Именно такая специфическая эстетика отвечала философии и культурным запросам японцев, для которых основой чувства прекрасного служит принцип Ваби-саби – изящной простоты, многозначительного и очень индивидуализированного, «штучного» минимализма. С китайской такую посуду даже сложно сравнивать.

Японские мастера фарфора (которые быстро приобрели высокий социальный статус) любили повторять, что ваятель не овладевает глиной, не доминирует над материалом – а учится у него, сотрудничает с ним. Японский фарфор – как и японская чайная комната – близки к природе, насколько это возможно. Поэтому японский фарфор поражает своей естественностью, лаконичностью, поэтизацией грубого материала, исходной материи – глины – и ее качеств. То, что китайский мастер легко назвал бы огрехами производства, в японском фарфоре было творчески идеализировано и стало ценным художественным приемом.

Оценить эти тонкие качества, правда, могли далеко не все жители Страны восходящего Солнца, а лишь избранные счастливчики. До середины XIX века фарфоровые изделия производились в подавляющем большинстве для феодальной верхушки общества, дворцовой и военной элиты – а среди простых людей популярностью в то же время пользовалась керамическая и лаковая посуда. Как это ни парадоксально для такой «закрытой» страны, как Япония, значительная часть фарфоровой посуды делалась на экспорт, в том числе поставлялась в Западную Европу (тоже, конечно, элитным кругам).

Родиной японского фарфора стал маленький городок Арита в провинции Хидзэн (сейчас префектура Сага) на севере острова Кюсю. Исторически, именно через него (в порт Хирадо) поступал основной поток фарфора из Китая и Кореи. Какая удача, что здесь же самой природой были созданы уникальные, очень благоприятные условия уже для собственно производства фарфора. Окруженная живописными горами долина оказалась богатой залежами глины, подходящей для производства фарфорового теста; полноводные реки давали достаточно мощности мельницами, перемалывавшим материал; окрестные леса давали топливо для многочисленных печей, в которых изделия обжигались. Первые образцы собственного японского фарфора были получены именно здесь, в Арите.
2015_01_30_01_004
С конца XVIII века в Японии возникают новые центры производства: Киото, Сэто, Тобэ, и на острове Авадзи. Фарфор постепенно проникает в японскую культуру, хотя этот процесс был затруднен предубеждением против более роскошного и декоративного фарфора чайных мастеров, которые отдавали предпочтение суровой прелести керамической посуды Раку.

Положение дел удалось переломить горстке ценителей и мастеров фарфора, в частности Окуда Эйсэну (ум. 1811 г.), который одним из первых стал производить фарфор в Киото, и его ученикам и последователям, в частности Аоки Мокумбею (1767-1833 гг.).

Будучи известным живописцем, Аоки Мокумбей (он же – мастер Кокикан) слыл большим знатоком китайской культуры и в том числе китайской керамики и чайной церемонии, которую в Японии называли «сэн-тя» — «листовая чайная церемония» (т.к. в ней использовался чай в виде листьев, а не порошка). Мокумбей был один из образованнейших людей эпохи, и в то же время имел широкие связи в обществе. Он изучал и переводил китайские трактаты по фарфору и керамике, и сам много экспериментировал в мастерских, в результате чего произвел целый ряд бесценных произведений керамического искусства для императора и высокопоставленных вельмож. Настоящим шедевром Мокумбея и в целом большим достижением японских мастеров фарфора стало создание (императору) принадлежностей для чайной церемонии из кракелированной глазури с контрастным рисунком внутри. Так, внутри сосуда мог быть спрятан сильно отличавшийся от внешнего оформления, неожиданный по цвету рисунок или надпись.

Выдающиеся центры производства фарфоровой посуды выросли в Арита, Кутани, Киото, Хирадо, Сацума и других местах. Самыми известными разновидностями японского фарфора является конечно же Арита (стиль, названный по городу, где фарфоровое дело зародилось; Арита знаменита прежде всего за свой драгоценный сине-белый фарфор) и Имари (портовый город, в который вначале стекалась продукция из Ариты; «фирменные» цвета посуды: синий, красный и золотой), а также Какиемон (посуда из Ариты с яркой разноцветной эмалью, очень популярная в наши дни; сделана в технике «Нигоши-тэ» – «молочно-белый» фарфор), Кинранде (фарфор с позолотой), Кутани («кутани» или «китани» – очень ценная посуда, украшенная пятью цветами: красным, синим, желтым, пурпурным и зеленым).

Японские мастера фарфора отдавали предпочтение «штучному» производству, созданию предметов искусства из предметов обихода. Поэтому, чтобы подчеркнуть отсутствие повторений, «конвеерности», многие объекты из фарфора в руках японских мастеров приобретали изысканную асимметрию. Каждый объект японского фарфора словно существует сам по себе, не ищет себе подобных, таит богатое многообразие символов и форм. Японский фарфор создавался с таким расчетом, что бы не просто служить чайной церемонии, а создавать «встречу чувств» людей, объединенных за чаем, чтобы рождать «благодать от встречи с прекрасным» и пробуждать сердце для дружеской беседы или – совместного молчания о прекрасном. Японская фарфоровая чаша – не просто предмет интерьера, не просто посуда – это встреча с Вечностью, это ключ, открывающий восточную философию. О японской чайной церемонии говорят «вкус чая и есть вкус Дзэн», а перефразируя это утверждение, можно сказать, что японская керамика – это драгоценная форма дзэн.

Источник: http://asia-art.ru
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.