Раку, 楽, наслаждение

Своеобразный стиль керамики раку оформился во второй половине XVI века, в эпоху Момояма (1568-1600), а его родоначальником является киотосский мастер (Танака) Тёдзиро (1516-1592). Тёдзиро — выходец из семьи корейских иммигрантов (это распространённая в западной литературе версия, хотя в семье Раку предпочитают китайскую версию своего происхождения), начал свою карьеру с производства черепицы и керамического декора для крыш. Работая в Киото, он получил от великого мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю предложение попробовать свои силы в изготовлении предметов для тя-но ю. Его изделия для чая получили название «раку» (楽), и семья получила творческое, передаваемое по наследству, имя Раку.
2014_12_08_04_003
Раку IV Доню (1599-1656), Чаша Нуэ

Семья Раку прославилась в основном двумя типами изделий: куро-раку (чёрные) и ака-раку (красные), хотя в этих мастерских делали также и керамику с белыми и зелёными, и даже полихромными (трёхцветными) глазурями. Естественно, особенности глазурования и обжига этих типов керамики были разными (для обжига красных и чёрных глазурей и сейчас используются печи разной конструкции).

В соответствии с практикой семьи мастерской Раку, обжиг изделий производился в маленькой муфельной печи на угле (температура около 800°С) в течение 24-х часов. Чёрные покрывались свинцовой глазурью, основой которой, вероятно, уже в XVII веке была местная порода, так называемый «камень Камогава». Эта порода состоит в основном из оксида железа и оксида кремния, и имеет небольшие доли оксидов кальция, марганца, калия, натрия, титана, алюминия (глинозём) и кремния (кремнезём), и других примесей.

Особая фактура этой глазури достигалась длительным обжигом и охлаждением при температуре окружающего воздуха. Именно этот процесс и создавал знаменитую «лимонную корку» на поверхности куро-раку.

Повторюсь – изделия семьи Раку были исключительно высоко чтимыми предметами для чайной церемонии тя-но ю с самого начала существования этой мастерской, и стиль раку стал постепенно распространяться. Сперва в самом Киото, затем – за его пределами, и, в основном, — благодаря миграции членов семейства. Некоторые сыновья из младших уходили работать самостоятельно (часто они оставляли иероглиф «раку» в названии новых мастерских типа Энраку, Синраку и т.д.). Некоторых «младших» мастеров приглашали в другие провинции для налаживания керамического производства в новых местах. Там, работая как наставники, они не пользовались иероглифом «раку» для маркировки своих изделий, и, как правило, проработав положенное по контракту время, возвращались в Киото.

Значительные мастера декоративно-прикладного искусства Японии, такие как Хонами Коэцу (1558-1637) и Огата Кэндзан (1643-1743) с восторгом повторяли раку. Хонами Коэцу при этом стремился к «подлинности», и был близок к семье Раку, беря уроки и консультации у современных ему мастеров.

Некоторые мастерские по всей Японии, «на глазок» копировавшие изделия семьи Раку, вообще не имели никаких связей с её представителями. Разумеется, их методы достижения визуального сходства с оригиналами были крайне разнообразны, и, очень может быть, идея остужать изделия в опилках и соломе пришла именно из таких мастерских, реконструировавших неизвестные им приёмы работы мастерской Раку в Киото.

При этом современные керамисты ориентируются на стиль мастеров XVII-XIX века, хотя последние работы Раку очень современны и интересны.

2014_12_08_04_001
Раку I Тёдзиро (…-1589), Чаша Сюнкан (Важное национальное достояние)

2014_12_08_04_002
Раку IV Итиню (1640-1696), Плоская чаша Ямадзато

2014_12_08_04_004
Раку XIII Сэйню (1887-1944), Чаша Ятиё

2014_12_08_04_005
Хонами Коэцу, Чаша раку. V&A

2014_12_08_04_006
Огата Кэндзан, Чаша с изображением сосен. Государственный Эрмитаж

Источник: http://yamauba.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.