Чай в Иране
Традиция чаепития в Иране берет начало в семнадцатом столетии от рождества Христова. Выращивание и переработка чая имеет в Иране столетнюю историю. После распространения ислама в Иране в качестве напитка вначале использовали кофе, затем он был заменен чаем.
Мохаммад Мирзаи Чаикар, известный как царский открыватель чая, родился в 1865 году в городе Торбет-Хейдерие, он окончил политехнический институт и университет Сорбонна во Франции, в качестве генерала-консула Ирана в 1897 году он был отправлен в служебную командировку в Индию. Во времена Мозафереддин-шаха Каджара Мохаммад Мирзаи в качестве посла Ирана в Индии был первым иранцем, который благодаря своей смелости приступил к интегрированию способов выращивания чая и его потребления в Иране и мире.
В результате огромной работы он смог открыть новые хорошие и сильные сорта чая путем скрещивания их друг с другом. Благодаря этому, его имя было вписано в историю Ирана большими буквами. Кроме того, благодаря благоприятным климатическим условиям он выбрал город Лахиджан для организации там чайных плантаций. Сегодня этот город является крупнейшим центром выращивания чайного листа в Иране.
Могила царского открывателя превратилась в иранскую сокровищницу чая в Лахиджане. Мохаммад Мирзаи привез в Иран три тысячи саженцев чайного куста из ущелья «Кангараи», находящегося в индийском штате «Химачал Прадеш» и посадил их в районе города Лахиджан.
После этого, Мозафереддин-шах Каджар предоставил Мохаммаду Мирзаи право выращивать чай на всей территории Ирана. Учитывая близкие климатические условия на севере Ирана и в Индии, он стремился расширить чайные плантации в окрестностях города Лахиджан, и в 1933 году он построил первую в Иране чайную фабрику.
После воды чай сегодня является основным напитком для народов Ирана. Чай есть во всех домах, существуют разнообразные традиционные методы заваривания чая и множество церемоний чаепития. Сегодня чаепитие распространено на церемониях, праздниках и траурах, чай пьют в городах и селах, чайный напиток употребляют как оседлое население, так и население, ведущее кочевой образ жизни.
Даже во время путешествий люди среди прочих вещей берут с собой принадлежности, необходимые для заваривания чая. Находящиеся во всех уголках Ирана кофейни и чайхане являются местом, где традиционно собираются люди. Такие места также являются центрами, где передается различная важная информация, пересказываются интересные произведения культуры, сказания, предания, рассказы и былины Ирана.
Культура чая
Помимо того, что чай является продукцией земледелия, употребление чая, то есть чаепитие превратилось в особый вид культуры. И эта культура в зависимости от климатических условий, культуры народов, большого разнообразия местных обычаев также характеризуется широким разнообразием в различных районах Ирана.
Сегодня чая является неотъемлемой частью жизни всех иранских народов и народностей, на приемах и в гостях гостям предлагаю чай. На церемонии сватовства «когда невеста приносит чай» наступает первая возможность встречи лицом к лицу членов семьи жениха с невестой (конечно, постепенно это видоизменяется и выхолащивается, однако это еще распространено в некоторых районах Ирана).
Когда невеста приносит заваренный чай, она должна быть крайне внимательной и следить за тем, чтобы чай не разлился на подносе, потому что тогда для семьи жениха этот факт будет показателем того, что невесте характерна рассеянность и она незнакома с премудростями ведения домашнего хозяйства.
Кроме того, цвет, вкус чая, наличие добавленных в чай ароматных веществ, форма стакана, использование блюдцев под стаканы или неиспользование их в церемонии чаепития, приготовление чая из воды, вскипяченной с помощью чайника или самовара, использование самовара на углях или работающего на газе или керосине, использование походных термосов и т.д. – все это имеет своего ценителя и потребителя.
Мы, иранцы, имеем множество традиций и обычаев для чаепития. В некоторых районах нашей страны, например среди наших соотечественников арабов, проживающих в провинции Хузестан, существует особая традиция чаепития. Например, у людей, принадлежащих к роду «сархе» и проживающих на западе города Шуш, считается необходимым заварить чай для гостя. Если к компании добавляется новый гость, то, несмотря на то, что уже заваренный чай является свежим, хозяин дома считает себя обязанным заварить новый чай в знак уважения к новому гостью. Если хозяин дома этого не сделает и предложит новому гостью чай, который был заварен для первого гостя, то это будет проявлением неуважения к новому гостю.
Или, например, среди большинства родов арабского населения провинции Хузестан существует традиция, согласно которой, внутрь стакана не кладут ложку, ложку необходимо класть рядом со стаканом на блюдце. Если хозяин все же положит ложку внутрь стакана, то это будет считаться проявлением неуважения по отношению к гостью.
Кроме того, среди людей, принадлежащих к роду «ченане», живущих на юге Ирана, чай пьют крепко заваренным, и если хозяин предложит гостям слабо заваренный чай, то он столкнется с претензиями со стороны гостей. У тюркоязычных иранцев есть поговорка, которую они произносят каждый раз, когда им предлагают слабо заваренный чай, они говорят: «Побледнел, словно увидел сторожа!»
Также, народы, проживающие на юге нашей страны, соблюдают особые традиции для употребления «кофе». Приготовление кофе для гостей считается очень важным делом и к этому делу подходят очень серьезно. Приготовлением кофе для гостей всегда занимается человек, имеющий опыт. Он обязан одеть национальную одежду, которую обычно носят арабы, называемую «дашдаше». Он в обязательном порядке должен варить кофе в этой национальной одежде.
Угощение происходит следующим образом. Ответственный за приготовление кофе в национальной одежде выходит с кофе к гостям и первым делом бросает взгляд на присутствующих. Если среди гостей присутствует сейид, прямой потомок пророка Мухаммеда, то соответственно ему первому он предлагает кофе, если среди гостей нет сейида, то начинает распределять кофе по принципу старшинства, если и это невозможно, то распределение кофе среди гостей он начнет с правой стороны.
В некоторых местах Ирана есть такой обычай: если после употребления кофе гость не желает выпить еще кофе, то он держит чашку в правой руке и три раза покачивает чашку правой рукой. Таким образом, ответственный за угощение кофеем поймет, что гость больше не желает повторно пить кофе и возьмет у него чашку.
Во многих районах и местах Ирана существует подобная традиция также и для чая, согласно которой, гость, выпивший чай один раз или несколько раз и не желающий продолжать пить чай, ставит стакан, лежа на блюдце. Эта традиция имела большее применение в старых кофейнях, разносчик кофе постоянно наливает чай клиентам, чьи стаканы не перевернуты. Разумеется, в некоторых кофейнях эта данная традиция существует и поныне.
Интересный факт: в иранских кофейнях подают чай, а не кофе, а называются такие заведения кофейнями.
Кроме того, среди различных тейфов и родов нашей страны существует традиция, когда собираются особые гости (по случаю траура или праздника, например, свадьбы), назначается специальная группа по подготовке чая на углях.
Среди азербайджанских народностей, проживающих на Исламском острове, который находится на озере Урумийе, существует традиция (разумеется, данная традиция распространена преимущественно среди старшего поколения), когда для каждого гостя предусмотрена отдельная сахарница.
Особое место в культуре чаепития в Иране занимает небольшой стеклянный стакан с узким горлышком. В Иране такой стакан называют стакан с узкой талией. При проектировании и изготовлении таких стаканов учитывались особые моменты, которые сами по себе вызывают определенный интерес: при помощи углубления в форме стакана человеку удобно держать стакан в руке. Также, такое углубление в виде узкой талии способствует тому, что чаинки, находящиеся в стакане, не могут переместиться через узкое горлышко, поэтому человек может пить чай уверенно, не боясь того, что вместе с чаем он выпьет также и чаинки. Кроме того, оставшиеся в таком стакане чаинки не попадут на ковер, если стакан упадет на пол или перевернется на столе.
В любом случае, чаепитие среди различных народов и народностей Ирана имеет свою особую культуру и традицию. Однако все народы Ирана придают важность церемонии чаепития, которая распространена в Иране уже более ста лет. Сегодня невозможно даже представить себе такого места в Иране, когда хозяин, встречая гостя, в качестве первого угощения не предложил бы ему чая.
Сегодня с существованием разнообразия и распространенности различных форм чаепития в Иране чай занимает особое положение в обществе в виде приятного чаепития, «растянутой забастовки». И с этой точки зрения, чай невозможно сравнить ни с какими любыми другими холодными или горячими напитками.
Пословицы и выражения о чае
Когда чай стал частью иранской культуры, появились связанные с чаем различные поговорки, пословицы и стихи. Одна из самых распространенных поговорок: «доведенный до кипения давно заваренный чай». Эта поговорка относится к ситуации, когда хотят повторно использовать давно заваренный чай, что является неправильным по определению. Иногда чай называют с использованием слова «ляб», что имеет два значения, одно край (стакана) и второе значение – это губа, при этом в названии чая используются оба значения этого слова «ляб». Например, когда говорят «чай лябриз», это означаеть чай наполненный до краев стакана, когда говорят «чай ляб дуз», то тогда имеют в виду, что чай в стакане очень горячий, такой горячий, что можно обжечь губы. Также название «ляб дуз» характеризует цвет чая и крепость его заварки.
Также чай называют «чай канд пахлу» или «дишлеме», что означает чай в прикуску (когда кусочки сахара подают с чаем отдельно в специальной сахарнице). Чай «дишлеме» означает крепко заваренный и горький чай, пить который возможно только с сахаром.
Кроме того, выражения на тему чая, играют особую роль в традиции иранцев, связанных с приглашениями к угощениям. Обычно, когда хозяин говорит «приходите, посидим, выпьем чаю», это означает, что он настаивает на приглашении гостей к себе домой.
В культуре иранского общества существуют также выражения, характеризующие подготовку чая, его хранение, предложение чая, например:
- Чайхане (кофейня) – место, в котором приготавливают и предлагают чай.
- Чайный – приборы для питья чая.
- Емкость для чая – емкость для хранения сухого чая.
- Чай «депш», то есть классный чай – чай отличного качества, когда во рту ощущается терпкий вкус чая.
- Ситечко – прибор с мелкой сеткой, используют при наливе чая в стакан с тем, чтобы в стакан не попали чаинки.
- «Чай кар» — работник, выращивающий чай на плантациях.
Кроме того, в культуре некоторых иранских народов (включая и азербайджанцев) существует традиция, когда если в стакане с чаем кого-либо видят чаинку, говорят, что к нему придет гость, или если предметы чаепития (стакан, блюдце, сахарница, чайник и т.д. случайно выстроились в ряд на столе или скатерти на полу, то говорят, что гость уже вышел и он обязательно придет в гости к этому человеку.
В любом случае, о чае существует много устных и письменных произведений. В этой работе, мы постарались изложить только общие моменты, связанные с чаепитием, с которым мы сталкиваемся каждый день и на которое мы не обращаем особого внимания.
Источник: http://sanaei.livejournal.com