Чжу Е Цин

Эмей Чжу Е Цин (Zhu Ye Qing),
или 峨嵋竹叶青, или Свежесть бамбуковых листьев с Эмея

История производства чая на горах Эмей имеет долгую историю. Сунский поэт Су Дун По как-то в своём творчестве прославил эти места: «Я ныне беден: болею долго, голодаю горько, [но] надеюсь, что и без нефрита на запястье [я буду] прославлять Эмей» Известный поэт Лу Ю также посвятил этим горам восторженные строки: “Снежные почки добыты почти с самой вершины Эмея, не хуже Весны из Гучжу в красной оправе». Эмей Чжу Е Цин – это продукт, который сформировался на основе чая, долгое время выращиваемого монахами эмейского монастыря Десяти тысячи лет. В 1964-м году зампредседателя Госсовета КНР тов. Чэнь И дал ему это имя, и с этого момента он начал производиться в массовом порядке. В 1985-м году на 24-й выставке высококачественных продуктов получил золотую награду.
2014_08_06_02_004
Эмей Чжу Е Цин выращивается на горах Эмей, величественном горном массиве с крутыми скалами и глубокими пропастями. Леса там изумрудного цвета, а на высотах встречаются облачные моря.

Чайные сады главным образом располагаются на высоте 800-1200 метров над уровнем моря в районе таких мест как Башня Чистого Звука (Цинъиньгэ, 清音阁), Пещера Белого Дракона (Байлундун, 白龙洞), Монастырь 10000 лет (Ваньняньсы, 万年寺), Монастырь Чёрной Воды (Хэйшуэйсы, 黑水寺) и других. Со всех сторон чай окружён кольцом гор, и он растёт прямо посреди клубящихся облачных туманов, то есть условия превосходные, очень подходят для роста чайных деревьев.
2014_08_06_02_005
Приехавший на Эмей может не только наслаждаться горными видами и вкушать превосходный чай: ему стоит также поизучать богатую чайную культуру этого региона. Например, в Монастыре Служения Государству (Баогосы, 报国寺) есть такая чайная парная надпись: «На середине склона ждём полной луны, пиалой чистого чая потчую лучшего друга». В монастыре 10000 лет есть подобное: «Из ниспосланных небом чайных листьев сделаю драконьи комки, листая чудесную книгу, смотрю на птичьи следы».

Для этого чая собирают свежие листочки, достаточно тонкие и нежные, искусство выделки по большей части ювелирное. Обычно лучший чай в году начинают собирать за 3-5 дней до праздника Цинмин (4-5 апреля). Стандарт сбора: почка+лист или почка + 2 листа в ранней стадии развития, листья нежны равномерно, размер однородный. Особенности сорта таковы: форма плоская, листочки скручены прямо и плотно, толстые с ворсинками, оба конца заострённые и тонкие, по форме чай похож на бамбуковые листочки. Внутренние качества: аромат сухого листа высокий и свежий, цвет настоя жёлто-зелёный и блестящий, аромат крепкий, вкус освежающий. Чайное дно нежное, зелёные и равномерные.

Чайная история
Эмей Чжу Е Цин относится к зелёным чаям, производится в провинции Сычуань на горах Эмей. Горы Эмей являются одним из самых популярных туристических мест Китая. На входных воротах Эмея красуются 4 иероглифа, написанных рукой писателя Го Можо: «Знаменитые горы Поднебесной». Во все эпохи люди культуры восхищались красотами Эмея. Во времена династии Тан поэт Юань Чжэнь написал: «Как река Цзинь гладка и рыхла, так и Эмей прекрасен». У жившего в эпоху Южная Сун Фаня Чэнда находим строки про лучшую из трёх громадин Поднебесной. История производства чая там насчитывает много веков. В династию Тан местный чай Белые почки входил в поставки императору. Поэт сунской эпохи Лу Ю написал как-то: “Снежные почки добыты почти с самой вершины Эмея, не хуже Весны из Гучжу в красной оправе». Во времена Мин монастырь Белых вод (ныне – монастырь 10000 лет) высадил на своих угодьях более 10000 чайных деревьев, и их чай также поставлялся императору.

В новейшее время, то есть в 60-х годах 20-го века начали производить Эмей Чжу Е Цин. У этого названия недолгая история. В конце апреля 1964-го годазаместитель председателя Госсовета КНР, тов. Чэнь И проезжал через Сычуань, и когда добрался до Эмея, остановился на ночлег в монастыре 10000 лет. Старый монах заварил ему чашку свежесобранного зелёного чая. Душистый аромат ударил высокопоставленному чиновнику в нос. Чэнь И повеселел и сделал 2 глотка, вкус чая был чист и имел сладкое послевкусие, чистый аромат наполнил окружающее пространство, вызвав волну неизъяснимого счастья, усталость от тяжёлой командировки куда-то испарилась, и Чэнь спросил: «Этот чай откуда будет?». Старый монах ответил: «Этот чай выращиваем и делаем по особой технологии тут, на горах Эмей, мы сами». Чэнь спросил, каково имя этого чая. «Его до сих пор никак не назвали», — ответил монах, -пожалуйста, товарищ начальник, дайте же ему имя!». Чэнь И поотказывался, ссылаясь на своё простое происхождение, средненький вкус и бедный язык, однако после трижды повторённой монахом просьбы решился-таки сравнить форму чая с молодыми листьями бамбука, такими же зелёными и свежими. Так и появилось название Чжу Е Цин, или Свежесть (зелень) бамбуковых листьев. С того момента у известного эмейского вина Чжу Е Цин появился его чайный брат. Этот чай имеет плоскую форму, глянцевый и гладкий, цвет его изумрудный, словом это хороший вариант для чая в подарок.
2014_08_06_02_003
Особенности качества
Внешне ЧЕЦ выглядит сплюснутым и глянцевитым, его окраска нежно-зелёная, маслянистая и сочная, аромат чистый и душистый, цвет настоя нежно-зелёный и блестящий, вкус свежий, нежный, чистый и освежающий, чайное дно ровное.

Эстетическая оценка: чтобы насладиться цветом чая Чжу Е Цин лучше всего использовать для заваривания хрустальный чайный бокал. Видя серебряные волны по зелёной воде, можно лучше всего оценить прекрасный цвет этого чая.

Услышать аромат ЧЕЦ лучше всего после 1-2-минутного заваривания, он свободно раскрывается и сворачивается, живой и возвышенный, меж листьев проступает нитями золото, тогда может потоком аромата овеять лицо, пропитывая насквозь твоё дыхание, разливаясь по твоим нервным окончаниям. Чтобы оценить правильный вкус чая надо его заваривать натуральной минеральной водой. Вода из эмейшаньского источника около Башни Волшебной Воды (Шэньшуэйгэ, 神水阁) сладкая на вкус, лучше других имеет способность надолго оставлять вкус чая на кончике вашего языка.

Описание местности и философских концепций
Самое лучшее место для произрастания чая Чжу Е Цин располагается в величественных и красивых с точки зрения пейзажа сычуаньских горах Эмей на высоте 800-1200 метров в районе таких мест как Башня Чистого Звука (Цинъиньгэ, 清音阁), Пещера Белого Дракона (Байлундун, 白龙洞), Монастырь 10000 лет (Ваньняньсы, 万年寺), Монастырь Чёрной Воды (Хэйшуэйсы, 黑水寺) и других. Эта местность окружена кольцом гор, круглый год там клубятся облачные туманы, изумрудный бамбук растёт густо, условия необычайно подходят для произрастания чайных деревьев.

У чая Чжу Е Цин много общих корней с буддийскими общинами и даосским учением: он сам пришёл в мир вслед за ними. В конце династии Западная Хань (то есть на стыке до нашей и нашей эр) буддийское учение проникло в Китай. Из-за длительного сидения в медитациях монахи легко уставали, переутомлялись. А чай как известно обладает способностью укреплять дух и способствовать мышлению, давать влагу и утолять жажду, снимать усталость, поэтому он и стал для монахов-буддистов наиболее подходящим напитком. Эмейшаньский чай стал весьма известен в эпоху Цзинь. Как написано в «Записках для чтения про Эмей («Эмей Дучжи», 《峨嵋读志》), «На горах Эмея много лекарственных трав, чай особенно хорош, он особенный в Поднебесной. В неповторимом месте за монастырём Воды сейчас растёт чай, вкус его сначала горький, потом сладкий, его не меньше чем в Цзяннани (земли южнее Янцзы – прим.перев.) весной собирают». В буддийской культуре глубоко укоренилась чайная традиция, да и само буддийское учение даёт Пути Чая (Чадао) философскую концепцию «подобия субъекта Будде», и ещё сильнее углубляет идеологию чайной философии и придаёт ей более божественную гармонию. Даосская идея соединения Неба и Человека в одно – это главная суть китайской чайной философии Чадао. Когда пробуешь чай без присутствия себя, то «я» становится чистым чаем, а чистый чай – мной как субъектом. Занятия чаем на высоком уровне предполагают развоплощение объекта и субъекта, как например, в истории с Чжуан Чжоу и бабочкой. И Чжу Е Цин как раз и является таким чистым чаем.
2014_08_06_02_002
Воздействие на организм
Чай Чжу Е Цин обладает такими эффектами, как: облегчает в жару, очищает от горячей энергии, убирает огонь, уменьшает мокроту, выводит яды и другие. Это прекрасный продукт, выражающий идею диеты и не имеющий каких-либо побочных воздействий. Однако холодный чай имеет такие побочные эффекты как застой холода и собирание мокроты. Если пьёшь холодный чай, то не только не очищаешь огонь и выводишь мокроты, а наоборот наносишь вред селезёнке и желудку и накапливаешь мокроты. Поэтому ни в коем случае не следует пить холодный чай, какого бы он ни был сорта.

Технология создания

Сбор
Сбор ЧЕЦ – это очень скрупулёзное занятие. Стандарт сбора – это почка + лист или почка + 2 листа в ранней стадии развития, свежие листья нежны равномерно, размер одинаков, лучше всего когда они равноупитаны. Самый лучший сезон для сбора этого чая наступает за 3-5 дней до праздника Цинмин (то есть в самом начале апреля). Причина тому заключается в том, что Чжу Е Цин, собранный в разные сезоны, отличается сильно как по цвету настоя, так и по другим ощущениям. У весеннего чая настой жёлто-зелёный и блестящий, прозрачный, на вкус он крепкий, беспримесный со сладким послевкусием. Летний чай имеет немного мутноватый настой, а на вкус он немного более горький и терпкий. Цвет осеннего чая также жёлто-зелёный, но вкус скромный и мягкий. Если сопоставлять эти три сезона, то получается, что весенний чай — самый лучший. До конца марта на почках действительно недостаточно белого снега, весенние почки находятся ещё только в ранней стадии развития, а в древности люди прославили эмейский чай именно под названием «Снежные почки». В давние времена сборщиками чая как правило работали молодые красивые девушки, с тонкими и белыми руками, которые смотрятся очень красиво на фоне пышных снежных почек.

Обработка
Техника выделки Чжу Е Цина весьма тщательно изучена. Свежесобранный лист раскладывают надлежащим образом на некоторое время, а потом его надо прогнать через высокотемпературный шацин (убийство зелени), который состоит из трижды чередующихся прожариваний и охлаждений. При прожаривании в котле применяют такие движения рук как встряхивание-доу, разбрасывание-са, захватывание-чжуа, приминание-я, вытягивание в полоски (дай-тяо) и другие, и чай типичным образом подсыхает. Таким образом, чай достигает своей плоской и прямой формы с ровной и гладкой фактурой, цвет его становится изумрудно-зелёным с явным ворсом, а форма начинает напоминать бамбуковые листья – особенность именно этого сорта. В конце обработки проводится горячая просушка, имеющая целью усилить аромат чая. Готовый чай прекрасен и внешне, и внутренне и обладает всеми 4 драгоценностями (вид сухого чая, цвет, аромат и вкус настоя).
2014_08_06_02_001
Чайная слава
В 1985-м году в Португалии проходила 24-я всемирная выставка-конкурс пищевых продуктов. На этом мероприятии чай Чжу Е Цин получил международную золотую награду. После того, как он был занесён в реестр минча (знаменитых чаёв), и данное ему имя, и торговая марка сорта стали объектами грубой подделки. Как наступал очередной сезон его производства, в Эмее начинали собираться коммерсанты из Шанхая, Цзянсу, Чжэцзяна, Шаньдуна и других районов Сычуани. Они скупали чай, а затем рынки по всей стране наводнялись «чжуецинами» разного уровня качества, что вызывало огромное количество судебных споров по поводу этого товарного знака. В сентябре 1999-го года комиссия по оценке товарных знаков при Торгово-промышленной палате КНР наконец-то вынесла окончательное решение по поводу неоднозначной регистрации товарного знака «Чжу Е Цин», и с того момента частное право использовать этот товарный знак принадлежит только эмейшаньской чайной компании «Чжу Е Цин». Помимо прочего, стоимость этого бренда составила на данный момент более 20 миллионов юаней.
2014_08_06_02_006
2014_08_06_02_007
2014_08_06_02_008
2014_08_06_02_009
Сергей Кошеверов
Источник: http://www.teatravel.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.