Что Вы знаете о Да Хун Пао?

Сорт чая, о котором можно говорить бесконечно. Сорт чая, окруженный мифами. Сорт чая с тысячей вкусовых оттенков. Это Да Хун Пао (кит. 大红袍, пиньинь: Dàhóng páo, юж.-миньск. Da Hong Pao) .
2014_06_30_05_001
В двадцать первом году от основания Республики Китай (1932 г) командующий Восточными контр-революционными силами Цзянь Динвэнь прослышал о репутации Да Хун Пао. Желая познать его истинный вкус, он построил маленькую деревянную хижину рядом с деревом Да Хун Пао и послал солдат караулить день и ночь на время сезона сбора урожая. Они ждали, пока лист не будет собран и приготовлен, а затем уплатили за чай крупную сумму денег и принесли своему командиру. Однако в итоге, он узнал, что приобрел подделку. Эта хижина все еще стояла там, пока несколько лет назад она не сгорела дотла — событие, которое не кажется случайным. Тайна и чудеса вокруг Да Хун Пао существуют и по сей день.

В наше время утесный чай из УИ набрал бешеную популярность, и его можно найти повсюду. Да Хун Пао может быть и у Вас дома, и у меня. Кто знает, сколько людей потеряли покой из-за этого чая на протяжении столетий в Китае и за его пределами. Желая купить этот чай, они не останавливались, пока он не попадал к ним в руки. Разве современные любители чая другие?

Но что Вы знаете о Да Хун Пао?

Легенда о Да Хун Пао манит людей в горы УИ, чтобы найти там этот таинственный чай. Преодолев трудности на пути в эту прекрасную горную страну чудес, они не желают возвращаться домой с пустыми руками. Эти мысли занимают ум каждого туриста. Разумеется, местные торговцы не могут просто так взять и не дать им того, что они так алчут. Но с возвращением домой приходит и разочарование.

Но нет нужды сожалеть. Любая настоящая Ян Ча, даже если это и не лист с куста Да Хун Пао дарит богатый опыт знакомства с «утесным цветочным ароматом». Такая Ян Ча — чайный шедевр. Зачем сожалеть?

До 80-х годов Китай был закрыт для туризма. Однако, малая часть опытных чайных людей познакомилась с этим чаем довольно рано. По разным каналам они смогли посетить УИ и вернуться домой с маленькими коробочками Да Хун Пао. Он был расфасован в маленькие упаковки по 20 грамм. Эти путешественники возвращались домой с разными историями. Они говорили о редкости этого чая и о том, что его трудно купить, так как в год производится менее одного фунта. Говорили, что купить можно, только если есть связи. Попробовав чай, они могли объявить его вторым поколением Да Хун Пао. У других, возможно, всего лишь чай третьего поколения. Количество чая второго поколения ведь тоже чрезвычайно ограничено.

В ранние годы «разделенного правительства» эти истории распространялись на другой стороне Тайваньского пролива. Повторенные много раз, они превращались в легенды. Рассказывающие эти истории, однако, не понимали их значимости, а слушающие не могли трезво их взвесить. Люди считали, что им сильно повезло — попробовать Да Хун Пао в этих маленьких коробочках. Даже если качество было неоднородным, это все равно давало какое-то утешение.

История о визите Никсона в Китай и о подарке ценой в пол-царства может звучать невероятно, но она иллюстрирует редкость Да Хун Пао. Если верить этой легенде, Председатель Мао подарил Никсону 50 грамм. В глазах китайцев подарок был очень ценным. Никсон не проявил благодарности и тихо упрекнул Мао в скупости. Узнав об этом, премьер Чжоу Енлай с улыбкой сказал Никсону: «Только 100 грамм Да Хун Пао производится в год, Председатель Мао дал Вам 50 — пол-царства. Неужели Вы недовольны?». Американский президент внезапно осознал ценность подарка.

Все туристы, приезжающие в УИ, привлечены сюда репутацией Да Хун Пао. Имеющий статус императора, он может быть обнаружен на скалах утеса Тянь Сянь в Цзю Лун Ке, лощине в северной части УИ. Высокие утесы стоят с двух сторон, ограничивая количество солнечного света. Небольшой родник стекает с вершины утеса, снабжая чай водой в течение года. Эта уникальная природная среда дает Да Хун Пао его исключительные свойства.
Три иероглифа Да Хун Пао вырезаны на скале рядом с материнскими деревьями. Есть две версии, кто вырезал эту надпись. Первая говорит, что монах монастыря Тянь Син сделал это в 1927 году, а вторая, что мэр Чунгана, Ву Шисянь, вырезал символы на скале в 1930.

Есть также несколько разных историй о происхождении названия Да Хун Пао. Одна говорит, что Да Хун Пао дает почки ранней весной. Все дерево сияет красным, так что кажется, будто оно одето в красный халат. Таким образом, эта версия основывается на биологии. В других, более ярких, историях говорится об императоре, одевшем дерево в халат, или молодом ученом, спешившим в столицу на экзамен для чиновников. Подобные истории сегодня рассказываются туристическими гидами Уишани.

Легенда об ученом рассказывает о том, как монах монастыря Тянь Син применил волшебный чай, чтобы излечить молодого человека, спешащего в столицу на императорский экзамен для чиновников. После сдачи экзамена и получения должности, этот человек вернулся, чтобы отблагодарить дерево, спасшее его жизнь. Он снял свой красный халат и набросил его на чайный куст. С тех пор чай стал называться Большой Красный Халат.
Этими историями можно украсить послеобеденную беседу, но не нужно воспринимать их как исторический факт. Тем не менее на материковом Китае предпринимались серьезные попытки их проверить, вплоть до того, чтобы выяснить имя чиновника и дату описанных событий.

«Горы и воды УИ — это чудо света. Тридцать шесть соединенных пиков окружены бегущими водами течения Цзюцу. Свет гор отражается в прозрачной воде.» Это дает нам небольшое представление о горах УИ. Эти горы с уникальным пейзажем дают утесному чаю его дух.

Сколько же настоящих деревьев Да Хун Пао существует в наши дни? Мнения различаются: три, четыре или шесть деревьев. Если Вы посещали эти деревья сами, то какую цифру назовете Вы?
Согласно исследованию, проведенному Линь Фуцюанем из «Уишаньской организации производства и продажи чая», опубликованному в 1941 году только три настоящих дерева Да Хун Пао сохранились.

Бывший глава «Комплексной фермы гор УИ» и директор Уишаньского сельхозбюро Луо Шенцай написал книгу «Знаменитые сады утесных чаев УИ». В этой книге, а также разных интервью, он характеризует Да Хун Пао, как кустовую мелколистную разновидность, с поздним почкованием. Четыре материнских дерева были изначально посажены наверху каменного обрыва в Цзю Лун Ке и обозначены иероглифами, вырезанными в скале. В 80-х еще два материнских дерева были посажены на нижнем уровне каменной террасы, примыкающей к основной области посадки, что объясняет шесть деревьев, о которых мы упомянули выше.

Луо Шенцай указывает также, что Да Хун Пао делится на оригиналы и клонов. В наши дни деревья №2 и №6 представляют Да Хун Пао.

С 80-х годов плантации Да Хун Пао стали занимать значительную область в УИ. Несколько китайских исследовательских институтов представили также новые разновидности. Следовательно, вероятность попробовать чистый Да Хун Пао продолжает увеличиваться.
С маленькими, мягкими листьями, кустового типа и поздего почкования, Да Хун Пао берет свое начало в Цзю Лун Ке. В начале 80-х он был клонирован из оригинального сада. Многие фермеры теперь выращивают новые разновидности, и этот чай выращивается на значительных площадях. Название Да Хун Пао стало синонимом этих чаев.

Бывший глава Фуцзяньского института исследования чая, Чен Дэхуа — один из тех, кто старается сохранить традицию производства чая УИ. Он припоминает, что в 1958, когда он был в Чангле, Фуцзянь, он видел рисунок Да Хун Пао из Цзю Лун Ке, сделанный преподавателем искусств Чен Ли. На нем было три дерева.
Весной 1962 Китайская национальная чайная корпорация посадила саженцы Да Хун Пао в Хань Чжоу, которые были получены от материнских деревьев из Цзю Лун Ке. Также Чен Дэхуа сопровождал Си Цинцзи из Фуцзяньского института чая в поездке в Уишань весной 1964, в которой были взяты отводки от трех материнских деревьев и привезены назад в Ше Коу Чжень, Фу Ань.

В те годы можно было точно говорить о трех материнских деревьях. Тем не менее было посажено больше, что объясняет причину сегодняшнего почти повсеместного упоминания о шести деревьях Да Хун Пао.
Чен Дэхуа описывает появление коммерческого чая Да Хун Пао. Самый первый появился в августе 1985. В 1986 профессор Чен Чуань был приглашен, чтобы написать о Да Хун Пао.
Появление продукта Да Хун Пао на рынке связано с распространенной культивацией в то время чистокровных деревьев Да Хун Пао.

Отводки Да Хун Пао были посажены в разных областях для исследования. Однако, в горах УИ, колыбели Да Хун Пао, это сделано не было. Чен Дэхуа воспользовался своим участием в конференции посвященной 50-летию Фуцзяньского института исследования чая, чтобы запросить черенки, взятые в 1962 и 1964 с материнских деревьев Цзю Лун Ке, с целью вернуть их назад в Уишань для выращивания.

17 ноября 1985 Чен Дэхуа заново посадил 5 деревьев Да Хун Пао в современном саду «Института Чайной Науки Плантаций Нефритового Чая» (прим.перев. — название института, возможно, переведено неверно). Эта дата должна праздноваться за ту роль, которую она сыграла в возвращении чистокровного Да Хун Пао на чайную сцену.
Яо Юэминь был выдающимся авторитетом в области Ян Ча до Чен Дэхуа и посвятил свою карьеру изучению и исследованию Да Хун Пао. Однажды он работал с признанными экспертами Чен Шусин и Е Миньгао, чтобы проверить утверждение, что Да Хун Пао растет в трех местах. Об одном говорилось, что оно расположено у подножья Цзю Лун Ке и пришло в относительный упадок. Второе было на пике Хуоянь и полностью истощено. Третье — на пике Бейдоу и тоже в относительном упадке. В 1960 Яо Юэминь вернулся в эти три места в поисках Да Хун Пао и взял более дюжины отводков. Его работа приостановилась из-за Культурной Революции, но после реформации Китая и обнародования результатов его работ, Бейдоу №1 с пика Бейдоу и Бейдоу №2 из Цзю Лун Ке стали синонимами Да Хун Пао.

В особенности удачным получился Бейдоу №1, его вкус и аромат вызывают восхищение. Плантации этой разновидности занимают большую площадь и среди производителей есть и известная фабрика Жуй Цюань.

Похоже, в наши дни большинство утесных чаев, кроме Шуй Сяня и Жоу Гуй, продаются под названием Да Хун Пао, чтобы популяризовать утесный чай из УИ. Кажется, что Да Хун Пао повсюду, и он стал символом Уишаньского чая. Однако, тот Да Хун Пао, который пьют люди сегодня, почти весь купажированный. Купаж — это искусство само по себе и используется в производстве многих видов чая, чтобы достичь однородности качества и вкуса. Но не смотря на то, пьете ли Вы чистый Да Хун Пао или коммерческий, внимательно оценивайте его аромат, сладость, чистоту и жизненную силу. Это одно из подлинных удовольствий в жизни.

Автор статьи: Чжень Чжисянь /The Art of Tea # 12/ Переведено специально для «Дома Живого Чая»
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.