Легенды о чае. Часть 1

Легенды о чае. Часть 1
Легенды о чае. Часть 2

2014_06_15_03_001

Притча о старце с гор Хуаншань

Старик сидел на берегу реки. Я приблизился и склонился перед ним в поклоне.

«Благодарю Вас за гостеприимство. Я пришел сюда за чаем, но теперь я чувствую, что мой визит в эти горы и вашу чайную деревню в Хуан Шань оставит глубокий след в моей душе. Наконец, добравшись в эти края, я понял, что самым главным была не цель, которую я поставил, отправляясь сюда, а сам путь в эти места».

Старик молчал, казалось, не слыша моих слов. Он долго вглядывался в туманную завесу реки. Наконец, я услышал его голос. Он говорил медленно и тихо. Но я чувствовал, как каждое его слово рождало отклик в окружающей нас Великой Пустоте. «Ты прав. Только в пути и заключается истина. Если выбрать Путь правильно и никогда не отклоняться от него, то никогда не будет страшно оглядываться назад. Даже в самом конце Пути. Запомни те его участки, которые привносят в твою душу спокойствие и радость. Это главные вехи твоего пути, в которые надо возвращаться, если ты сомневаешься в истинности своего пути. Эти места дадут силы и помогут тебе найти правильную дорогу вновь».

Я долго шел обратно по тропе, то и дело оглядываясь, стараясь запомнить это место, реку и фигуру старика на берегу, пока все, увиденное мной, окончательно не скрылось в туманной дымке. Что это было? Видение или реальность? Теперь я уже не могу точно сказать.. Но слова старика, которые не раз помогали мне в дальнейшем, отпечатались в моей памяти навсегда.

Легенда про чайное дерево, не познавшее весну

В период правления династии Цин в уезде Цзяньань области Цзяньнин жил человек, который питал особую страсть к чаю. Он любил чай больше своей жизни, поэтому и получил прозвище Ча Чи – Увлечённый Любитель Чая. Этот человек не только обожал пить чай, но и с огромным удовольствием читал книги о чае. Прочитав в сочинении Сюй Цзэшу «Наставления о чае» о том, что «на знаменитых горах Поднебесной наверняка растут чудесные травы», он сразу же вспомнил о горах Уишань. Прославленные горы Уишань издревле являлись местом распространения трёх философских учений – конфуцианства, буддизма и даосизма. Там возвышают самые красивые величественные вершины, струятся самые сладкие источники и непременно должен произрастать самый ароматный чай. Ча Чи безумно обрадовался и поспешил отправиться в горы Уишань.

Откуда было ему знать, что приедет он совсем не кстати. К тому времени сезон сбора раннего весеннего чая в периоды ясных дней и хлебных дождей уже закончился. Крестьяне-чаеводы были заняты обработкой свежесобранного сырья, и на плантациях царила тишина. Первый урожай весеннего чая, который рос на горных склонах, в лощинах и на холмах возле струящихся потоков, был давно уже собран. Однако это не омрачало настроения Ча Чи, и он получал истинное удовольствие от своего путешествия. Увидев удивительные горные вершины, крутые хребты и величественные кряжи, насладившись очарованием окрестных пейзажей и красотой чистейших вод, он испытал глубокое воодушевление.

Ча Чи взбирался то на одну вершину, то на другую и видел прославленный чай Да Хун Пао, растущий в ущелье Цзюлункэ (Логово девяти драконов). Он переходил через мосты, пересекал гребни гор и добрался до монастыря Байюньсы (Храм белых облаков), где собирают знаменитый Цзинь Фо Ча. Ча Чи преодолевал склон за склоном, и мочил ноги в воде целой тысячи горных ручьёв, пока не насладился восхитительным видом чая Бай Цзи Гуань, растущего у монастыря Чжичжиань (Неподвижный скит). Так он посетил все самые известные места гор Уишань, где растут диковинные виды чайных деревьев. Он тщательно изучал утёсные чаи, получая от этого занятия не только эстетическое удовольствие, но и большие знания.

Ча Чи долго путешествовал в горах и вскоре пришёл к окраине горного массива Уишань, с вершин он спустился к пологим склонам, где заканчиваются владения густых лесов. Остановившись у большого камня у подножия пика Тяньюфэн (Вершина, уносящаяся в небеса), Ча Чи вдруг почувствовал лёгкое дуновение освежающего ветерка. В этот миг он ощутил необыкновенное благоухание. Изумительно душистый аромат, похожий на запах османтуса и цветов орхидеи, казалось, проникал в саму душу. Молодой человек взглянул налево, посмотрел направо, но не увидел там ни османтуса, ни орхидей. Странно дело, откуда же раздаётся этот нежнейший аромат?

В изумлении Ча Чи отправился туда, откуда доносилось это благоухание. Ведомый дивным ароматом он зашёл в тёмную пещеру. В пещере было прохладно и сыро. Снаружи сюда пробивалось несколько лучиков солнца. В слабом свете Ча Чи смог увидеть чайное дерево, которое росло на груде мелких камней. Листочки у этого растения были длинными и мясистыми, дерево покрывала пышная тёмно-зелёная крона – молодые побеги с нежными почками. Дерево колыхалось под дуновениями весеннего ветерка и источало удивительный аромат, который напоминал то душистый запах османтуса, то лёгкое благоухание орхидей. Ча Чи остолбенел от изумительного зрелища: там, на горных склонах, первый урожай весеннего чая был давным-давно собран и просушен на огне, почему же здесь на этом чайном дереве только начали появляться молодые почки и листочки? И тогда Ча Чи вспомнил слова из недавно прочитанной книги и воскликнул: «Весна прошла, а на этом дереве рождаются нежные ростки, спало оно глубоким сном и не познало весну!».

Как только Ча Чи произнёс эти слова, снаружи вдруг раздался весёлый смех, подобный звону серебряных колокольчиков. Юноша обернулся и увидел, что у входа в пещеру стоит деревушка с корзиной для сбора чая. Радостно улыбаясь, она сказала: «Очень хорошо! «Древо, не познавшее весну» – превосходное имя для чая! Лучше не придумаешь!».

Оказалось, эта девушка каждый год после сезона начала лета приходила в пещеру, чтобы собрать свежие почки и листочки с ароматного чайного дерева. У дерева не было имени. И сколько раз ни придумывали для чая название, ни одно из них не подходило. А вот имя Древо Не Познавшее Весну сразу же прижилось – так стали называть деревья, растущие в пещере и рядом с утёсом.

Легенда о Чайном Предке провинции Юньнань

Для жителей провинции Юньнань чай священен. Каждый год, когда приходит время сбора весеннего урожая, представители различных народностей совершают обряд жертвоприношения. Крестьяне-чаеводы возносят молитвы Небу и Земле, благодарят своих предков за столь щедрый дар, просят благословения богов. Люди проводят ритуальные церемонии, принося дары древним чайным деревьям, горным духам или «чайному предку» Кун Мину. В провинции Юньнань в качестве родоначальника чайной традиции почитается не император Шэнь Нун и не буддийский проповедник Бодхидхарма, из век которого вырос первый чайный куст, а военный и государственный деятель эпохи Троецарствия (220-280 гг.) – Чжугэ Лян (181-234 гг.), также известный под именем Кун Мин. В легендах народности цзино говорится, что Кун Мин подарил им чайные семена, чтобы люди могли спокойно жить в этих местах, промышляя чаеводством. В одном из литературных сочинений упоминаются «императорские чайные деревья» колоссальных размеров, которые были оставлены Кун Мином в наследство потомкам. «Местные жители подносят этим деревьям молодое вино в качестве жертвы». 23 числа седьмого месяца по лунному календарю люди отмечают день рождения Кун Мина, устраивая грандиозное празднество.

В волшебных преданиях рассказывается о чудесном посохе Кун Мина, который превратился в чайное дерево. Когда Кун Мин проходил через земли провинции Юньнань, многие его воины слегли с тяжелой болезнью. Люди изнемогали от долгого перехода по пустыне, их рты пересохли, а глаза перестали видеть. Тогда Кун Мин воткнул в землю на склоне горы свой посох – он пустил корни и покрылся изумрудной листвой. Это дерево оказалось чаем. Отвар из чайных листочков люди стали употреблять как лекарство и вскоре полностью выздоровели. А чудодейственный чай остался в наследство потомкам. С тех пор чайное дерево некоторые народности в Китае называют деревом Кун Мина и совершают обряд поклонения духу чайного божества. Люди пьют чай, любуются на луну, поют песни, танцуют и молятся, вознося похвалы великому предку.

Древняя легенда о Царице Камелий

Во второй половине XX века в девственных лесах провинции Юньнань были обнаружены так называемые «три великих императорских чайных дерева». Гигантское дикорастущее дерево из района Бада появилось около 1700 лет назад, возраст чайного дерева из уезда Ланьцан составляет 1000 лет, возраст дерева с горы Наньношань достигал 800 лет. Путем биохимического анализа было доказано, что дикий крупнолистовой чай из Юньнани является самой древней формой чая.

Образы гигантских чайных деревьев легли в основу древнего повествования о Царице Камелий (чай также называют камелией китайской). По легенде, в провинции Юньнань росла большая камелия. Она была более 6 метров в высоту и в длину руки в обхвате, и каждый из ее цветков имел восемь лепестков и девять тычинок. Люди называли это дерево Царицей Камелий. Когда китайский генерал У Саньгуй замыслил стать императором, предварительно укрепив свою власть в Юньнани, он построил дворец и стал украшать его экзотическими цветами и редкими растениями. Туда же он приказал перенести и Царицу Камелий. Однако оказалось, что у дерева была уникальная способность: оно давало листья, но не цвело, и это несмотря на все раны, нанесенные ему кнутом У Саньгуя. Три года спустя У Саньгуй в припадке ярости чуть не убил садовника. После этого к нему во сне пришел дух чая и обвинил правителя в подлости и чрезмерной жестокости. Испугавшись явления призраков, после ночного кошмара У Саньгуй вернул дерево в его родные края.

Легенда о белом чае Инь Чжэнь — Серебряные иглы

Легендарный сорт Инь Чжэнь (Серебряные Иглы) производится только в Китае и только на севере провинции Фуцзянь. Чайные плантации, главным образом, расположены на территории уездов Фудин и Чжэнхэ. В связи с исключительной уникальностью годовой объем производства данного вида чая крайне мал и находится под особым контролем китайского правительства. Белые Чаи появились несколько веков назад, упоминания о них встречаются в сочинениях династии Северная Сун (960-1127 гг.).

О происхождении чая Инь Чжэнь рассказывает одна древняя легенда. Давным-давно в уезде Чжэнхэ случилась страшная засуха, она повлекла за собой ужасные болезни и смерть. Люди знали, что на востоке, на горе Дунгуншань (Пещерный Дворец), возле колодца среди облаков и туманной дымки растут чудесные деревья, обладающие целебными свойствами – только в них была последняя надежда измученных жителей. Многие смельчаки уходили на поиски волшебного снадобья, но никто из них домой так и не вернулся. В те времена жили в одной деревне два брата и сестра. Старшего брата звали Чжи Ган, среднего – Чжи Чэн, а их младшую сестрицу – Чжи Юй. Решили и они попытать счастья. Первым в путь отправился Чжи Ган, но перед этим он достал свой меч и сказал: «Если меч заржавеет, значит, я погиб». Шел он тридцать шесть дней и наконец добрался до горы Дунгуншань. Вдруг возле дороги появился седовласый старец, он предостерег Чжи Гана: «Если ты хочешь достигнуть вершины, смотри только вперед и ни в коем случае не оборачивайся назад». Вмиг взобрался Чжи Ган на середину склона, но увидел там лишь груду камней да густые заросли деревьев. Внезапно позади себя он услышал чей-то голос и обернулся – тотчас же юноша превратился в каменную глыбу. Увидел Чжи Чэн заржавевший меч, оставил сестре наконечник от своей стрелы и отправился в дорогу. Но и с ним произошла та же самая история. Обнаружив ржавчину на стреле, Чжи Юй поняла, что оба брата ее мертвы. Добравшись до горы, она встретила седого старика и, получив наставления, продолжила свой путь. На середине горы она вдруг услышала странные звуки, чтобы не обращать на них внимания, она заложила в уши кусочки клейкой рисовой муки и благополучно добралась до колодца на вершине. Девушка собрала с чудесных деревьев молодые почки и нежные листочки, а затем полила растения водой из источника – на деревьях тут же распустились цветы и образовались завязи. Чжи Юй собрала семена и стала спускаться с горы. Когда она дошла до груды камней, появился седовласый старец. Он попросил девушку окропить соком из волшебных листьев эти немые глыбы. К удивлению Чжи Юй, камни стали превращаться в людей, среди них были и ее братья. Все они вернулись в деревню и посадили семена на горных склонах. Вскоре необъятные просторы покрылись пышными зарослями чайных деревьев. Собранные ранней весной флеши люди просушивали на солнце. Этот чай стал широко известным и получил имя Инь Чжэнь – Серебряные Иглы.

Легенда о чае с ароматом личи

В одной древней легенде рассказывается о происхождении чая с ароматом личи. По преданию, знаменитая красавица древности Ян Гуйфэй очень любила личи. Каждый год в седьмом и восьмом лунном месяце император отправлял в далекие южные провинции целый караван купеческих лодок, которые перевозили экзотические плоды в северную столицу (историческая трагедия известного китайского драматурга Бо Пу (1226-1312 гг.) так и называется «Ян Гуйфэй утром вкушает ароматные плоды личи, танский государь осенней ночью слушает шум дождя в платанах» (другое название этого сочинения – «Дождь в платанах»)). На этих суднах также доставляли к императорскому двору самые дорогие сорта отборного чая. Однажды торговцы просушили такой чай вместе с душистыми плодами личи – чай, насыщенный нежным фруктовым благоуханием, удостоился высших похвал при дворе. Так появился чай с ароматом личи.
В Китае личи являются символами удачи и благосклонности судьбы. Когда Су Дунпо, большой знаток чая и ценитель чайного искусства, покинул родные края в городе Мэйшань, его приятели посадили дерево личи в надежде на то, что их друг сможет отведать сладкие плоды по возращении домой. Однако Су пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, понижением по службе и ссылкой. Он был вынужден провести остаток своих дней на чужбине и умер в городе Чанчжоу провинции Цзянсу. У него так и не появилось возможности попробовать плоды личи из родного города. В эпоху царствования династии Мин, спустя 500 лет после жизни Су Дунпо, люди посадили здесь еще одно дерево личи в память о великом поэте.

Легенда о чае Бай Му Тан

Бай Му Тан – один из самых редких и уникальных сортов Белого Чая, который производится только в Китае, и только в нескольких уездах на севере провинции Фуцзянь. У чая Бай Му Тан чаинки обладают естественной формой: белоснежные почки, покрытые серебристыми ворсинками, с двух сторон окружены зелеными листочками, поэтому внешне они напоминают изящный цветок.
Об этом чае рассказывается в одной легенде. По преданию, при династии Западная Хань (206 г. до н.э. — 8 г. н.э.) в горных лесах вместе со своей матерью в уединении жил человек по имени Мао И. Однажды, гуляя в горах, они услышали удивительный опьяняющий аромат. Оказалось, что это благоухание источают восемнадцать розовых пионов, растущих на берегу лотосового озера. Мать с сыном решили поселиться в этой тихой обители, подобной царству бессмертных небожителей. Время шло – и вот старая женщина слегла с тяжелой болезнью. Мао И выбился из сил в поисках нужного лекарства – но безуспешно. От усталости он погрузился в сон. Во сне ему явилось святое божество и поведало, что его матери сможет помочь снадобье из мяса карпа и молодого чая. Очнувшись, Мао И подумал, где же найти сейчас свежую рыбу и чай, ведь на дворе стояла глубокая зима. Однако, расколов лед на реке, юноше удалось поймать карпа. Но с чаем дело обстояло гораздо труднее. И тут случилось чудо! Когда Мао И пришел на берег лотосового озера, он обнаружил, что пионовые кусты превратились в чайные деревья, покрытые пышной зеленой кроной. Исполненный глубокой радости юноша собрал нежные почки и листочки, и сварил в чайном настое карпа. Мать выпила отвар – и от ее болезни не осталось и следа. Мао И заметил, что чаинки волшебного напитка похожи на едва распустившиеся белые цветы пиона и назвал этот чай Бай Му Тан – Белый Пион.

Легенда о чае Хуан Цзинь Гуй

Всемирно известный улун из уезда Аньси Хуан Цзинь Гуй изготавливают из свежих листочков чайного дерева Хуан Дань – Золотой Рассвет (или Хуан Янь – Золотистый Боярышник). О его происхождении повествуется в старинной легенде.
По преданию, в период правления династии Цин (1644-1911 гг.) в волости Лоян жил крестьянин-чаевод по имени Вэй Чжэнь. Как-то раз во время прогулки он увидел необыкновенное цветущее чайное дерево, привлекавшее внимание многих прохожих. Крестьянин отломал от дерева одну веточку, и, вернувшись домой, посадил ее в глиняный горшок. Спустя некоторое время он вырастил более 200 деревьев, вложив в это занятие всю свою душу, употребив все свое умение. Чаевод старательно ухаживал за растениями, самостоятельно собрал первые чайные листья и обработал их, а затем пригласил соседей попробовать полученный напиток. Все были восхищены диковинным ароматом: казалось, что превосходный запах чая распространяется повсюду даже из закрытой чашечки. Люди, восхваляя этот чай, говорили, что он обладает «благоуханием, пронизывающим божественные небеса», а само чайное дерево по внешним особенностям своих листочков получило имя Хуан Янь – Золотистый Боярышник.

Легенда об утесном чае с гор Уишань или чудесный дар Владыки Гор Уишань

…Давным-давно в горах Уишань на берегу реки Цзюцюйси (Девять излучин) жил один дровосек. Он очень хорошо знал все лекарственные травы, которые росли в горах, и всегда имел при себе тыкву-горлянку с разными снадобьями. Дровосек излечивал людей от тяжёлых недугов, поэтому селяне прозвали его Уи Баньсянь – Полубог с Уишаньских гор.

Однажды во время страшной жары в горах Уишань стала распространяться эпидемия. Безжалостная болезнь косила всех – от мала до велика, и повсюду в селении раздавались громкие стоны. Баньсянь повесил на спину тыкву-горлянку, а в руку взял корзину с лекарственными средствами. Он ходил по всем окрестным деревням, готовил снадобья и лечил ими простых людей. У дровосека было столько дел, что он просто сбился с ног от этих хлопот и беготни.

Когда все снадобья закончились, Баньсянь взял с собой бамбуковую плетёную корзину и отправился в горы за лекарственными травами. По дороге рядом с одним из утёсов стояла хижина с соломенной крышей. Проходя мимо бедной лачуги, дровосек вдруг услышал громкий плач. Баньсянь понял, что ещё один человек заразился смертельно опасной болезнью, и немедленно зашёл в хижину. На кровати в бессознательном состоянии лежал мужчина средних лет. Это был добрый друг Баньсяня по имени У И.

Увидев Баньсяня, жена У И вмиг опустилась перед ним на колени и проговорила: «Вот уже три дня У И лежит без сознания. Всё тело его горит от жара, даже полотенце, смоченное в родниковой воде, тут же на нём высыхает. Прошу Вас, спасите моего мужа!». Баньсянь подошёл к кровати, протянул руку, дотронулся до больного друга и сразу же почувствовал сильнейший жар. Он знал, что этот недуг невозможно вылечить без горького чая, который рос только на горных обрывах и вершинах крутых утёсов. Чтобы добыть такое редкое растение, нужно было потратить немало усилий. Что же делать? Но если вскарабкаться на отвесные скалы гор Уишань, невзирая на злое палящее солнце, пожалуй, можно найти целебное снадобье.

Важнее спасти жизнь одного человека, чем воздвигнуть семиярусную пагоду в честь Будды. Баньсянь успокоил бедную женщину и отправился в местечко Чжэнжун Шэньсо (Прочные оковы высочайших гор) к горному ручью, спрятанному в каменистой расщелине. Дровосек сожалел, что у него нет крыльев, чтобы взлететь на крутую скалу и найти лекарственное растение для спасения близкого друга. Он затянул покрепче пояс, завязал соломенные сандалии, корзину для сбора трав повесил за спину и начал взбираться на неприступную стену, хватаясь за гибкие стебли диких лиан. Баньсянь полз вверх, постепенно приближаясь к заветной вершине. Он с большим трудом добрался до входа в пещеру, но вдруг перед глазами его сверкнул золотистый свет – и всё вокруг погрузилось во тьму. Баньсянь упал вниз в горный ручей.

Баньсянь находился в забытьи до тех пор, пока он не ощутил прохладного дуновения освежающего ветерка. Он открыл глаза и увидел, как из рощи вышел святой небожитель. Это был пожилой человек с седыми волосами, белыми как перья журавля, и лицом юного отрока. Он взвалил Баньсяня на спину и попросил его закрыть глаза. Дровосек ощутил, как они поднимаются вверх. Вмиг они достигли пещеры на вершине утёса. Волшебный старец опустил Баньсяня, достал из-за пояса маленькую тыкву-горлянку, снял с неё крышечку, налил в чашу крепкого настоя, подобного росе, и предложил его дровосеку. Сделав глоток, Баньсянь тут же воспрянул духом и почувствовал, как всё тело его наполнилось приятной лёгкостью. Он тотчас склонился перед божественным старцем, чтобы поблагодарить его за спасение.

«Не стоит благодарить меня. Время не терпит! Возьми это снадобье и поспеши спасти жизнь близкого тебе человека!». Святой небожитель принёс несколько маленьких деревьев, внешне похожих на кустики горького чая, и сказал: «Это божественный чай «Чудесная яшмовая трава», он может излечивать сто болезней. Я вижу, что у тебя доброе сердце, ты занимаешься врачеванием и приносишь пользу людям. Я, Владыка Гор Уишань, помогу тебе, подарив волшебный чай. Быстрее возвращайся домой и избавь людей от недугов. Однако одно деревце оставь и посади, чтобы оно выросло, дало потомство и пригодилось будущим поколениям». Проговорив последние слова, чудесный старец исчез. Баньсянь поднял голову и увидел, что на стене утёса написано «Яшмовое обиталище Бессмертных». Одно деревце дровосек посадил возле пещеры и исполненный радости отправился в обратный путь.

Используя божественный чай как снадобье, Баньсянь излечил всех людей в селении. От того самого деревца он отрезал ветви и сажал их в землю. Вскоре в тех местах появился пышный сад, в котором росло целое множество чайных деревьев с густыми кронами.

В память о том месте, где было посажено первое чайное дерево, люди высекли на каменной стене горного утёса два слова Ча Дун – Чайная пещера.

Древняя китайская легенда о присхождении улунского чая

У Лун в переводе на русский язык означает «Черный дракон». В одной древней легенде рассказывается, почему эта группа чаев получила такое странное название. Согласно преданию, в конце династии Мин (1368-1644 гг.) – начале правления Цинской династии (1644-1911 гг.) в одной деревушке в уединении жил отставной генерал – бывший командир охотничьего гарнизона. Кожа его была очень смуглой, а сам он слыл крепким мужчиной, полным здоровья и сил, поэтому все односельчане звали его Улун – Черный Дракон. Когда Улун уходил в горы на охоту, на спину он вешал лук со стрелами, а на пояс – бамбуковую плетеную корзину для сбора дикорастущего чая. Во время охоты Улун много бегал, преследуя свою добычу, от быстрого бега корзина с чаем тряслась, а находившиеся в ней чайные листья терлись друг о друга. Именно поэтому заваренный настой обладал слишком густым тяжелым ароматом и горьковато-терпким привкусом. Однажды Улун вернулся с охоты с большой добычей. Вечером он сразу же принялся за разделку туши животного и был так занят, что даже забыл прожарить собранный чай. К обработке чая Улун приступил только рано утром на следующий день. Напиток, приготовленный из этого чайного листа, отличался чистым насыщенным вкусом и свежим устойчивым ароматом. Черный Дракон очень обрадовался и тотчас же пригласил своих односельчан и друзей, чтобы вместе с ними попробовать новый чай. В доме собралась целая толпа людей, все они, прищелкивая языком от восторга, поражались превосходному качеству настоя. Знакомые Улуна стали готовить чай таким же образом, поэтому вскоре этот чай получил широкое распространение. С тех пор крестьяне начали заниматься разведением чайного дерева, а изготавливаемые чаи в память о Черном Драконе стали называть У Лун.

Источник: http://www.craneandpine.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.