История китайского селадона

Селадон (Celadon, 青瓷) — разновидность керамики, которая считается самой лучшей для заваривания зеленого чая. Само название «селадон» означает «сине-зеленая керамика» — так стали называть покрытую зеленой глазурью керамику, которая на протяжении многих веков изготавливалась в Китае. Возможно, это название имеет отношение к роману «Ластрэ» французского писателя Оноре Д’Уфре, герой которого носил зеленую ленту.
2014_06_14_01_001
Селадон на самом деле не всегда только сине-зеленый, точнее, цвета морской волны. В зависимости от качества глины, используемой при производстве керамики, и толщины слоя глазури цветовая гамма может изменяться от белого, серого, голубого и даже желтого цвета. Но самой знаменитой считается гамма сине-зеленых оттенков, с характерной для селадона потресканной поверхностью глазури.

Точной даты, когда началось производство селадона, нет — сейчас это очень сложно установить. Считается, что посуду из сине-зеленой керамики в Китае начали делать около двух тысяч лет назад. Другие исследователи утверждают, что это началось не раньше десятого века. Как бы там ни было, одно известно точно: в IX – XII веках во время правления династии Южный Сун активно изготавливали сине-зеленую керамику. В результате археологических раскопок на современной территории провинции Шаанкси были найдены печи для обжига. Посуда из селадона была популярна и в Китае, и в других странах: на протяжении многих веков сине-зеленая керамика экспортировалась в Европу, в которой аристократы и особы королевских кровей тратили на ее покупку баснословные деньги. Кроме того, селадон Лон-гуань встречался при археологических раскопках в Индонезии, на Филиппинах, в Турции и Египте.

Посуда из этой разновидности керамики могла быть простой, чтобы не отвлекать от изумительного цвета глазури, или с небольшими украшениями. Например, рельеф в виде цветка на дне чашки или вазы, декорированный орнаментами, которые подчеркивают переливы глазури. Некоторые мастера обильно украшали изделия резьбой или литьем.

Самыми лучшими считаются изделия из селадона XI – XII веков, украшенные резьбой. Керамики более позднего периода с литьем обычно имеют монотонный рисунок с цветами, рыбами или птицами. Керамика Яо-чжоу изготовлена из серовато-белой глины, которая после отжига становится коричневато-медового оттенка.

Южный селадон

Южный селадон, изготавливаемый при дворе Южного Сунна на территории современного Ханчжоу в период 1127-1278 годов, отличался большей изысканностью и более тонкой обработкой.

Селадон Гуань представляет собой керамику, покрытую слоем зеленоватой или голубоватой глазури с небольшими трещинами — мастера-гончары экспериментировали с толщиной глазури и толщиной обжига специально для получения мелких трещинок. Чаши, блюда, кубки изготавливались без декора, чтобы не отвлекать от формы и глазури. Чаши обычно изготавливали в форме цветка, бутылки — овальной или сферической формы.

С X века в Южном Чжэй-Яне производили керамику Лон-гуань, имеющую форму и глазурь, схожие с Гуань. Однако Лон-гуань изготовлена на белой фарфоровой основе, но из-за наличия в глине железа она оксидировалась в красный цвет. У изделий из селадона Лон-гуань густая голубовато-зеленая глазурь, а у изделий периода Юань и раннего Мин глазурь желтовато-зеленого цвета. Ранние изделия мастера часто декорировали резьбой, но уже в XII веке декора практически не было, кроме как лепестков лотоса на внешней поверхности изделий. Из керамики Лон-гуань до наших дней сохранились чаши, блюда, вазы, бутыли.

К началу династии Юань изделия из селадона Лон-гуань стали более крупными и сложными, с рельефными вставками. На керамике встречаются изображения вьющейся листвы и рельефный декор, которыми покрывались участки изделия, свободные от глазури. После обжига эта участки становились ярко-оранжевого цвета.

В XV веке начался период упадка селадона Лон-гуань, и это продолжалось вплоть до конца династии Мин. Изделия этого времени были грубыми, плохо слепленными, с водянистой глазурью.

Китайская, корейская и японская селадоновая глазурь

Селадоновая глазурь — это прозрачная глазурь, используемая при производстве керамической глиняной посуды и фарфора. Самый распространенный цвет глазури — голубовато-зеленый, однако цветовая гамма селадоновой глазури очень обширна: в зависимости от толщины слоя и качества глины глазурь может иметь белый, голубой, серый или желтый оттенок. Но самые знаменитые цвета — от бледно-зеленого до насыщенного темного. Самый привлекательный нефритовый оттенок получается путем смешивания глины и глазури, и двойного обжига изделия. Самыми популярными считаются изделия с характерной для селадона потресканной поверхностью. Такие технологии изготовления мастера-гончары разработали в Китае в период правления династии Сонг, экспериментируя с толщиной глазури и технологией обжига.

В Южной части Китая мастера создавали именные печи для строгого соблюдения необходимого для изготовления селадона режима. Самыми известными были печи в Лунцюане, изделия из которого в XIII-XV веках экспортировались во всю Восточную и Юго-Восточную Азию, а также Ближний Восток.

Корейцы заимствовали технологию изготовления селадоновой глазури из Китая периода Сун. Подражание явно прослеживается в ранних корейских селадоновых изделиях. Однако со временем корейские мастера разработали свою уникальную технологию обжига, получая селадон неповторимых зеленых оттенков. Уникальные изделия нефритового цвета были получены корейскими мастерами в XI веке, а к XII — началу XIII века производство корейского селадона достигло своего апогея. Китайцы, жившие в эту эпоху, называли корейский селадон одной из лучших вещей в мире, и даже посольский двор в северном Суне восхищался им.

Славу корейскому селадону принесли изящные текучие линии, изысканные формы, уникальные декоративные глазированные детали. Для нанесения узора мастера использовали различные техники: подглазурную роспись, резьбу, гравировку, инкрустацию. Последняя техника, которую в Корее называли «саггам», представляет собой использование небольших кусочков цветной глины, которые вставляли в корпус изделия.

Для резных конструкций использовалась техника внедрения в основной слой глины корпуса нескольких слоёв разного цвета, которые потом выступали наружу и проявляли свои цвета. Все это принесло корейским селадоновым изделиям славу самой лучшей керамики в истории декоративно-прикладного искусства. Современные гончары пытаются повторить технологию корейского селадона.

Японские мастера в XVII веке заимствовали технологию обжига из южного Китая. Селадоновые изделия изготавливал известные японский гончар Аоки Мокубэй. К концу династии Мин изготовление японского селадона переходит от ярко-зеленых к голубым оттенкам глазури.

Источник: http://www.pandachay.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.