Да Хун Пао — мифы и реальность
Да Хун Пао (кит. 大红袍, пиньинь: Dàhóng páo, юж.-миньск. Da Hong Pao) — «Большой Красный Халат», — утесный улунский чай, производимый на севере провинции Фуцзянь, в районе города Уишань, на территории природного заповедника, внесенного в список всемирного наследия ООН. Неустанная забота о повышении значимости бренда «китайский чай» привела к тому, что соответствующие органы в китайском правительстве взялись за нещадный пиар Да Хун Пао, вслед за Лунцзином и пуэром, породив огромное количество легенд и мифов, многие из которых с превеликим удовольствием подхватываются чайными торговцами по всему миру.
В этой статье хочется посмотреть на чай под маркой «Да хун пао» с максимум адекватности и предоставить любителям чай информацию о нем как со стороны «производственно-технологической», так и с позиций «культуры».
Вопрос номер 1. Что такое Да Хун Пао?
Террабайты информации в Интернете выливаются на нашу головы относительно этого наименования, основную суть которой можно свести к нескольким ключевым пунктам:
- 1) Да Хун Пао – это очень древний сорт чая;
- 2) Настоящий Да Хун Пао собирают только с материнских кустов, которые растут на отвесной скале в туристическом парке, ну или в крайнем случае с кустов, которые вывели метом разведения саженцев с этих кустов;
- 3) Истиный Да Хун Пао собирается в небольших количествах и продается на аукционах;
- 4) Великий кормчий Мао в далеком 1974 году дрожащими подарил Никсону 200 грамм настоящего Да Хун Пао (половину сбора того года);
Все это прямо и косвенно как бы намекает нам, простым обывателям, что Да Хун Пао – это просто космос, чай из параллельной реальности, недостижимой и недосягаемой, в которой живут все вместе Баста, Никсон, Мао, монахи из запрятанных в горах монастырей, и в которую нас, простых обывателей просто так никто не пустит. Ну или только если мы вдруг не решимся потратить на входной билет в эту самую параллельную реальность несколько тысяч долларов.
Давайте начнем разбираться.
Вопрос № 2. Где появился Да Хун Пао?
По поводу истории чая Да Хун Пао. Найти истину в этом вопросе не представляется возможным, потому что с любым артефактом, за раскручивание которого взялись китайцы, сразу будут связаны истории, надписи на камнях, в древних книгах и прочее. Мы не имеем возможности провести экспертную оценку всех этих доказательств приходится верить на слово.
Относительно вопроса появления такого наименования как «Да Хун Пао» неплохую исследовательскую работу провел Илья Бадуров в моанстыре Тяньсинь в горах Уишань, где в кумирне чайного предка на стенах висят записи наиболее значимых событий в истории Да Хун Пао. И сам монастырь Тянь Синь позиционируется как место, где Да Хун Пао собственно и появился.
Так, согласно этим записям в «801 г.- в 17 год правления под девизом „Чжэнь Юань“, монах И Сэн (邑僧) у подножья утёса Небесного Сердца построил соломенную хижину, начал выращивать чай и стал использовать чай во время ритуалов Чань Буддизма.»
Говорят, что и сейчас на маленькой плантации где-то в недрах монастыря растет тот самый – Да Хун Пао.
Можно принять эту версию за данность, но тем не менее не забывать, что в настоящее время Да Хун Пао – национальная гордость, один из 10 знаменитых чаев, и все, что связано с ним обязательно должно иметь ареол таинственности и загадочности. В этой связи, безусловно, мы верим, что Да Хун Пао непосредственно связан с чань-буддизмом, но все же это сельскохозяйственный продукт, это прежде всего напиток, а потом уже легенда.
Вопрос номер 3. Что такое материнские кусты? Как делают Да Хун Пао?
Во время нашего прошлогоднего путешествия мы не смогли отказать себе в удовольствии посетить парк, где величественно и немного пафосно представлены четыре материнских куста Да Хун Пао. Этот парк представляет из себя абсолютно туристическое место, с узкими тропами, красивыми прудами и медленно плавающими красными карпами в этих прудах. Для того, чтобы дойти до самих кустов нужно изрядно подустать и впитать в себя все великолепие уишаньской природы и этого конкретного парка, и этот путь как бы намекает Вам, что просто так дойти до ТАКИХ кустов нельзя. И когда Вы к ним подходите и видите толпу китайцев с задранными головами Вы понимаете, что это что-то по значимости как минимум приравненное к гробнице Циншихуана.
Но на самом деле помимо восторженных вздохов вокруг – “你看一看,这就是大红袍» ничего особенного из себя эти кусты не представляют. Некоторые эксперты (Илья Бадуров) говорят, что, собственно, эти кусты относятся к разным сортам чайного растения и что никакого чая из них получиться не может.
Поэтому вопрос о том, что же такое Да Хун Пао остается открытым. В самом Уишане наш поставщик чая Чэнь Ин сказал нам, что у него на плантации нет кустов Да Хун Пао, и у его знакомых их тоже нет. А есть ли они вообще?
Общение с чайными людьми в Уишане подсказывают, что с уверенностью в 90% можно сказать, что такого куста нет вообще. А чай под маркой Да Хун Пао представляет из себя купаж сырья с кустов Шуйсяня и Жоугуя, двух самых распространенных чайных растений Уишаня.
Этим легко объясняется и обилие чая на рынке, и его разнообразие. Большая часть, если не весь Да Хун Пао, представляет из себя просто купаж нескольких другов сортов, и поэтому это чай может быть абсолютно любым, именно отсюда появляются такие разновидности как Цинсян Да Хун Пао и Нунсян Да Хун Пао, то есть Большой Красный Халат с лёгким и с глубоким вкусом, просто в одном больше Шуйсяня, а в другом Жоугуя.
Подобная ситуация очень выгодна производителям чая в Уишане – они имеют дорогостоящий бренд, они имеют сырье, и они имеют возможности по формированию своего особенного, неповторимого чая, который делают именно на этой фабрике, именно этот конкретный человек посредством поиска баланса между сырьем различных сортов и различной степенью осуществления «хунбэя», то есть медленного прожаривания чая.
К вопросу о технологии производства Да Хун Пао – она такая же как и при производстве всех утесных улунов и состоит из нескольких ключевых этапов:
- 1) Сбор сырья (примерно апрель-май)
- 2) Первичная сушка
- 3) Шацин (вращение, жарка, сминание и сушка) – получается Маоча
- 4) Отбор и купажирование
- 5) Хунпэй
Самыми важными этапами в этом процессе являются купажирование и хунпэй, именно в них закладываются вкусовыет свойства будущего чая и его неповторимый аромат.
Вопрос № 4. Чем определяется цена на Да Хун Пао?
Сейчас мы уже понимаем, что такое Да Хун Пао и с чем его едят. Отложив в сторону все мифы и легенды, а также забыв о щедром подарке Мао Цзедуна мы сейчас можем в трезвом уме и с твердой памятью поразмыслить о том, каким же бывает Да Хун Пао и самое главное, как определить его сортность, то есть качество и цену.
Принимая во внимание, что Большой красный халат – это купаж, мы можем сделать вывод, что его вкус может быть абсолютно любым в пределах определенных рамок, установленных технологическими особенностями производства уишаньских чаев.
Иными словами, каждый производитель будет убеждать вас, что именно его Да Хун Пао и есть тот самый особенный и истинный Большой и самый Красный Халат.
Определенных критериев вкуса для Да Хун Пао, как и для пуэра, не существует. Каждый пробует и определяет для себя готовность отдать ту стоимость, которую просит продавец.
Качество продаваемого чая определяет глубина вкуса и богатство аромата, но это очень расплывчатые понятия, которые трудно описать в рамках буквенной статьи – нужно пробовать и слушать собственные вкусовые рецепторы.
Несомненным является факт длительности заваривания – чем больше заварок выдерживает чай, сохраняя при этом насыщенный аромат и достойный вкус, тем он лучше.
Нужно понимать, что вопрос выбора чая – вопрос тонкий и деликатный, как, в принципе любого выбора вообще. Поэтому дать каких-то точных рекомендаций не представляется возможным.
Вопрос чайного вкуса в целом и вкуса Да Хун Пао в частности является вопросом опыта, предпочтений и финансовых возможностей.
Наслаждайтесь хорошим чаем, ищите свой чай и правильно воспринимайте окружающую информацию.
Приносим благодарность Илье Бадурову и сайту renzi.ru за проделанную работу.
Источник: http://dushinechaju.ru