Распространение китайской чайной культуры
«Ван Лин. Китайское искусство чаепития»
Глава 1. Китай – родина искусства чаепития
Глава 2. Распространение и расцвет китайского искусства чаепития
Глава 3. Искусство китайского чаепития
Глава 4. Дух китайской чайной церемонии
Глава 5. Культура чайных домиков в Китае
Глава 6. Китай. Чай, литература и искусство
Глава 7. Китай. Чай и общественные ритуалы
Глава 8. Китай. Народное чайное искусство
Глава 9. Обычаи чаепития этнических групп Китая
Глава 10. Распространение китайской чайной культуры
Распространение китайской чайной культуры в Японии и Корее
Нельзя не заметить того факта, что китайская чайная культура проникла в восточные страны, в особенности в Японию и Корею. Тому есть несколько причин: рано вступившие в эру цивилизации, Корея и Япония, подобно Китаю, имеют подробную летопись распространения чая и его культуры. Исторические документы и археологические раскопки свидетельствуют о том, что именно Китай был источником, из которого Япония и Корея черпали элементы культуры. Поэтому Корея и Япония переняли у Китая не только сам чай, но и его материальную и духовную сущность. В Корее и Японии, где чай пьют без добавок, чай появился сразу после того, как в эпоху Тан Лу Юй создал систему чайной культуры. Каждое изменение чайной культуры, произошедшее в период с эпохи Тан до эпохи Сун, быстро появлялось за рубежом, а первыми людьми, получившими доступ к этой культуре, были корейские и японские студенты, учившиеся в Китае.
Судя по историческим документам, в 593 году при правлении императора Венди династии Суй (581–601) Китай познакомил с чаем Японию. Это произошло по мере распространения в этой стране китайской культуры, искусства и буддизма. В эпоху императора Сюаньцзуна династии Тан, 8 апреля 729 года, который был первым годом правления микадо Амахиры, при дворе правителя был проведен большой чайный праздник. В тот день микадо собрал 100 монахов для знакомства двора с буддийскими текстами. На следующий день монахам преподнесли чай. 70 лет спустя основатель японского направления буддизма Тяньтай приехал в Китай. Это было в 804 году (20-й год Чжэньюань во время правления императора Дэцзуна династии Тан). На следующий год (первый год Юнчжэнь во время правления Шунцуна династии Тан) он вернулся к себе на родину с большим количеством буддийских текстов и семенами китайского чая, которые были посажены на горе возле реки. Еще один знаменитый японский монах тоже приехал в Китай в 804 году, однако вернулся в Японию в 806 году. Он познакомился с учением буддийской секты «Истинного слова» в Чанъани (ныне – Сиань). Когда он вернулся в Японию, он привез с собой семена чая, каменную мельничку для переработки чая, а также навыки обработки чая выпариванием, обжариванием и т. д. В это время, по примеру монахов, японцы начали пить чай. Они заваривали брикеты чая и добавляли в него такие пряности, как хмель и сладкое вино кудзу. Из-за того что там росло мало чайных деревьев, в то время чай пили только члены императорской семьи или монахи, и то далеко не все.
После правления Хираясу, в течение почти 200 лет с периода Пяти династий (907–960) и до правления династий Сун и Ляо, контакты между Японией и Китаем носили ограниченный характер. По некоторым причинам чай был изгнан из Японии. Только в период правления Южной Сун (1127–1279) японский монах Эй– сай вновь привез чай в Японию.
В возрасте 14 лет Эйсай покинул свой дом, постригся в монахи и стал учиться в высшем учебном заведении буддизма, где изучал идеи секты Тяньтай. Когда ему исполнился 21 год, он решил учиться в Китае. В четвертый (1168) год Цяньдао во время правления императора Сяоцзуна Южной Сун он появился в префектуре Минчжоу провинции Чжэцзян, побывал на самых знаменитых горах и посетил великолепные храмы к югу от Янцзы, отдал дань уважения мастеру Сюаню из секты Чань в храме Долгой Жизни на горе Тяньтай и затем вместе с мастером Сюанем направился в храм на горе Тунь– шан. Там чай пользовался большой популярностью, и Эйсаю понравилась эта традиция. Он прожил в Китае 24 года и вернулся в Японию в третий год (1192) Шаоцы во время правления Гуанцзуна династии Сун. Поэтому он знал не только основы китайского чайного искусства, но и чайное искусство Чань. После возвращения в Японию он лично сажал чайные деревья и написал трактат «Сохранение здоровья благодаря чаепитию», в который включил лучшее из «Канона чая» Лу Юя. В особенности он отметил важность чая для сохранения здоровья и воспитания нравственных качеств. Эйсай был подлинным основателем японского чайного искусства.
В эпохи Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644) японские монахи продолжали посещать Китай. В частности, выдающиеся японские монахи освоили навыки приготовления чая и чаепития ученых и монахов династии Мин, объединили их и создали японское чайное искусство, которое постепенно достигло совершенства. Из всего вышесказанного можно видеть, что японцы переняли у китайцев искусство чая, улучшили его в соответствии с национальными особенностями своего характера, а также совершенствовали навыки выращивания, производства чая и самого процесса чаепития. Поэтому неудивительно, что японцы сохранили древнее искусство китайского чая и сформировали ветвь китайской чайной культуры.
По данным надежных источников, в Корее чай появился из Китая в период с 632-го по 646 год. С тех пор в Корее прижились китайская традиция чаепития и искусство китайского чая. Надпись на памятной доске учителю Чжэнь– цзяню, выдающемуся корейскому монаху (755–850), который основал храм Двойного Источника в Корее, начертано: «Если к нам опять попадет китайский чай, положите его в каменный котел и вскипятите его на огне».
Чаепитие стало церемонией в корейских храмах именно в этот период. В книге «Путешествие на юг» корейский писатель, освоивший навыки приготовления чая, написал: «Я хотел заварить чай, чтобы поднести его благочестивому Сяо, но не нашел родниковой воды. Внезапно в расщелине горы появился источник со сладкой, как молоко, водой. Поэтому я приготовил чай на воде из этого источника». Видно, что корейские монахи заваривали чай не только во время специальных церемоний, но и уделяли большое внимание искусству чая и качеству используемой воды. В 828 году (второй год Дахэ во время правления императора Вэньцзуна династии Тан) посланник Кореи привез с собой из Китая семена чая.
С тех пор корейцы начали выращивать и производить чай. В настоящее время корейцы производят более 1,5 млн килограммов чая в год на 1,334 гектара чайных плантаций.
Обычно считают, что китайский чай был завезен в Южную Азию в эпоху Северной (960– 1127) и Южной (1127–1279) Сун. Правительство Северной Сун основало ведомства по сбору налогов в морских провинциях Гуанчжоу,
Минчжоу, Ханчжоу и Цюаньчжоу. Чай экспортировался в Юго-Восточную Азию через Гуанчжоу и Цюаньчжоу, а в Японию и Корею – через Минчжоу.
В эпоху Южной Сун китайцы имели торговые отношения с Аравией, Палестиной, Индией и другими странами. Иностранные торговцы часто бывали в разных китайских портах. В то время через Цюаньчжоу, самый крупный порт, открытый для торговли с зарубежными странами, осуществлялась торговля с несколькими азиатскими и африканскими странами. Чай, производимый в провинции Фуцзянь, в больших количествах шел на экспорт. В частности, чай «Фэнмин», производимый на пике Лотоса в Наннани, стал одним из основных предметов экспорта в Южную Азию, причем именно потому, что чай способствует лучшему пищеварению, уменьшает воспалительные процессы и усиливает мочеиспускание.
Во время правления династии Мин Чжэн Хэ несколько раз совершал путешествия на Запад, причем ехал через Вьетнам, Яву, Индию, Шри– Ланку, Аравийский полуостров и восточное побережье Африки. Каждый раз он брал с собой чай. В то время чаепитие было очень популярно в Юго-Восточной Азии.
Страны Юго-Восточной Азии не только импортировали из Китая чай, но и перенимали навыки выращивания чая. В Индонезии чай стали выращивать в XVI веке, самые большие плантации были на Суматре. В 1684-м и 1731 годах семена китайского чая были в большом количестве завезены в Юго-Восточную Азию. В 1731 году, в частности, проросло самое большое число семян.
В Индонезию чай завезли тибетцы. Выяснено, что индийцы начали приобретать навыки чаепития в эпоху династий Тан и Сун. В 1780–1788 годах Ост-Индская компания завезла в Индию немного чайного порошка, и скоро Индия стала одним из крупнейших производителей чая.
Очень важным был тот факт, что страны Южной Азии стали выращивать китайский чай и приобрели навыки чаепития. Дело в том, что именно через эти страны шел экспорт чая в Средиземноморье и европейские и африканские страны, а после правления династий Юань и Мин добавился и новый маршрут экспорта чая – на Запад. Через страны Южной Азии западные страны импортировали не только сам чай, но и навыки выращивания и производства китайского чая, затем они стали производить там чай благодаря благоприятным природным условиям и дешевой рабочей силе и переправляли его в страны Европы. Это было гораздо удобнее, чем покупать чай непосредственно в Китае в эпоху Мин и ранней Цин. Вследствие этого популярность выращивания чая и чаепития в Южной Азии не только отражала расширение китайской чайной культуры, но и была прелюдией к ее развитию и распространению на запад. Поэтому необходимо дальнейшее изучение обычаев чаепития в Южной Азии и их влияния на западную культуру.
Распространение китайского чая на запад
Распространение китайского чая на запад происходило в три этапа.
Первый из них приходится на период правления династии Юань, когда Запад был просто вынужден познакомиться с чаем.
На раннем этапе правления Юань Чингисхан и Хубилай начали крупномасштабный поход. Поскольку Монголия очень рано стала перевалочным пунктом для отправки чая Центральных равнин в страны Центральной и Западной Азии, монголы не могли не взять с собой в поход на Европу молочный чай. Возможно, именно тогда страны Восточной Европы получили первые знания о китайском чае, и вполне вероятно, что именно вследствие этого чуть позже русские начали импортировать чай из Китая.
Естественно, были и такие, кто получил представление о китайском чае не под давлением извне, а по собственной воле. О китайском чае упоминалось в западных летописях в период правления Юань. Марко Поло, знаменитый итальянский путешественник и друг китайского народа, приехал в Китай вместе со своим дядей. Он приехал с севера, через Центральную Азию, Синцзян, северо-западные степи, Шанду и Даду. Он прожил в Китае более десяти лет и был там чиновником. В то время у людей были чайные брикеты, произведенные еще в эпоху Тан и Сун, они также пользовались байховым чаем и умели хорошо перемешивать его. Марко Поло, тесно общавшийся с китайцами, не мог не узнать об обычаях чаепития. Более десяти лет спустя он вернулся в свою страну в качестве представителя правительства династии Юань. На этот раз он ехал с юга, через типично «чайные» города к югу от Янцзы, страны Южной Азии, Индийский океан и Средиземное море. Неизвестно, дарил ли он чай правителям стран, через которые проезжал. Однако, судя по «Путешествиям Марко Поло», которые он описал в своей книге, вернувшись в Италию, он привез из Китая фарфор, макароны и чай. Книга стала на Западе настоящей сенсацией, и китайский чай стал объектом желания европейцев.
Второй этап приходится на период династии Мин, то есть примерно на XVI век, когда китайский чай экспортировался в очень малых количествах и медленно распространялся за рубежом.
Сначала чай появился у русских. В 1567 году, когда император Муцзун династии Мин взошел на престол, китайский чай якобы попал в руки двух русских с юга России, и они привезли его в Россию. В 1618 году китайский посол в
России подарил царю немного чая. В 1735 году частные торговые караваны курсировали между Китаем и Россией и специально поставляли чай царской семье, дворянам и чиновникам. Однако из-за трудностей транспортировки этот чай был слишком дорогим.
После путешествий Марко Поло в европейских хрониках времен императора Цзяцзина династии Мин появились официальные упоминания о чаепитии в Китае. В это время Ламасвар, знаменитый венецианский писатель, написал о своем путешествии и о чае. Еще одна книга появилась под названием «Китайский чай». С этого периода в Европе стали быстро распространяться знания о чае и чаепитии. Позже, после возвращения из Китая на родину, о китайском чае написал португалец-католик.
Третий этап проникновения чая в Европу совпал со временем, когда китайский чай стал экспортироваться в больших количествах и торговля чаем стала постепенно расширяться.
На первом этапе проникновению чая в Европу способствовала Ост-Индская компания. Это совпало с периодом зарождения капитализма и колониальной системы. Ост-Индская компания была образована в Голландии в 1606 году. В 1607 году голландские корабли прибыли на Яву, которая была колонией Голландии. Потом они появились в Макао (Китай), где взяли груз зеленого чая и вернулись в Европу в 1610 году. Это было началом завоза товаров европейцами из восточных колоний и началом импорта чая из Китая в Западную Европу. В 1637 году корабли Британской Ост-Индской компании завезли чай из Гуанчжоу (Китай). В это же самое время началась торговля чаем между Китаем и Британией. Швеция, Голландия, Дания, Франция, Испания, Португалия, Германия, Венгрия и некоторые другие страны с каждым годом стали увеличивать завоз чая из Китая.
Когда чай впервые завезли в Европу, люди еще не очень хорошо знали его свойства. Многие очень скептически относились к чаю до тех пор, пока в XVIII веке в Европе не появился кофе. Мнения людей по поводу этих двух напитков разделились. Говорят, что, чтобы добраться до сути, шведский король нашел двух близнецов, осужденных на смерть, чтобы на них выяснить, действительно ли чай и кофе не вредят здоровью человека. Король сказал, что, если они согласятся испытать действие кофе и чая на себе, их, возможно, помилуют. Считая, что, скорее всего, они все-таки останутся в живых после этого испытания, близнецы согласились. Итак, каждый день один из них выпивал несколько чашек кофе, а второй – чаю. Испытание закончилось небывалым успехом. Близнецы прожили много лет без каких-либо проблем со здоровьем, а тот их них, который пил чай, умер в возрасте 83 лет. Таким образом, китайский чай наконец-то был принят в Европе.
Отрывок из книги «Ван Лин. Китайское искусство чаепития»