История Сягуаньского завода
Ниже приводится перевод материалов, посвященных истории Сягуаньского чайного завода (Xiaguan, китайский: 云南下关沱茶集团; пиньинь: yúnnán xiàguān túochá jítuán). Автор 石昆牧 Ши Куньну.
Основные вехи
- 1941 год (30 год Китайской Республики) — Монгольско-Тибетский комитет уполномочивает Цан Цзэженя на заключение с Юньнаньской Китайской чайной торговой компанией (провинциальным подразделением) торгового соглашения о совместных инвестициях, направленных на создание в городе Сягуане Чайного завода Восточного тибета (康藏茶厂 Канцан чачан), который явился предшественником Сягуаньского чайного завода. Завод производил прессованный чай (цзинча) и чайные блины для продажи в Тибете, а также точа для продажи в провинции Сычуань. До сих пор прессованный чай и точа являются визитной карточкой Сягуаньского завода.
- 1942 — для продаваемого в Тибет, Сычуань и малым народностям Юньнани прессованного чая регистрируется марка “宝焰牌” баоянь пай «Драгоценное пламя», но в 1949 производство было остановлено.
- 1950 — завод стал называться «Сягуаньский чайный завод Юньнаньского отделения Китайской чайной компании»
- 1952 — подчиняющиеся Китайской Чайной Компании заводы переходят на единую марку «Китайский Чай» (“中茶牌”), которую принадлежащие государству заводы используют и поныне.
- 1955 — права на все известные частные торговые марки района Сягуаня преходят к Сягуаньскому заводу. В этот период существует большое количество пересекающихся с Мэнхайским заводом торговых марок, поэтому с 1959 начинают снова указывать наименование Юньнаньский Сягуаньский чайный завод.
- 1990 — завод повышают в табеле о рангах – он становится государственным предприятием 2 класса, марка «Драгоценное пламя» (прессованные чаи, чайные блины, квадратный чай) становится официально зарегистрированным торговым знаком 1992 год Марка Журавль (松鹤牌) становится официально зарегистрированным торговым знаком для сягуаньских точа
- 1994 — Сягуаньским заводом, Юнньнаньской чайной импортно-экспортной компанией, Чунцинской чайной компанией Юйчжун, Управляющей компанией чайного комплекса Сягуаня, коллективом работников Сягуаньского завода совместно организуется АО «Юньнаньский Сягуаньский Точа»
- 1999 — Сягуаньский завод официально входит в состав компании «Юньнаньский Сягуаньский Точа»
Основные периоды
1952-1968
- 1951 — вводится единый стандарт на цзинча – вес штуки 238 грамм, в тубе по семь штук, в одном дане 30 туб.
- 1952 — переход на единую марку Китайской чайной компании — «Китайский чай». Сягуаньский завод начинает выпускать чайные блины серии «Семь блинов». К началу 60-х годов в связи с плановым перераспределением сырья и дальнейшим разделением труда внутри Китайской чайной компании, Сягуаньский завод переходит в основном на выпуск точа и прессованного чая (цзинча), и значительно уменьшает производство круглых чаев (圆茶 юаньча) , основное производство которых передается Мэнхайскому заводу.
- 1953 — после серии экспериментов предыдущая технология производства блинов (при которой после скручивания в холщовых мешочках, блин прессовался 18 килограммовой свинцовой болванкой) была заменена на пропаривание непосредственно в процессе прессовки, чего добились благодаря использованию алюминиевых прессовальных пластин с отверстиями.
- 1955 — по согласованию с юньнаньским отделением чайной компании изменили форму прессованного чая: изначальную форму сердца заменили на кирпичную форму, и экспериментально произвели 10 тонн кирпичей для отправки в Лицзян и другие районы с целью изучения реакции потребителей. В тот же год провинциальная компания известила заводы о проведении экспериментов по искусственной ферментации экспортных прессованных чаев. Блины сягуаньского завода стали плоскими (без имевшейся ранее вогнутости на обратной стороне)
- 1956 — на всех акционерных и частных чайных компаниях вводится государственное управление, что является окончанием периода частной чаеторговли.
- 1958 — проводятся успешные эксперименты по высокотемпературной искусственной ферментации, уменьшающие сроки и себестоимость процесса ферментации.
- 1960 — утверждено начало массового выпуска 250 граммового квадратного пуэра
- 1962 — начало выпуска 125 граммовых точа 1963 в упаковке предназначенных для приграничной торговли прессованных чаев начинают использовать бумажные картонные пакеты перетягиваемые пеньковой веревкой, вместо ранее использовавшейся рисовой бумаги.
- 1966 год — под влиянием веяний культурной революции, марка прессованных чаев «Драгоценный огонь» переименовывается в «Солидарность» или «Сплочение» — 团结 (туаньцзе); прекращается производство прессованного чая в форме сердца как неприспособленного для машинной обработки и упаковки.
- 1967 — начинается выпуск прессованного чая в форме кирпича, сырье и технология не изменяются.
- 1968 — для удобства координирования поставок вес точа снижен со 125 грам до 100 грамм
1972-1978
- 1972 — по согласованию с провинциальной чайной компанией возобновляется производство «семи блинов». В июне того же года провинциальная чайная импортно-экспортная компания объединяется с провинциальной компанией по импорту и экспорту продуктов земледелия и животноводства, и основывается «Юньнаньское чайное подразделений Китайской компании по импорту и экспорту продуктов земледелия и животноводства». Эта компания также утверждает возобновление производства «семи блинов»
- 1973 — Куньминский завод основываясь на наработках сягуаньского завода в области влажной ферментации прессованного чая, разрабатывает технологию высокотемпературной влажной ферментации, и начинает производство современного юньнаньского пуэра (шу готового). 1975 год опыты по созданию «пуэр точа» (готовых точа)
- 1976 — производится товарная партия точа с маркировкой 7663 специально для Гонконгской компании Тяньшэнхан, которая организует поставки этого чая во Францию
- 1976 — провинциальная компания проводит провинциальную конференцию по производству пуэра, на которой требует от Куньминского, Мэнхайского и Сягуаньского заводов увеличить объемы пуэра (по технологии влажного скирдования), а также определяет товарную маркировку чаев. Маркировка продукции Сягуаньского завода начинается с 76, последняя цифра [четырехзначной маркировки] — 3.
- 1978 — провинциальная чайная компания принимает план переноса на мэнхайский завод и так небольшого по объемам производства сягуаньских круглых чаев- юаньча («семи лепешек») из-за проблем с обеспечением сырьем.
1979 — по настоящее время
- 1979 — представители гонконгской компании Тяньшэнхан прибывают с визитом на завод, а в 1980 году они же привозят на завод группу французских предпринимателей, журналистов и врачей.
- 1983 — в связи с поиском новых заказчиков, завод запрашивает у провинциальной компании разрешение на возобновление производства «семи лепешек», в небольших количествах, в основном, для удовлетворения потребностей японского рынка.
- 1985 — для разрешения проблем со сбытом чая произведенного из листьев принадлежащих заводу диких чайных деревьев (дикорастущий чай, также называемый крупными чайными деревьями), завод направляет образцы для исследования в Ханчжоуский институт чайной технологии. Результат – подтверждены принадлежность этих растений к чаям и возможность их употребления.
- 1986 — Панчэн-Лама во время посещения Сягуаньскго завода высказывает надежду на возрождение производства прессованного чая в форме сердца и размещает заказ на 500 даней (1 дань = 50 кг) для отправки правительству провинции Цинхай; также очень небольшое количество такого чая было реализовано в приграничных областях Юньнани. После разрешения в конце 1987 — посещения тайваньцами родственников на материковом Китае, в конце 1988 — группа из 14 тайваньских чаеведов посетила завод.
- 1988 — в связи с наличием большого количества сырья среднего качества, выпускается пробная партия “丙级沱茶” (бинцзи точа «точа третьего сорта»)
- 1989 — Куньминский завод начинает производить маленькие точа (для туристов). Сягуаньский завод осваивает производство 3 граммовых точа в 1997 году. В основном они экспортируются в Японию.
- 1992 — официально зарегистрирован торговый знак «Журавль»
- 1993 — начало выпуска 一级沱茶 (ицзи точа «точа первого сорта»)
- 1996 — Сягуаньский завод решает выдавливать на точа первого сорта (甲级 цзяцзи) уменьшенное изображение своей торговой марки, чтобы заменить ранее выдавливавшийся знак甲 (цзя).
Источник: http://www.puer.ru