Выставочный проект «Чаепитие в усадьбе. Культура и традиции усадебного застолья последней четверти XVIII-первой половины XIX веков»

Выставка «Чаепитие в усадьбе» открыта в бывшем подмосковном имении Люблино знаменитого московского аристократа – «оригинала» Николая Алексеевича Дурасова, славившегося на всю Москву своим необыкновенным радушием и гостеприимством. Великолепный усадебный дом-дворец Н.А. Дурасова был возведен в 1801 – 1806 гг. по проекту архитекторов Р.Р.Казакова и И.В.Еготова, одних из лучших учеников М.Ф.Казакова.
2014_01_29_02_001
Построенный с дворцовым размахом усадебный дом предназначался исключительно для торжественных приемов и праздничных увеселений. Здесь были продуманы все возможности тонко дифференцированной программы увеселений, основные положения которой были разработаны эстетикой Просвещения.

Данная выставка является продолжением ретроспективного выставочного проекта, посвященного различным аспектам и особенностям культуры подмосковной усадьбы эпохи ее «золотого века» – т.е. последней четверти XVIII- первой половины XIX веков. Первая выставка в рамках данного проекта «Парадный обед в усадьбе» состоялась в 2012 г. в одном из залов первого этажа Дворца Н.А.Дурасова.

Основной задачей выставки «Чаепитие в усадьбе», также как и предыдущей, посвященной парадному обеду, является показ различных аспектов усадебного застолья. Однако теперь акцент смещен с парадного к повседневному столу с традиционным русским чаепитием.

На выставке представлено около 300 экспонатов, выполненных из фарфора, фаянса, каменной массы, серебра. Это разнообразные чайные и кофейные сервизы, начиная с сервиза «Эгоист», предназначенного для одного человека, и заканчивая традиционными чайно-кофейными сервизами на 6 и более персон. Отдельно представлены предметы сервировки стола, связанные с утраченной ныне культурой горячего шоколада, а также такие атрибуты чайного стола, как чайницы, различные по форме сахарницы, молочники, чайные ложки, самовары и другие чайно-кофейные аксессуары. Кроме того, продемонстрированы предметы обстановки и убранства различных по назначению усадебных интерьеров, где проходило чайное застолье. Многие экспонаты ранее не выставлялись.

Привлекательность и новизна проекта заключается в том, что впервые именно усадебное чаепитие становится объектом специального показа с привлечением подлинных предметов обстановки и сервировки из собрания трех московских музеев:Московского музея-усадьбы «Останкино», Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XYIII века» и Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Особым разделом выставки станет реконструкция забытых и вышедших из широкого употребления тортов, пирожных и других сладких блюд чайного стола, восстановленных на основе рецептов из старинных поваренных книг. Автор этих произведений – мастер-кондитер Алдис Бричевс.

Круговое построение экспозиции на третьем этаже Дворца Н.А.Дурасова в усадьбе Люблино соответствует дневному кругу усадебного бытия. Здесь демонстрируются разнообразные стилевые этапы развития культуры чаепития в усадьбе на примере различных по назначению интерьеров, где проходило застолье. Представлена специфическая сервировка столов, начиная от интимного утреннего завтрака в дамском будуаре эпохи классицизма, дневного чая в кабинете кавалера эпохи ампира и заканчивая многолюдным вечерним чаепитием в кругу семьи на фоне подлинной усадебной обстановки 1840-х годов.

В рамках выставки чаепитие показано как отражение особенностей усадебной культуры времени ее наивысшего расцвета, когда окончательно выкристаллизовались основные правила светского поведения, времяпрепровождения и этикета, а также принципы убранства различных по назначению интерьеров, в которых устраивалось чаепитие в течение дня.

Чай, завезенный в Европу из Китая еще в XVI веке, вскоре завоевал европейский рынок и стал одним из самых распространенных напитков в мире. В Россию чай попал даже раньше, чем в другие европейские страны. Исследователи называют точную дату попадания чая к русскому царю – 1567 год.

В XVII столетии чай в России становится не только царским напитком, его подают и к столу богатых бояр. Однако вплоть до начала XIX столетия чай в России был доступен только представителям дворянского сословия, поскольку в то время он был исключительно дорог.

С XVIII века все европейские страны условно делились на чайные и кофейные территории. Ведь кофе появился примерно на сто лет раньше чая и сделался любимым напитком Франции, Германии, Испании, Австрии и Италии. Тогда как чай предпочитали англичане, голландцы и русские. В отличие от западноевропейской традиции вкушения чая в определенное время суток, в России этот напиток пили во всякое время и по любому случаю.

Особенно приверженной к чаю считалась Москва: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа…. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, от нечего делать и просто так». Вечернее чаепитие часто сопровождалось приемом гостей. Чай подавали на балах и в специальных «кофейных домах». Свои семейные традиции чаепития существовали в каждой дворянской семье и каждой усадьбе.

В XVIII веке чаепитие было дорогим и модным увлечением. Эта церемония требовала соответственного антуража, ее обязательными атрибутами были разнообразные чайные столики и подносы, не говоря уже об особой чайной посуде, которая первоначально копировала образцы китайского фарфора.

Во второй половине XVIII столетия чаепитие как составная часть светской жизни породило целую систему сервировки стола множеством специальных предметов, к которым в России прежде всего относится самовар, реже бульотка – небольшой сосуд для нагревания воды, разнообразные заварочные чайники, чайница для хранения заварки. С появлением в Европе фарфора – нового модного и чрезвычайно дорогого материала, он постепенно начинает вытеснять серебро – традиционный материал при производстве посуды для привилегированных особ, по крайней мере, в той части сервировки стола, которая относится к чаю или кофе.

В середине галантного века появляется особая разновидность камерных чайно-кофейных сервизов для завтрака – дежене – на одну или две персоны, предназначавшихся для интимной обстановки утреннего или дневного чая или кофе. Наряду с четко выраженной функциональностью, эти миниатюрные ансамбли нередко играли роль дорогих и чувствительных подарков и вместе с тем демонстрировали тонкий вкус и респектабельность их обладателей. Точно так же как и форма чайной посуды, ее декор зависел от смены стиля. Общие стилевые тенденции и особенности декора разных эпох с наибольшей силой прослеживались в камерных сервизах, которые можно отнести к вершинам фарфорового производства в Западной Европе и России. Редкость и драгоценность фарфоровых сервизов придавала процессу чаепития особенно изысканную атмосферу и утонченное настроение.

Выставка будет работать по 1 июня 2014 года.

2014_01_29_02_002

2014_01_29_02_003

2014_01_29_02_004

2014_01_29_02_005

2014_01_29_02_006

2014_01_29_02_007

2014_01_29_02_008

2014_01_29_02_009

Источник: http://mgomz.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.