Воля Неба — Вечная Радость. Записки о чаньском монастыре
На северо-востоке Китая, в прибрежной провинции Фуцзянь, расположились горы Уишань. В отличие от других гор, которых в Китае достаточно много, Уишань, помимо внешней красоты пейзажа, знамениты своей культурной традицией, и как частью ее — утесным чаем Да Хун Пао. Организация ЮНЕСКО в 1999 году внесла Уишань в Список Всемирного наследия одновременно по культурным и природным критериям.
Климат здесь тропический, влажный — в июне часто идет дождь, а в январе иногда на пару дней выпадает снег. Сам исторический район Уишань занимает площадь около 60 кв. км, где располагаются 36 утесов, более десятка монастырей, а также здесь находятся знаменитые чайные сады, с которых собирают и приготавливают настоящий утесный чай.
Будучи в Уишань, взгляд завораживает необычная форма местных пиков — Королевского, Нефритовой девы, Небесных Путешествий, Головы Лошади. Скалистые утесы самых разнообразных форм, некоторые из которых удивительно похожи на слонов, а между ними ущелья с чайными делянками, встречаются водопады, ручьи. Вокруг множество монастырей — буддийских и даосских, как действующих, так и заброшенных. В центре Уи протекает река Девяти изгибов лазурного цвета. Из деревни Син по ней можно совершить полуторачасовое путешествие на плотах, проплывая девять поворотов и наблюдая пик Нефритовой Девы и Королевский пик. Плоты останавливаются недалеко от Дворца Уи, бывшей резиденции местных князей, в которой сейчас располагается сад бонсаев и неплохая чайная.
Знаменитый чай Дахунпао
В древнем Китае распространение чая в основном происходило через монастыри: монахи использовали чай в своих ежедневных практиках, а также занимались селекцией новых сортов и изобретением различных способов обработки. Подобный процесс происходил в средневековой Франции, где культура виноделия также получила распространение в стенах монастырей. Чай в разных областях Китая получался различным, так в горах Уи появился сорт Да Хун Пао, которому суждено было стать наиболее знаменитым из китайских чаев.
История его названия относится к началу династии Мин, XIV век н. э. Ученый Дин Сянь направлялся для сдачи императорских экзаменов. По пути с ним случился тепловой удар, и он тяжело заболел. Монах из монастыря Тянь Син использовал чай чтобы его вылечить. Ученый смог продолжить свой путь, и, после, успешно сдать экзамены в столице. Заняв первое место, Дин Сянь получил ученое звание Чжуан Юаня и высокую должность в своей провинции. Вернувшись в монастырь Тянь Син, Дин Сянь хотел отблагодарить спасшего его монаха и подарить ему парадное красное одеяние, но монах отказался от подарков. Тогда Дин Сянь в благодарность надел красное одеяние на куст чая, листья которого вылечили его от тяжелой болезни. С тех пор этот сорт чая стали называть Да Хун Пао — Большой Красный Халат.
Вскоре, сорт Да Хун Пао стал известен в Поднебесной, получил название «предок десяти тысяч чаев» и стал поставляться к императорскому двору. В 1685 году монах монастыря «Тянь Синь» Ши Чао Цюань написал «Песню Уишаньского чая», где впервые был описан процесс производства утесного чая.
Утесный чай (ян ча) — это вид полуферментированного чая (улун), собранный и произведенный в горах Уишань. Технологически, способ приготовления чая улун является самым сложным в мире чаев. Процесс приготовления включает множество действий. Чтобы получился качественный чай, нужно соблюсти большое количество условий, начиная с момента сбора листа и до завершающей стадии томления чая над углями. Приготовленный и высушенный чай наполняется в корзины и помещается над тлеющими древесными углями на 12-20 часов, после чего он приобретает оттенки вкуса, характерные именно для утесного чая.
В 1855 году настоятель монастыря «Тянь Син» подарил тайваньскому студенту Линь Фэн Чи тридцать шесть саженцев чая для того, чтобы посадить чай на Тайване. На острове чай прижился и получил название «Улун с Морозного Пика». Способ производства чая на Тайвани отличается от способа, принятого в Уишань, поэтому, тайваньские и утесные улуны являются совершенно разными по вкусу и аромату.
В двадцатом веке чай Да Хун Пао получил международную известность. В 1971 году, во время посещения Китая, американскому президенту Ричарду Никсону было подарено 150 граммов чая Да Хун Пао. Президент Никсон удивился такому «скромному» подарку, но в неофициальном разговоре Чжоу Эньлай пояснил, что подарил «половину Поднебесной». Дело в том, что чайных кустов того самого сорта, которым был излечен Дин Сянь, осталось совсем немного и чай с них ценится в Китае чрезвычайно высоко. На данный момент, чай с материнских кустов Да Хун Пао является самым дорогим чаем в мире.
Все дело в том, что чай Да Хун Пао является результатом уникального сочетания типа чайного куста и места произрастания, — ущелья «Гнездо Девяти Драконов». Он получается особенным именно здесь, а отростки от этих кустов, посаженные в другом месте, даже неподалеку, обладают уже другими свойствами. Эта особенность характерна для четырех знаменитых чаев Уишань — Бай Цзи Гуань, Те Лохань, Шуй Цзинь Гуй и Да Хун Пао. Эти сорта чая очень локальны, вплоть до нескольких кустов на определенном склоне.
В монастыре Тянь Син монахи рассадили отростки этого чая по утесу Небесного Сердца, а чай с этих плантаций носит различные названия, в зависимости от склона, с которого был собран. В общем, будет правильно сказать, что весь чай собранный и произведенный в монастыре Тянь Син, является чаем Да Хун Пао. Сейчас достаточно часто это название относят ко всем утесным чаям, но это не совсем верно — наиболее распространенными сортами утесного чая являются Шуй Сянь и Жоу Гуй.
Чаньский монастырь Тянь Син Юн Лэ
В начале VI века н. э. в Поднебесную прибыл необычный человек. По внешнему виду он был как будто суров и отличался раскидистой черной бородой. Более ранние источники сообщают, что прибыл он из Центральной Азии, более поздние указывают на южную Индию. Звали этого человека Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума), и это был будущий основатель традиции чань (дзен) буддизма.
Стал знаменитым эпизод встречи Бодхидхармы с императором династии Лян У-ди (прав. 502–549) в столице государства Лян городе Цзилине (современный Нанкин). Император слыл большим поклонником буддизма, покровительствовал монастырям, выделял немалые деньги на сооружение пагод, способствовал переписыванию и распространению сутр, раздавал подаяния монахам. Естественно, что за все свои заслуги У-ди ожидал доброго воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда перед троном императора предстал Бодхидхарма, У-ди спросил миссионера прежде всего о том, что его так волновало: «Велики ли мои заслуги и добродетели в совершении этих дел?» «Нет в них ни заслуг, ни добродетелей», — ответил монах. Удивленный правитель спросил: «Почему же нет ни заслуг, ни добродетелей?» «Все это — не более чем дела, совершаемые посредством деяния, — объяснил Дамо, — и в них в действительности не содержится ни заслуг, ни добродетелей».
Император остался недоволен этим диалогом, и Бодхидхарма отправился на север, в царство Вей, поселившись на горе Сун Шань, недалеко от монастыря Шаолинь. Там он провел несколько лет в медитациях, сидя в пещере и созерцая стену. Считается также, что в это время он общался с даосами и многое перенял из учения о Дао. Достигнув просветления, Бодхидхарма поселился на некоторое время в монастыре Шаолинь, обучив монахов двум комплексам упражнений: «Движение рук восемнадцати архатов» и «Перемены в сухожилиях». Позднее эти комплексы легли в основу знаменитого шаолиньского стиля цигун.
Чаньская традиция достаточно коротко определяет изначальную суть учения Бодхидхармы, сформулированную им в четырех базовых постулатах: непосредственно указывать на сердце человека, взирая на собственную природу, становится Буддой, не опираться на письмена, не передавать учение вовне. Учение получило широкое распространение в Китае, также было воспринято в Японии, Корее и Вьетнаме. В Японии и на Западе чаньская традиция стала известна под японским произношением иероглифа «чань» — дзен.
Вернемся в Уишань. В начале девятого века, монах И Сэн построил у подножья утёса Тянь Син бамбуковую хижину, начал выращивать чай и стал использовать его во время ритуалов Чань буддизма. Со временем у него появились последователи, и через сто лет здесь уже образовался полноценный монастырь. Во время династии Сун (X-XIII века) в Уишань обитало достаточно много даосов, неподалеку от Тянь Син располагалось несколько даосских храмов, а в трех километрах к югу философ Чжу Си преподавал в философской академии, создавая основу учения неоконфуцианства. Именно в Уишань взаимодействие трех великих учений Поднебесной было наиболее плотным — последователи Дао, Чань и Конфуция жили рядом, благодаря чему шел постоянный культурный взаимообмен.
К XIV веку монастырь получил свое современное название «Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы» — чаньский монастырь «Воля Неба Вечная Радость». В настоящее время в монастыре обитает несколько десятков монахов и послушников, а сам монастырь является важнейшим культурным центром в Уишань. Ежегодно здесь принимают гостей из разных стран света, проводят фестивали буддийской и чайной культуры. В 2000-х годах Тянь Син посетила королева Нидерландов Беатрикс, бывший генеральный секретарь Цзян Цзэминь, а также множество людей, известных в сферах политики и искусства.
Посещая Тянь Син, можно заметить, что внутри он состоит из трех центров: старый храм на вершине холма, новый большой храм и «Центр изучения культуры чая и Чань буддизма в Уишань».
Старый храм состоит из деревянных построек на каменных основаниях. Внутри находятся образы Будды и бодхисатвы Гуаньинь. Неподалеку располагаются кельи монахов, деревянный домик для чаепитий и чайный завод, где летом производят утесный чай с принадлежащих монастырю плантаций. В атмосфере старого храма чувствуется ясное успокоение: вокруг расставлены бонсаи, пара монахов неспешно разговаривает о чем-то, в домике кипятится чайник.
Новый большой храм находиться чуть пониже старого, — белые здания с красно-терракотовыми крышами, два храма, барабанная и колокольная башни, резиденция настоятеля, трапезная. В большом храмовом зале стоят внушительные статуи трех Будд, здесь проходят совместные службы утром и вечером. Гости монастыря всегда могут присоединиться к трапезе монахов, естественно, пища вся вегетарианская.
«Центр изучения культуры чая и Чань буддизма» представляет собой трехэтажное здание, слева от большого храма. На первом этаже располагается гостиная, где постоянно заваривают утесные чаи, в основном из самого монастыря. Такое место, где тебя всегда будут рады угостить вкусным чаем и побеседовать о Пути.
Второй этаж занимают пространства предназначенные для внимательных чаепитий. Различные, со вкусом отделанные, комнаты, в которых есть все, что нужно для чая: чайники, чайницы, посуда, свежая вода и прекрасный вид на поросшие соснами горы. Это место не является стандартной чайной, скорее, здесь собираются гости монастыря, проводя время за чайными беседами.
На третьем этаже располагаются двенадцать номеров, в которых можно остановиться. Все номера разные, со своими именами, из окон каждого из них открывается роскошный горный вид.
В Тянь Сине встречаются самые разнообразные люди: монахи, уходящие от суеты мира, послушники, ищущие свой путь, пилигримы. Есть и вполне социальные монахи, которых регулярно навещают местные чиновники. В чайном домике люди увлеченные чайной культурой встречаются с теми, кто непосредственно делает чай. Но при том, что монастырь постоянно посещают гости, в том числе иностранные, здесь все же сохраняется спокойно-созерцательная атмосфера горной обители.
Простая жизнь Тянь Сина
Без десяти минут четыре. Во время самого начала нового дня, утренней свежести, прихрамывающий монах Сю выходит из своей комнаты и идет к барабанной башне. Расположившись у барабана он начинает утреннюю мелодию — зов на утреннюю службу. Во дворе монастыря по одному начинают появляться монахи в желтой и серой одежде, на ходу надевая коричневые накидки, которые носят во время служб. В половину пятого начинается служба — чтение сутр, произнесение молитв и троекратный обход вокруг зала. Сутры читаются нараспев, также используются буддистские музыкальные инструменты.
Служба заканчивается в шесть, на улице уже светло, а в трапезной готов завтрак. Перед принятием пищи — совместная молитва. Сам завтрак простой, обычно это различные овощи, орехи, тофу, паровые пельмени с постной начинкой, и, конечно, рис. После завтрака каждый моет за собой посуду.
Время до обеда монахи проводят в послушаниях, которые у всех разные и зависят от времени года. Кто-то помогает на огороде, кто-то на строительстве новой пагоды, знакомый доктор отвечает на вопросы больных вживую и по интернету. Большинство монахов составляют достаточно пожилые люди, в работах по монастырю им помогают послушники и добровольцы, специально приехавшие помочь.
Хотя учение Чань уделяет большое внимание практике медитации, в Тянь Сине нет специального зала для медитаций, как в японских монастырях. Но само место расположения монастыря такое, что повсеместно располагает к не вовлеченному созерцанию.
К обеду обычно приходят гости и присоединяются к трапезе. Гости разные: кто-то приходит за советом, кому-то интересен чай, ну а кто-то просто решил посетить известный монастырь — здесь рады всем.
Жизнь местных монахов внешне протекает достаточно монотонно, а что происходит внутри загадочных китайских душ почувствовать совсем не просто. Совсем по-другому время проходит в чайном центре: здесь тоже никуда не торопятся, но постоянно приходят гости, обсуждаются различные культурные феномены, учащиеся здесь девушки и юноши красиво заваривают чай. Два совершенно разных пространства, уживающихся на одном утесе.
Вечерняя служба начинается в шесть, а по форме похожа на утреннюю, снова читают сутры. После службы монахи собираются в кельях, спокойно выпить чаю и обсудить уходящий день, ну а кто-то продолжает молиться.
Чань и чай одного вкуса
Эта фраза вошла в обиход монахов в XII в и распространилась по многим монастырям Китая. Чай и чань. В Японии связь чая и дзен проявляется наиболее явно: сама атмосфера чайного домика, очага для кипячения воды, посуды и свитков, ритуальность действия — все сочетается для приближения к состоянию незамутненного сознания. Мастера чайной церемонии обязательно имеют посвящение в буддизме и опыт длительный медитаций.
Можно сказать, что китайский чай, как и Чань, является более гибким, переменчивым, открытым к разнообразным формам проявления. Множество людей любят пить чай и могут поведать свои впечатления о вкусе чая, но что есть вкус Чань?
Единый вкус чая и Чань подобен ощущению, приходящему после хорошего занятия цигун или медитацией. Подобен вечеру, проведенному на открытой веранде, в компании старого друга. Это вкус, вмещающий в себя все утра прихрамывающего монаха из Тянь Сина, идущего в темноте к барабанной башне.
Источник: http://wuyirocks.ru