Чайная история в лицах. Бодхисаттва Гуаньинь и чай Те Гуаньинь
Один из самых популярных чаев в Китае – это чай Те Гуаньинь (кит. трад. 鐵觀音, упр. 铁观音), или Железная Бодхисаттва. Назван он в честь буддистского божества Гуаньинь.
Улунский чай Те Гуань Инь
Легенда гласит, что во времена правления цинского императора Цянь Луна (в 18 веке) жил в провинции Фуцзянь на юге Китая один набожный чаевод. Каждый день он ставил 3 чашечки чая в подношение образу Гуаньинь. Однажды ночью ему приснился сон: он увидел чайный куст, по форме напоминавший образ Гуаньинь. От этого куста исходил чудесный запах. На другой день крестьянин пошел в горы и на утесе увидел дерево, в точности похожее на дерево из его сна. Оно было прекрасно как Гуаньинь, его листья были тяжелыми как железо, потому и чай из листьев этого дерева и стали называть Железная Гуаньинь.
Бодхисаттва Гуаньинь очень популярна в Китае. Ее изображения можно увидеть не только в храмах, но и на домашних алтарях. Она почитается как защитница женщин, рыбаков и всех людей, кто попал в тяжелое положение. Говорят, что во время Второй мировой войны в небе появлялась Гуаньинь в виде молодой девушки и своим плащом закрывала города от падающих бомб.
Имя Гуаньинь, или Гуань Ши Инь, значит – «Внимающая звукам мира»
Имя Гуаньинь, или Гуань Ши Инь, значит – «Внимающая звукам мира». Как говорят буддисты, Гуаньинь слышит все людские мольбы и помогает всем, кто к ней обращается. Одним из воплощений Гуаньинь на земле считают китайскую принцессу Мяо Шань. Она отказалась выходить замуж и удалилась в монастырь. Ее отец разгневался на дочь за такое непослушание и приказал сжечь храм, но она смогла потушить его волшебным способом. Когда ее отец заболел, то она смогла приготовить лекарство, пожертвовав свои глаза. Тронутый этим поступком, отец отказался от престола и со всей семьей переселился в горы, чтобы вести жизнь подвижника.
Гуаньинь – это одно из воплощений Бодхисаттвы Авалокитешвары, который родился из света, исходящего из глаз Будды Амитабхи. По преданиям, Авалокитешвара достиг нирваны и мог бы выйти из колеса сансары, чтобы наслаждаться вечным блаженством, но остановился на пороге рая. Он дал обет помочь всем живым существам достичь просветления. А когда понял, какую задачу он избрал, то голова его раскололась на одиннадцать частей. Будда Амитабха помог ему и теперь на многих изображениях Авалокитешвара нарисован с одиннадцатью головами.
Самый популярный образ Гуаньинь – в виде прекрасной женщины в белой одежде с покрывалом на голове. В одной руке она держит ветку ивы, а в другой – кувшинчик с волшебным эликсиром. В классическом китайском романе «Путешествие на Запад» рассказывается, откуда у Гуаньинь эти атрибуты. Сунь Укун, Царь обезьян, во время своего путешествия с Танским монахом, в очередной раз нахулиганил. В монастыре, где они остановились, Сунь Укун рассердился на хозяев и выкорчевал волшебное дерево, которое давало плоды жизни – каждый, кто съест их мог жить невероятно долго. Когда пришло время исправлять свои ошибки, выяснилось, что никто не может оживить дерево. Тогда Гуаньинь, которая помогала Танскому монаху и его спутникам, принесла из Небесного Дворца волшебный эликсир жизни. Чтобы проверить его, она взяла ветку ивы и опустила ее в огонь. Потом она полила обугленную ветку эликсиром, и та вновь зазеленела. Тогда волшебным эликсиром полили засохшее волшебное дерево и оно вновь ожило и дало плоды.
Еще один популярный образ – это Тысячерукая Гуаньинь. На каждой руке изображен глаз, что символизирует готовность прийти на помощь каждому, кто об этом попросит и кого Гуаньинь увидит. Изображения Гуаньинь есть не только в буддистских, но и в даосских монастырях, где она почитается как заступница всех слабых.
Чай Те Гуаньинь производят в провинции Фуцзянь, в уезде Аньси. Для этого собирают три молодых листочка с молодых побегов. Сбор чая проводят весной, летом и осенью, но осенний чай считается самым лучшим, насыщенным и ароматным.
Производство этого чая включает множество операций. Собранный лист раскладывают для просушки сначала в тени, а затем на солнце. Подвяленный лист перемешивают и растирают вручную или с помощью механических приспособлений. Затем подготовленный чай прогревают, подвергая процессу «убийства зелени» для остановки процесса окисления. После этого чайные листья скручивают в большой шар и оставляют завернутыми в ткань на некоторое время. Процесс скручивания повторяют несколько раз. В результате чайные листья принимают форму небольшого шарика. В заключение лист подсушивают и сортируют. Перед продажей его еще раз перебирают, обрывая черешки. В магазинах, как правило, продается чай без черешков, хотя некоторые ценители чая любят пить «мао ча», то есть чай-сырец с черешками.
Цвет сухого листа у Те Гуаньинь зеленый, порой с синеватым оттенком. Аромат цветочный, свежий. Некоторые сорта пахнут смородиновым листом или свежим лугом. У качественного чая листики в чайнике разворачиваются целиком, они целые, зеленые, с тонкой красной каймой.
Для заваривания Те Гуаньинь лучше всего подходит небольшой чайник из исинской глины. Воду нужно брать только что вскипевшую, не ниже 90 градусов С. Если есть такая возможность, то возьмите для чаепития «парочки» — то есть набор из высоких и низких чашечек – вен-сян-бея и пин-мин-бея. Таким образом, вы сможете насладиться всеми достоинствами этого прекрасного чая – формой листа, ароматом сухого листа, цветом и вкусом чайного настоя, а также и «небесным ароматом», который остается в вен-сян-бее, после того, как мы выпили чай. Настой у Те Гуаньинь светло-зеленый, с янтарно-желтым оттенком, аромат чая теплый, орхидеевый. Наслаждаясь этим чаем, вы погружаетесь в спокойствие и расслабленность, отпуская все свои заботы.
Набор из высоких и низких чашечек – вен-сян-бея и пин-мин-бея
Алевтина Шарапова, 2008
Источник: http://www.art-eco.ru