Лу Юй – чайный святой и первый чайный писатель
В Китае почти в каждой области науки и культуры есть свои авторитеты, написавшие когда-то первые трактаты и исследования. И каждый потомок считает своим долгом изучить сначала труды древних, а потому уж писать самому. Самым первым исследователем чая считают Лу Юя (Lu Yu, 陆羽). Именно он написал «Ча цзин» — «Трактат о чае» в 780 году, в правление династии Тан.
Судьба этого человека удивительна. Китайцы очень гордятся своими предками, а про него ничего не знают. Где именно он родился – неизвестно. Когда – тоже неясно. Называют разные даты – от 712 до 734 года. Известно только, что в 735 году его нашли около озера Сиху монахи монастыря Лунгайсы. По преданию, мальчика окружали гуси, которые своим громким гоготаньем привлекли внимание к малышу. Так как про ребенка было ничего не известно, то ему дали имя по «Книге перемен». Наставник погадал, и ему выпал знак Цзянь – Постепенность. В толковании этого знака есть слова «Лебедь постепенно приближается к суше, его перья можно использовать для ритуалов». Из этой фразы выбрали два слова – «суша» и «перья», назвав мальчика Лу Юй. Его официальное имя включало также слово «лебедь» — Хун.
Лу Юй жил при монастыре почти 10 лет, медитировал, занимался, читал и писал, занимался работами по хозяйству, наравне с другими монахами. А также заваривал чай настоятелю. И как говорят, так хорошо это делал, что после ухода Лу Юя настоятель перестал пить чай вообще. Но, видно, не лежала у мальчика душа к монашеской жизни и подростком он сбежал с бродячими артистами. Вместе с ними он путешествовал, играл в разных представлениях, и даже сам писал пьесы. Его писательский талант привлек внимание высокопоставленного чиновника, который подарил ему несколько книг и дал рекомендательное письмо к отшельнику на горе Хо Мэн Шань. Там-то Лу Юй и учился, причем не только литературе, но и чаю. Тогда он начал пробовать воду из разных источников, выясняя, какая наиболее пригодна для приготовления чая. После, попрощавшись со своим учителем, Лу Юй отправился путешествовать. Он посетил множество мест, где выращивали и делали чай, собирал свои записи и наблюдения.
Он был равнодушен к славе и почестям, отказывался от должности при дворе. Некоторое время он служил контролером качества чая в одной из провинций, но вскоре опять вернулся к своей свободной жизни. У него было много друзей среди поэтов и образованных чиновников, которые помогали ему, давали средства на издание его стихов, а также знаменитого «Ча Цзина».
Здесь немного отступим от рассказа о жизни «чайного святого» и поговорим о том, каким был чай в древности, в частности, во времена династии Тан и до нее.
Как говорили, в древние времена чай был, в первую очередь, лекарством. Причем, лекарством от «ста болезней», то есть, практически от всего, чем мог заболеть человек, начиная от несварения желудка и заканчивая нервными растройствами. Китайские врачи оставили подробные описания, как можно лечится чаем, что он делает в теле человека, пользуясь терминами китайской медицины.
С помощью чая разгоняешь застой дыхания ци.
С помощью чая прогоняешь сон.
С помощью чая питаешь дыхание жизни.
С помощью чая убираешь болезнь.
Кроме того, чай употребляли в пищу, делая «чайный суп» с добавками соли, масла, овощей. И до сих пор на Тибете, а также в некоторых других областях Китая и стран Средней Азии принято пить чай с солью и маслом. Постепенно искусство выращивания и производство чая делалось все более изысканным, стали собирать молодые листья чайных деревьев и прессовать их в небольшие лепешки. Их было удобно перевозить, они не крошились и не портились в дороге. Тогда, в 4-5 веках было положено начало Великому Шелковому Пути, как его называют в России, а в Китае он называется «Ча ма гу дао», то есть «Древний Путь Чайных Лошадей».
Древний Путь Чайных Лошадей» (茶马古道)
Этот путь начинался от мест производства чая на юге Китая, откуда лошади шли на запад и северо-запад, в Тибет, в Монголию, в Среднюю Азию и дальше. Эти лепешки прессовали довольно плотно, так что перед приготовлением их разбивали на небольшие куски и мололи в ступке до размера рисовых зерен. Затем эту крошку варили в чайнике. Именно такой способ описывается в «Ча Цзине», где несколько глав посвящено описанию чайной утвари для размалывания и варки чая. Теперь чай никто не размалывает, но варка чая применяется и по сей день. Чай, обычно, зеленый, желтый или пуэр, засыпают в кипящую воду, дожидаются закипания и снимают с огня. Таким образом вкус чая получается немного отличным от обычного заваривания в чайнике или гайвани. Обычно он более мягкий и полный.
В своих странствиях, Лу Юй часто останавливался в монастырях, а также в качестве гостя у богатых чиновников. Ему даже предлагали службу при дворе, но он дважды отказывался. Об этом он пишет в самом известном своем стихотворении:
Не жду от жизни слитков,
Не чаю чаш из белого нефрита,
Не жажду при дворе входить к владыке,
Не думаю о празднествах в столице,
Стремлюсь лишь быть на Западной реке,
Где некогда сходил с Цинлинских гор.
Лу Юй славится своим умение готовить чай, а также распознавать хорошую воду. Как говорят, при приготовлении чая самое главное – это взять хорошую воду, второе по значению – правильно ее приготовить, а третье – хороший чайный лист. По этому поводу рассказывают несколько историй. Вот одна из них:
В правление императора Дай Цзуна правитель округа Ху Чжоу Ли Цзи встретился с Лу Юем. Ли давно слышал об имени и славе Лу Юя, испытывал к нему симпатию, и поэтому отправился к нему. Перед едой пригласил Юя к себе. Я слышал, — сказал он, — что господин Юй хорошо варит чай и обрел славу в Поднебесной. Вода из Нань Лина обладает чудесными свойствами, т.е. сейчас совпали два таких удивительных фактора, которые раз в тысячу лет выпадают. И с этими словами он послал солдата, чтобы тот привез из Нань Лина воды. Лу Юй приготовил инструменты и стал ждать, когда привезут воду. Когда вода прибыла, он зачерпнул ее и сказал: похоже, воду взяли у берега. Но посланник клялся, что доплыл на лодке до самой глубины. Лу Юй промолчал и стал выливать воду в таз. Когда он вылил половину, то неожиданно остановился и сказал: О! Отсюда пошла наньлинская! Тогда стражник, пораженный как громом, упал на колени перед Лу Юем и сказал: когда я набрал воды из Наньлина и поплыл к берегу, лодка сильно качалась, и половина воды вылилась. Но я хотел сделать как лучше и добавил воды у берега. Способность ваша различать — поистине божественная способность. Как можно ее таить?! И сам Ли, и солдаты, и несколько десятков человек рядом были в восхищении.
Чтение стихов за чашкой чая
Сам Лу Юй составил список самых лучших источников в Китае, на первом месте была вода водопада горы Лушань, на втором — вода родника в провинции Уси на горе Хуэйшань, на третьем – вода из провинции Цичжоу рядом с городом Ланьси. Также он оставил подробные указания, как надо кипятить воду. Этом вопросу посвящен один из разделов его «Ча Цзина». Сама книга была написана примерно в 780 году и состоит из 10 коротких глав: Истоки, Инструменты, Изготовление, Утварь, Варка, Питие, Труды, Произрастание, Упрощения, Схема. Он описывает разные виды чая, производившиеся в то время, инструменты для изготовления чая, для приготовления самого напитка. Рассказывает, как можно упростить сложный ритуал варки и подачи чая: «Если можно сидеть на камнях среди сосен, то столики для утвари становятся не нужны…» И в заключение пишет, как можно расположить в комнате свитки с написанным «Ча Цзином».
Чайная фигурка Лу Юя из глины
Фигурка Лу Юя есть почти в каждом чайном магазине – он сидит с чашечкой в руке, опираясь на книгу. Умер «чайный святой» в 804 году, похоронен он рядом с городом Хучжоу, провинции Чжецзян. Всю свою жизнь он посвятил чаю, жил только так, как подсказывал ему дух.
В своем рассказе о Лу Юе я использовала материалы сайта «Искусство Чая» и «Ча Цзин» в переводе А. Габуева и Ю. Дрейзис.
Алевтина Шарапова, 2008
Источник: http://www.art-eco.ru