Развитие форм заварочных чайников
Вместе с чаем в Европу пришли из Китая чашки и заварные чайники. Это были небольшие красновато-коричневые сосуды из неглазированной глины, производившиеся недалеко от Шанхая.
Китайцы не только в своё время открыли каолин — глину, из которой делают фарфор, но и разработали лучшую в мире технологию обработки керамики, а такжесоздали в Дзиндэчжене мощное керамическое производство. Появление в Китае фарфоровых чашек относится к 851 году.
Китайские чайники вдохновили английских и голландских гончаров, и те в конце XVII века начали производить их в местечке Дельфт. Почти одновременно на север Англии в Стаффордшир из Голландии «эмигрировал» чайник типа «элерс», который изготавливался с тонкими стенками, не требовавшими покрытия глазурью, но достаточно прочный, чтобы выдержать кипяток. Началось победное шествие по миру английской чайной посуды.
Вначале в течение целого столетия господствовала серия чайной посуды «стаффордшир». На смену пришла чайная посуда типа «ведгвуд». Тем не менее самые качественые чайники и чашки поступали из Китая. Ситуация изменилась, когда в Европе открыли секрет изготовления фарфора. В 1710 году европейский фарфор впервые выставили на лейпцигской ярмарке. Вскоре в связи с широким и быстрым развитием европейского производства фарфора его себестоимость начала резко снижаться. Тем не менее китайские формы чайников продолжали оставаться господствующими.
В Европе всё ещё копировали дальневосточные образцы. Выпускали заварочные чайники в форме домиков, зверей — верблюдов и белок, носики делали в форме драконьих голов. Овальные, круглые, цилиндрические формы состязались между собой — фантазию изготовителей так заносило, что порой изготовленная посуда уже не могла выполнять своих функций. А чего стоит заварочный чайник, если чай в нём заваривать нельзя?!
Спор о формах чайников продолжается и по сегодняшний день, хотя большинству всё же нравится круглая форма.
Сегодня не вызывает сомнения то, что для заваривания чая лучше подходит фарфоровая и фаянсовая посуда, но никак не металлическая. Фарфоровая посуда лучше фаянсовой, поскольку быстрее нагревается, что имеет принципиальное значение при заваривании. Совершенно не допустимо заваривание в алюминиевой посуде, так как алюминий образует соединение с дубильными веществами чая, что плохо сказывается на вкусе напитка.
Чайник для заварки должен обязательно иметь плотно прилегающую крышку с небольшим отверстием.
- 1. 一粒珠 — yiwanzhu — и вань чжу — Бусинка (или жемчужина)
- 2. 八方 — bafang — ба фан — Восемь сторон (восьмиугольник?)
- 3. 四方 — sifang — сы фан — Четыре стороны (четырехугольник?)
- 4. 龙蛋 — longdan — лун дань — Яйцо дракона
- 5. 洋桶 — yangtong — ян тун — Бочка
- 6. 竹段 — zhuduan — чжу дуань — Бамбуковый отросток
- 7. 鱼化龙 — yuhualong — юй хуа лун — Рыба превращается в дракона
- 8. 寿星 — shouxing — шоу син — Бог долголетия
- 9. 梅扁 — meibian — мэй бянь — Сливовое дерево в форме таблетки
- 1. 一弯嘴 — yiwanzui — и вань цзуй — носик с одним изгибом
- 2. 二弯嘴 — erwanzui — эр вань цзуй — носик с двумя изгибами
- 3. 三弯嘴 — sanwanzui — сань вань цзуй — носик с тремяя изгибами
- 4. 直嘴 — zhizui — чжи цзуй — прямой носик
- 5. 流 — liu — лю — струящийся носик (ручей, поток, течение)
- 1. 端把 — duanba — дуань ба — обыкновенная ручка (и ее разновидности)
- 2. 横把 — hengba — хэн ба — горизонтальная ручка
- 3. 提梁 — tiliang — ти лян — ручка в виде обруча ( и ее разносидности)
Эти формы можно дополнить как минимум «летящей ручкой».
- 1. 一捺底 — yinadi — и на ди — придавленный низ
- 2. 加底 — jiadi — тя ди — дополнительный низ
- 3. 顶足 — dingzu — дин цзу — ноги-гвоздики
Тоже можно дополнить как минимум низом в виде треноги 鼎足 — типичный только для китая низ у сосудов. Есть специальная форма чайников с таким низом.
- 1. 嵌盖 — qiangai — цянь гай — крышка, вставляющаяся в поверхность чайника
- 2. 压盖 — yagai — я гай — крышка, прижимающася сверху
- 3. 截盖 — jiegai — цзе гай — крышка, продолжающая поверхностью чайника.
Конечно, перевод условный. Я больше описывала картинки, чем переводила.
Источник: Книга о чае. «Русич», Смоленск, 1997, составитель Ю.Г.Иванов, рецензент М.К.Геловани