Человечество сошлось за чашкой чая

Любопытное совпадение: способ пить чай сближает казахов с англичанами, также предпочитающими чай с молоком, а английское выражение to take tea with somebody (пить с кем-нибудь чай) означает иметь дело или общаться с кем-либо.
2013_09_17_10_001
Простое это совпадение или нет, во всяком случае это – яркая иллюстрация к размышлениям Окакуры Какудзо из Японии о роли чая в мировой истории: «Довольно странно, что человечество все же сошлось за чашкой чая. Белый человек пренебрегал нашей моралью, нашими религиями, но без раздумья принял желтый напиток Азии. Чаепитие сегодня – важная часть западного обихода. В этом нежном звоне чашек и блюдечек, милом проявлении женского гостеприимства, общих заботах о сливках и сахаре мы находим безусловное подтверждение того, что культ чая признан повсюду. В какой-то мере это позволяет надеяться, что Запад и Восток могут встретиться на почве вкусов».

Сегодня нельзя представить себе казахскую трапезу без чая. Однако он вошел в повседневную жизнь казахов сравнительно недавно. Долгое время тип хозяйства – отгонное кочевое скотоводство – определял специфику несколько однообразной казахской кухни, которая строилась в основном на использовании мяса и молока, а также небольшого количества зерновых продуктов – в основном проса. Однако с конца XVIII века процесс оседания казахов на землю и более частые контакты с соседними народами повлекли за собой многочисленные заимствования в системе питания и распространение новых продуктов. В конце XIX века в рацион казахов вместе с заимствованным названием (казахи называют его шай) прочно вошел чай.

Чайные пути

В распространении чая на землях к западу от Китая ключевую роль сыграли калмыки (джунгары). Калмыки регулярно воевали с городами Средней Азии, иногда оседали в них, входили в военную элиту при правителях. Там они оказали влияние на городское население, пристрастив его к чаю, что подтверждает первоначальное распространение особого вида чая – «шир-чой» (чай с молоком). Отчасти такую же роль калмыки сыграли и в распространении чая у казахов восточных районов степей. Традиции чаепития в северных районах степи сложились под сильным влиянием татар – основных партнеров казахов в торговых делах. Главным же торговым пунктом на «чайном пути» была Кяхта, которая до 1860-х годов оставалась практически единственным поставщиком чая в Россию.

2013_09_17_10_002

Помимо Ирбитской ярмарки, еще одним центром торговли чаем была Нижегородская ярмарка – продажа первого цыбика (тюка чая в 40-80 фунтов) считалется началом ее работы.

С «замирением» степи к началу XIX века число караванных путей, по которым везли чай, увеличилось. Активно начал функционировать караванный путь по такому маршруту: Кульджа – Чугучак – Кокбектов – Семипалатинск – Омск – Тары – Тобольск – Ирбит; усилилась роль караванных путей из Хивы и Бухары через западные районы на Оренбургскую и Сибирскую пограничные линии. Обычным товаром казахов был скот (лошади для военных нужд русских и китайцев), различные меха, кожи сайгаков, соль, армячина, которые менялись на изделия из железа (ножи, топоры, казаны), муку и сукно. Этот набор товаров сохранялся неизменным во всех пунктах торговли и обмена очень долго. Однако к середине XIX века казахи стали торговать и чаем. С середины 1860-х годов чай стал продаваться уже во многих городах России и прочно входит в повседневный обиход у всего русского населения.

2013_09_17_10_003Говоря о контактах с русскими, важно не забывать, что русские переселенцы не были одинаковыми. Переселявшиеся в восточные районы Казахстана и Алтая старообрядцы чай не пили по религиозным соображениям. А вот казаки Прииртышья, Оренбуржья и Урала активно пили чай. Активные торговые и соседские отношения между казахами и казаками приводили нередко к дружбе, выражавшейся через институт «тамырства» типа кавказского «куначества». Такие отношения немало способствовали заимствованиям друг у друга: «Киргиз (казах – авт.), посещая такого тамыра, видит только превосходство его культуры. Пробуя его кушанья, он желает иметь у себя такие же, мечтает о самоваре и погребце». А в казачьей среде под воздействием казахов вошло в моду чаепитие за низкими круглыми столиками, причем пили казаки чай с молоком. Таким образом, это было не одностороннее, а взаимное влияние двух культур.

Чай занял свое место в культуре питания казахов не в одночасье. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. Вторая половина XIX века – это время, когда чай начинают пить во всех слоях казахского общества, и он постепенно становится любимым напитком: «В отношении чая киргизы весьма сходны с нашими приказчиками и даже самим купечеством старого покроя: они также почитают чай напитком равно приятным и среди жестокого мороза и в удушливый зной» – писал в середине века наблюдатель, посетивший казахский той, устроенный зажиточным казахом Букеевской орды. В пограничных с Китаем районах чай в 1870-е гг. употреблялся всеми казахами: «Кирпичный чай во всеобщем употреблении; у богатых самовары, у бедных медные и чугунные чайники, или просто варят в казанах. Богатые пьют и байховый чай». Этнографу А.Н. Харузину, путешествовавшему в конце 1880-х годов по Букеевской степи, предлагали чаю в каждой встреченной на пути юрте – без чаю нельзя было отпустить гостя. Привычка каждый день пить крепкий чай в больших количествах привела к стойкой зависимости от этого напитка. Сегодня старшее поколение казахов не может обойтись без чая. Некоторые женщины, не выпив чая, не могут приступить к домашним делам.

Ни одно угощение не обходится без чая

Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», — писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, если посмотреть, когда казахи пьют чай, то строго установленных правил для этого нет: его пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая. Чаепития в повседневной жизни устраивают часто, например, при обычных визитах соседей или близких знакомых, чтобы душевно поговорить с друзьями, просто посидеть своей семьей. Чаепитие может выступать как отдельный прием пищи, например, завтрак. Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.

Вот основные обрядовые чаепития. Так, женские трапезы при совершении обрядов детского цикла, таких как шилдекана (сбор молодежи в вечер рождения ребенка), бесикке салу (положение в колыбель), кыркынан шыгару (сорокодневье), тусау кесу (перерезание пут) всегда начинаются с чая, после чего гостей угощают мясом. Непременно угощают чаем друзей жениха и невесты после ее умыкания, пока весть об этом идет до ее родителей. Чай подают на поминках после бешбармака или отварного мяса, готовят во время обряда моления дождю (тасаттык, жанбыр бер), после похорон.

2013_09_17_10_004В зависимости от ситуации чаепитие может быть долгим или быстрым. Например, приехавших сватов сразу же угощают чаем и сидят с ними долго, разговаривают. Однако о цели приезда в это время говорить не принято, главные разговоры откладывают на время после окончания трапезы. Лишь тогда можно поинтересоваться: «Есть ли у вас какие-нибудь просьбы или поручения ко мне?».

Быстрые чаепития устраивались в тех случаях, когда в дом должно было придти много людей, но не одновременно, – поздравить или выразить соболезнования. Одно такое чаепитие мы наблюдали в 2006 г. в с. Жана-Аул Кош-Агачского района. Хозяйка устроила его по поводу рождения внука: в этот день к ней должны были заходить соседи, знакомые и все, кто узнает эту новость. Дастархан должен был быть накрыт весь день. Приходившие выпивали чай с молоком, угощались предложенными сладостями, поздравляли хозяйку и уходили. Так же в этих местах отмечают и «советские» праздники (8 Марта, 1 Мая и др.) – никого специально не зовут, но если кто придет, то праздничный дастархан с чаем всегда ждет гостей. Быстрый чай делают городские казахи после похорон.

Сундучок для плиточного и байхового

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. Раньше это был в основном плиточный чай, который покупали у русских и татарских купцов. Плиточный или кирпичный чай казахи пили вплоть до 1950-1960-х годов. Со второй половины прошлого столетия употребляют чай байховый – рассыпчатый. Слово «байховый», известное с 60-х годов XIX века, происходит от китайского «байхэ» – лилия (бай хэ ча – первоначально у китайцев означало «чай из стебля и лепестков некоторых употреблявшихся в пищу лилий»). Но широкое распространение это слово получило уже в послевоенном СССР. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления его в молоко: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Распространение чая привнесло в быт казахов определенную утварь. Традиционно казахи хранили деревянную посуду в специальных войлочных сумках – аяк кап, вытянутых в длину и закругленных книзу. В них же стали хранить и перевозить и фарфоровые кесе, широкие туркестанского типа чашечки-пиалы. В наши дни практически в каждом доме есть деревянные ложки – ими наливают молоко в кесе.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты.

С молоком, солью и талканом

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда. На способы заваривания чая у казахов оказали влияние традиции чаепития тех народов, у которых казахи заимствовали чай. Северные казахи, в том числе букеевские, к которым чай пришел от татар и русских, по-видимому, поначалу пили черный чай без молока. Казахи, соседящие с калмыками, пили так называемый «калмыцкий чай» — с молоком, маслом и солью. Казахи Алтая и до недавнего времени добавляли в чай, помимо молока, сливки, сметану, талкан, сало, соль или сахар. Казахи юго-западных районов Казахстана, как и туркмены северо-западной Туркмении, особым образом, заправляя его горячим жирным верблюжьим молоком. Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, пресное кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. В Западном Казахстане во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям значит выказать им свое уважение.

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.

Сегодня самый распространенный способ заваривать чай следующий. (Мы пили такой чай в Поволжье, в Горном Алтае и в разных районах Казахстана.) В заварном чайнике делают крепкую свежую, обязательно горячую заварку, для чего этот чайничек держат на маленькой электрической плитке. Рядом с хозяйкой также находится какая-нибудь посудина с кипяченым молоком и кипящий самовар. Сначала в пиалку (кесе) наливают молоко (обычно его разливают деревянной ложкой, и тогда это одна полная ложка), затем через ситечко чай из заварного чайника, а потом добавляют кипяток из самовара. Соотношение заварки и кипятка устанавливается «по ощущению», поэтому каждый раз чай имеет несколько иной вкус.

2013_09_17_10_005Традиционно с чаем употребляли зерновые кушанья – тары и талкан. Это не случайно. Продукты земледелия относительно поздно вошли в казахское меню, и поэтому до сих пор сохранились архаичные формы их использования. Первым зерном, ставшим известным казахам и занявшим затем основное место в их кухне как национальный злак, было просо. Тары – пшено, которое дома готовят из особым образом прожаренного проса. Мелко дробленое тары называется талкан (его делают также из ячменя и пшеницы). Тары добавляют в пиалу с горячим чаем. Талкан можно есть со сметаной, которую тоже в пиалах ставят на дастархан, или добавлять в чай. Часто талкан со сметаной, дают маленьким детям – и питательно, и жевать не надо. Сейчас эти продукты по-прежнему активно употребляют казахи Кош-Агачского района Алтая. А вот в Поволжье, крупных российских городах такие добавки к чаю стали лакомством, гостинцем, привезенным из Южного Казахстана.

Во многих районах, населенных казахами, к чаю непременно подают молочные продукты: балкаймак – сливки, томленые на огне, сушеный сыр курт, сыкпа и иримшик из пресного молока. Из иримшика делают коспа – истолченный сыр смешивают с просяной, ячменной или пшеничной мукой, заливают маслом, добавляют сахар.

Сейчас к чаю непременно подают сладости: сахар, конфеты, варенье, печенье, пряники. В Поволжье часто на чайный стол ставят множество мелких салатников с салатом из капусты или огурцов, заправленных сметаной или майонезом. Из традиционных кушаний и сегодня почти всегда на дастархан выкладывают баурсаки, которые в наши дни делают не только из пресного, но и дрожжевого теста.

Чай «с уважением»

Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии». По традиции, у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Однако в разных районах Казахстана количество чая «с уважением» разное. Так, молодая казашка, приехав из Алма-Атинской области в Кзыл-Ординскую, очень удивилась, когда ей налили чая почти на донышке – у них в ауле было принято наливать гораздо больше. Ей объяснили, что если наливать много, то это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость скорее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.

Сегодня чаепитие происходит следующим образом. Собравшиеся сидят за дастарханом – расстеленной скатертью, низким столиком или даже высоким столом. В более торжественных случаях гостей рассаживают, как и прежде, «по почету»: самых уважаемых в тор (почетное «верхнее» место), дальше от входа. Тот, кто разливает чай, обычно женщина, сидит ближе к выходу. Перед ней – самовар и все, что нужно для чая. Тут же стоит поднос с пиалами. Она разливает чай с молоком и передает пиалу каждому, начиная при этом с самых почетных гостей. Выпив чай, гость передает пиалу обратно, и ему наливают новую порцию.

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу. Разливать чай – это искусство, и нужно это делать мастерски, чтобы открыть все качества и оттенки чая. Китайский поэт сунской эпохи (960–1127) Ли Чжилай как-то заметил, что «в мире три потери достойны сожаления: плохое воспитание прекрасных юношей, опошление прекрасных картин из-за всеобщего вульгарного почитания и порча прекрасного чая неумелым обхождением с ним». Фигура того, кто разливает чай, очень важна для казахов. В прошлом на больших торжествах и особенно многолюдных празднествах или поминках этим занимались молодые мужчины.

Сегодня у казахов этим мастерством владеют женщины, обычно именно они разливают чай, и к ним предъявляют особые требования. Надо хорошо заварить чай, правильно разлить его, подать гостям в том порядке, какого требует традиция, а потом еще не перепутать, где чья пиала, когда гости начнут подавать пустые чашки. Надо следить, чтобы всегда был кипяток, и заварка не кончалась, а посуда не должна греметь. Женщина, разливающая чай, должна правильно сидеть, не поворачиваться к гостям спиной. Можно сказать, что во всей чайной церемонии фигура женщины, разливающей чай, приобрела для казахов особое эстетическое значение. Как свидетельствуют казахстанские этнографы, женщина, разливающая чай, должна быть расторопной и внимательной. Поскольку она оказывается в центре внимания, она должна выглядеть опрятной, движения ее должны быть плавными. Гости наблюдают за ней. От ее умения наливать и подавать чай во многом зависит атмосфера застолья, уровень приема гостей». В наши дни умение разливать чай сохраняют немногие, и поэтому в торжественных случаях приглашают разливать чай специальную женщину, которая славится в селе этим своим умением. Естественно, что одной женщине на больших приемах не справиться со всей церемонией. У нее много незаметных помощников. Кто-то на кухне следит, чтобы все время кипела вода, кто-то доливает воду в самовар, кто-то носит чайники с заваркой.

В обслуживании торжественных трапез принимает участие вся женская половина семейства – дочери, невестки; им в помощь приглашают родственниц и соседок. После окончания торжества этих женщин собирают на отдельное чаепитие и одаривают (отрезами, платками или деньгами), специально выделяя ту, которая разливала чай.

В ежедневных семейных чаепитиях, чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает невестка (келин). Если при выборе невесты для сына наблюдали за ее походкой (походка должна была быть спокойной), за умением управляться с утварью (не гремит ли посудой, ставя поднос с кесе), то когда она становилась молодой женой, ее оценивали по тому, как она разливает чай. Раньше, да иногда и теперь в сельской местности, через несколько дней после свадьбы в дом, где живут молодые, приходят старухи и пожилые женщины на угощение оценить новую келин. И не последнюю роль в этой оценке будет играть ее умение разливать чай. В наши дни в некоторых местах за первым чаем невестку поощряют – каждый, кому она налила чай, кладет небольшую сумму денег, а поскольку выпивают не одну кесе чая, то в конце чаепития слагается довольно-таки приличная сумма. Так делают, например, казахи в Западном Казахстане и российские казахи Оренбуржья.

Сейчас, по мнению старшего поколения, невестки не умеют правильно разливать чай, поэтому им никогда не поручают это делать на больших застольях. А если пожилые и старые мужчины хотят выразить свое поощрение какой-либо невестке, то говорят, что она хорошо чай разливает.

О серьезных делах за чаем не говорят

Из-за того, что чай появился в бытовой культуре казахов сравнительно поздно, его употреблению не придавалось никакого магического значения, как, например, традиционным блюдам из мяса (курдючное сало с печенью скрепляло сватовство, большая берцовая кость символизировала усыновление, грудинка – жениховство). Не входил чай и в традиционные формулы благопожелания и проклятия, как молоко или масло. Если с чаем и связаны какие-то обряды, то у каждой семьи свои, подчеркивающие любовь к этому напитку и его особую ценностью для казахов.

Отсутствие жесткого ритуала при чаепитии позволило чаю занять в казахской бытовой культуре собственное, только ему присущее, место. Чаепитие для казахов – это возможность «хорошо посидеть», душевно поговорить. Если мясная трапеза сопряжена с обязательным соблюдением обряда и вызывает поэтому некоторое напряжение у гостей и хозяев, то за чаем можно расслабиться, чай предполагает, в первую очередь, неформальное общение.

Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!». Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Может быть, поэтому, по наблюдениям наших собеседников, чаепития особенно любят женщины, мужчины меньше сидят за чаем. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда. Мы не раз в экспедициях испытывали это на себе. Так, Алмаш Ишматова из Оренбургской области встретила нас словами: «Сейчас чай, потом записывать будем. Край никуда не денется, край останется краем».

Казахи не одиноки в мире в своей любви к чаю. Пожалуй, сегодня не найти народа, которому бы не был знаком этот напиток. И везде складываются свои способы заваривания чая и ритуалов чаепития.

Елена Ларина, Ольга Наумова, «Этносфера», 18.02.2008 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.