Китайская чайная посуда из фарфора

Согласно древним летописям, китайский фарфор появился еще при династии Шан и Чжоу более 3000 тысяч лет назад. Начало массового производства фарфора в Китае относится примерно к VI-VII веку. Белая, пористая керамика — фаянс быстро сменилась белоснежным плотным по фактуре фарфором. Рецепт изготовления фарфора являлся государственным секретом, разглашение которого каралось смертью. Фарфоровую массу делали из порошка «фарфорового камня» и каолина, придававшего изделию белизну, а затем обжигали в печах в глиняных огнеупорных горшках. Готовые изделия покрывались глазурью. Мастера в разных городах и уездах столетиями делали фарфоровую чайную посуду посуду, отличающуюся друг от друга техникой производства, цветами глазури и мотивами росписи.

Разновидности китайского фарфора

Фарфор цинцы (селадон)
«Его синева подобна нефриту, чистота – зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина»
2013_07_29_09_001
Производство чайной посуды из сине-зеленого фарфора Цинцы появилось при династии Инь (1401-1122гг. до н.э.) и достигла полного расцвета в эпоху Сун (960-1279гг). Лучшим фарфором считается «Лун Цюань цинцы» который производится в уезде Лун Цюань, провинции Чжэцзян. В Европе такую посуду называют «селадон», по имени пастуха Селадона из романа Оноре д’Юрфе «Астрея», который носил светло-зеленую одежду.

При изготовлении чайной посуды цинцы используется высококачественная фарфоровая глина и особая глазурь с добавлением оксид железа. Из-за наличия мелких частиц металла в составе глины, посуда при высокотемпературном обжиге 1300°С приобретает сине-зеленый оттенок. По цвету глазури исходные изделия бывают от светло-зеленого или бледно-голубого («Цвет озерной воды»), темно-зеленого или серо-голубого («Цвет грозового неба») до зеленоватого оттенков («Цвет зеленой сливы»). При обжигании используется определенная техника перепада температур, в результате которой на посуде появляются естественные трещинки, которые считаются украшением селадона. Наибольшую популярность имеют пиалы из селадона, гайвани и чайники селадон изящество которых заключается в замысловатых линиях, рисунках и красоте оттенков глазури. В конце 16 века чайная посуда цинцы впервые попала в Европу. Европейские аристократы тратили огромные капиталы на приобретение этого фарфора. Португальские купцы писали «изделия из селадона – самые прекрасные из всего, что создали люди, они прекраснее хрусталя, серебра и даже золота»

Цзындечжэньский фарфор
Начиная с 1004 года, центром производства фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Первоначально город назывался Цинпинь, затем упоминается как Чаннаньчжэнь и свое нынешнее название Цзындечжэнь «Город Цзындэ» получил в 11 веке при императоре Цзындэ (1004 – 1007гг. династия Сун). За тысячелетия Цзындечжэнь стал родиной множества видов фарфора и его оформления.

Самыми известными являются 4 вида цзындечжэньского фарфора:

  • 1. Фарфор с бело-синим орнаментом. Разноцветная роспись
  • 2. Фарфор с монохромной цветной глазурью
  • 3. Прозрачный фарфор «ботайцы»
  • 4. Фарфор «розового семейства» (кит. fen cai)

Фарфор с бело-синим орнаментом
Впервые бело-синяя фарфоровая чайная посуда появились во времена северной династии Сун (960 – 1127 гг.) и достигла пика развития при императоре династии Цин Канси. Подглазурный орнамент наносился окисью кобальта, цвет которого под воздействием высокой температуры слабел до ярко-синего оттенка. Такие изделия как: чайники, чайные пиалы с синей росписью, бело-синие гайвани, чайные сервизы и прочая посуда, как правило, расписывались вручную.

Тонкий, полупрозрачный, украшенный узорами цзындечжэньский бело-синий фарфор в Китае называли «вечно-юным голубым цветком». Изделия с такой росписью занимали первое место по объему производства в Китае и являлись предметом коллекционирования аристократов в Европе и Азии.
2013_07_29_09_002

Контрастная и разноцветная роспись.
В середине 16 века распространенным методом росписи фарфоровой посуды стала техника Доу Цай (кит. Dou cai «Соперничающие краски») — сочетание подглазурного кобальта с контрастными эмалевыми красками. Еще одной разновидностью являлась разноцветная роспись китайской чайной посуды (кит. fa lang cai). Контрастные пиалы, чайные пары, гайвани с разноцветной росписью, чайники до сих пор являются любимым украшением китайской чайной церемонии.
2013_07_29_09_003

Монохромная глазурь
Пиалы с монохромной цветной глазурью содержавшие в качестве красящего пигмента медь, железо или золото также были необычайно популярны. Большой известностью пользовалась посуда покрытая «пламенеющей глазурью» и глазурью «цвета бычьей крови». Другими оттенками цветной глазури, применявшимися для производства цзындечжэнского фарфора, были желтый, зеленый, черный и розовый.
2013_07_29_09_004

Прозрачный фарфор «Ботайцы»
Ботайцы — тончайший, исключительно хрупкий белый фарфор. Подобный стиль обработки фарфора возник в правление императора Чжу Чжаньцзи в начале 15 века. Отличительной особенностью фарфора «ботайцы» является просветный узор, состоящий из отверстий, выполненных в сырой массе фарфора. Готовое изделие покрывалось несколькими слоями глазури и затем обжигалось. Собираясь в отверстиях, глазурь создавала эффект стекла. Часто отверстия оставались незаполненными, иногда узоры просматривались лишь на просвет. Из-за сложности производства, в подобном стиле преимущественно изготавливались маленькие предметы чайной посуды: чайные пиалы ботайцы (кит. Ча Бэй), ча хэ, сосуды для хранения чая, стаканы для кистей.
2013_07_29_09_005

Розовое семейство
Розовое семейство (кит. fen cai) — фарфор с преобладающими красками розового цвета впервые появился в правление императора Юнчжэня (1723 – 1735 гг., династия Цин). Технология получения при обжиге розовой краски из мельчайших кристаллов олова и золота пришла в Китай с Запада. В это время китайцам пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с европейскими мануфактурами, разгадавшими секрет фарфора. При росписи фарфора «розового семейства» часто принимались стилизованные под Китай изделия европейских мануфактур.
2013_07_29_09_006
Золотым веком китайского фарфора считается период правления династии Сун (960-1279 гг.). Императоры всячески способствовали не только культивированию новых сортов чая, но и развитию производства керамической и фарфоровой чайной посуды.
В эпоху династии Сун выделялись следующие основные стили изготовления фарфоровой чайной посуды:

Китайский фарфор Ру Яо «Ru Yao»
«Голубой как небо, нежный как джем, красив как крылья цикады, блестящий как звезды и гладкий как глазурь»

Китайский фарфор, покрытый пепельно-серыми, нежно-голубыми и бирюзовыми оттенками глазури носит название Ру Яо (кит. Ru Yao). Название «Ru» закрепилось за подобным стилем глазурования по названию города Ружоу (кит. Ruzhou), где находилось его основное производство при династии Северная Сун (в настоящее время это уезд Линру, провинция Хэнань).
2013_07_29_09_007
Чайная фарфоровая посуда Ру изготавливался исключительно для императоров династии Сун. Расцвет производства длился достаточно короткий период с 1086 до 1106 гг. Император Хуйджонг лично осматривал коллекции мастеров и интересовался особенностями техники глазурования посуды. Фарфоровые изделия Ру отличаются особой мягкостью цветов, изящностью и симметричностью. Покрытие посуды либо гладкое, либо испещрено необычными линиями из трещин. В стиле Ру в основном изготавливалась мелкая чайная посуда и утварь: небольшие чайники, чайные чаши (Ча бэй), гайвани, ситечки с подставкой (Ча Люй), сосуды для розлива чая (Ча Хай) и горелки.

Производство фарфора Ру остановилась при монгольском вторжении Джин в Китай в 13 веке. Многим мастерам пришлось бежать на юг страны. При недостатке исходных материалов, а также из-за климатических условий других районов страны, им так и не удалось возродить производство изделий, схожих по качеству с фарфором из Руджоу.

Китайский фарфор «Jun Yao»
Китайская посуда, покрытая глазурью из оттенков красного, розового, фиолетового, зеленого и других цветов получила свое название от города Юнтай (кит. Juntai — в настоящее время Yuzhou, провинция Хэнань). Здесь в период правления династии Сун, находилось ее основное производство.
2013_07_29_09_008
Особенностью фарфора «Jun» является покрытие густой глазурью, в составе которой находится небольшая концентрация оксида меди. В зависимости от перепадов температуры, которая контролируется мастерами в процессе обжига, фарфоровые изделия (чайные пиалы Юн Яо) приобретают фиолетовые, пурпурные, розовые, бирюзовые, бежевые, зеленые и многие другие оттенки. Разновидностью фарфора «Jun» является добавления оксида меди в состав глазури в качестве красящего вещества, которое в процессе обжига приобретает насыщенный медно-красный цвет. Эта техника считается одной из самых сложных, так как даже небольшое отклонение в составе необходимых компонентов может привести к нежелательному оттенку красного. Другой отличительной чертой фарфоровой посуды являются линии, которые сравнивают со «следами земляных червяков, ползающих в илистой почве». При понижении и повышении температуры в процессе обжига глазурь трескается, создавая невероятные узоры. В Китае говорят, что двух одинаковых фарфоровых изделий «Jun» не бывает. Из-за насыщенных красок, чайная посуда в стиле «Jun» не украшается дополнительной росписью.

Гравированная фарфоровая чайная посуда (кит. Ding Yao)
«Ding Yao» — Чайная посуда из тонкого фарфора с использованием гравировки, предшествующей обжиганию. Благодаря особому способу глазирования, имеет блеск, сравнивающийся в Китае «с влажностью росы». Фарфоровую посуду, покрытую зеленой, черной и коричневой глазурью начали делать еще при династии Тан (618-907гг.). Во времена правления династии Сун (960-1276 гг.) основным цветом подобной посуды стал белый. Район Quyang, провинции Хебей, где в основном, производился белый фарфор, назывался Дин Жоу (Dingzhou), отсюда и появилось название «Ding».
2013_07_29_09_009
Дизайн «Ding Yao» основан на простых, но в то же время изящных формах, без цветных декораций. Для гравирования мастера использовали бамбуковые пластинки или ножи. Популярными мотивами, гравирующимися на фарфоровой посуде, были изображения морских волн, плавающих рыб, животных, играющих детей и цветов (особенно пионов и лотоса). На некоторой посуде в качестве украшения использовалась золотая или серебряная кайма.
Гравированный белоснежный фарфор долгое время поставлялся к дворцу императоров династии Сун. Однако позже подношения были прекращены. Тусклые матовые оттенки фарфоровой посуды с выгравированными рисунками посчитались неестественными и не соответствующими духу утонченной красоты династии Сун.

Фарфоровая посуда «Ge Yao»
Фарфоровая посуда «Ge» изначально изготавливалась двумя братьями Джан Шен (кит. Zhang Sheng) в уезде Лун Цюань, провинции Чжэцзян в эпоху династии Южная Сун. Название «Ge» в переводе с китайского «старший брат» исторически закрепились за изделиями. Подобная техника глазурования является одной из разновидностей Лун Цюанского селадона (цинцы). Но в отличие от традиционного зеленого цвета селадона, чайная посуда Ge имеет бледно-голубые, белые и желтоватые оттенки, сравнивающиеся с «поджаренным рисом».
2013_07_29_09_010
Чайная посуда в стиле «Ge» испещрена мелкими желтовато-коричневыми и крупными черными линиями или трещинами. В Китае такой рисунок называют «Золотые иглы, железные нити». Подобные цвета линий получались из-за наличия в составе глазури глины.

Закатом развития искусства китайского фарфора стало Тайпинское восстание в середине XIX в. во время которого были разрушены все императорские фарфоровые заводы. Долгие годы после их восстановления, не удавалось достигнуть былого качества фарфора и росписи. В настоящие дни китайские мастера проделали огромную работу по восстановлению утраченных рецептов глазурования и способов обжига. Современная высококачественная фарфоровая посуда свидетельствуют о продолжении лучших традиций прошлого.

Источник: http://chabei.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.