Весенний переполох в г. Аньси, Китай
Если вы увлечены чаем, то наверняка знаете, что Аньси — это город на юго-востоке Китая. Город этот известен тем, что является родиной чая Тегуанинь, столь любимого среди китайцев и широко известного за пределами Поднебесной. И если Тегуанинь — и ваш любимый чай, то, думаю, эта статья будет вам особенно интересна.
Чай Тегуанинь собирается четыре раза в год. Четыре раза в год жизнь города Аньси круто меняется. Из небольшого (по китайским меркам) и очень провинциального городка Аньси превращается в эпицентр чайного бума. Весенний урожай чая Тегуанинь считается самым ценным. Именно весной Аньси буквально штурмуют армии покупателей, которые приезжают сюда со всего Китая. С 25 апреля по 15 мая деловая активность тут в буквальном смысле бурлит.
Весь чай, который потом будет выставлен на полки самых элитных чайных страны, весь чай, который потом будет оценен в пять, десять и даже пятнадцать тысяч юаней за 0.5 кг, весь чай, который пойдет на экспорт в Японию, Америку, Европу и Россию, первоначально продан и куплен именно тут – в Аньси. Это потом его многократно переберут и просеят, это потом его расфасуют в красивую и аккуратную вакуумную упаковку. Но свой путь по планете Тегуанинь начинает именно с чайного рынка города Аньси. Тут он переходит из натруженных и мозолистых рук крестьян в мягкие и ухоженные руки чайных бизнесменов.
Я едва дождался майских праздников. И вот, когда срок пришел, я до отказа зарядил аккумуляторы для фотоаппарата и камеры, вставил чистые «флешки», собрал рюкзак и отправился в Аньси.
Мне здорово повезло, что я живу в г. Сямэне. Это всего в двух часах езды до Аньси. Автобусы ходят сюда каждые полчаса. Небольшие, но вполне комфортабельные, они быстро везут пассажиров по скоростной дороге, а потом опасно поднимаются по узким горным серпантинам. И если сидеть у окна справа, то впечатления будут самые острые!
Попадая в Анси, попадаешь в иную реальность. В чайную реальность. Вся жизнь этого провинциального города вращается вокруг чая Тегуанинь. Чай – это ось, смысл и суть не только города Аньси, но и сотен деревень, расположенных в уезде. А центром этой чайной религии является рынок. Именно сюда, как в воронку, свозится все, что было выращено на окрестных плантациях, занимающих тысячи и тысячи гектаров!
В этом городе (как и во многих других провинциальных китайских городах) есть одна небольшая, но очень важная особенность – по-английски тут не говорит никто. То есть, вообще никто. Тут, даже теоретически, невозможно встретить китайца на улице, который ответил бы вам на ваш вопрос по-английски. Поэтому, прежде чем ехать в Аньси, нужно выучить китайский. В противном случае, понять смысл, особенности и тонкости этого города будет практически невозможно.
Население Аньси – меньше миллиона человек. Аэропорта тут нет. Большинство приезжих начинают свой путь именно с автовокзала. Добраться от автовокзала до чайного рынка очень просто. Нужно взмахнуть рукой, и уже через секунду к вам подрулит мотоциклист. Обычных такси в городе практически нет. Тут они не актуальны. Поэтому не надо смущаться. Садитесь на заднее сиденье простенького китайского “Suzuki” и не анализируйте. Вам надо сказать одну единственную фразу «Ча Ду» (茶渡 – cha du) – чайный рынок. Мотоциклист знает, куда ехать. Стоит это ровно пять юаней. Не больше и не меньше. Дорога займет минут 15.
А в пути у вас будет возможность взглянуть на быт китайской провинции без туристической косметики. Нет, тут нет никакой жести, но очень колоритно! И, пожалуйста, будьте готовы к тому, что вы окажетесь в центре всеобщего внимания. Европейцев тут не бывает. Вообще.
Я приехал на чайный рынок Аньси в первых числах мая. В это время в этих краях не только разгар чайного сезона, но и разгар весеннего сезона дождей. Город буквально утопает в облаках и сырости. Порой облака спускаются так низко, что задевают верхушки домов.
Чайный рынок работает с восьми утра до шести вечера. Семь дней в неделю, без перерывов и выходных. На главной торговой площади рынка установлены простенькие металлические прилавки. За ними сидят сотни крестьян, выставившие столитровые мешки с чаем напоказ. В этих мешках находится свежий, только что собранный и обработанный «маоча» (毛茶) — чай с веточками. Тут продается в основном «маоча». Окончательная переборка и отделение чайного листа от веточек – это работа специально обученных людей, но не крестьян. У крестьян просто не хватит времени заниматься этим. Им важно продать то, что они вырастили. Чтобы вновь и вновь ухаживать за новыми урожаями.
Сюда, на эту рыночную площадь, приезжают покупатели со всего Китая. Те, кто знает толк в чае Тегуанинь. Те, кто живет этим и разбирается. Те, кто продает чай оптом и в розницу в городах, расположенных за сотни и тысячи километров от провинции Фуцзянь. На этом рынке нет частных покупателей. Никто тут не покупает чай по одному, два или три килограмма для собственных нужд. Тут опт. Мелкий ли, средний ли, крупный ли, но опт. Единица измерения – столитровый мешок.
Продавцы чая сидят за прилавками ровными рядами, нахваливая свой товар. Покупатели циркулируют от одного мешка к другому, выбирая тот самый и единственный нужный им цвет и запах. На этом этапе чай выбирается именно по цвету и запаху. И, конечно же, по цене. Покупатели готовы часами ходить от одного продавца к другому. Вновь и вновь нюхать и оценивать качество чая.
Выглядит это так: покупатель запускает руку в открытую горловину чайного мешка, зачерпывает добрую пригоршню «маоча» и погружает в нее свое лицо. Так он может простоять несколько секунд с закрытыми глазами. Потом он внимательно оценивает цвет чая. Он присматривается к скрученным сухим листьям, перебирает их в ладони, пересыпает с одной руки на другую. Затем резко выносит свой вердикт и назначает цену. Продавец с ценой, как правило, не согласен. И тут начинается самое интересное – торговля. Китайцы торгуются громко и ожесточенно. Они эмоционально размахивают руками и кричат в полный голос. Неподготовленному человеку может показаться, что между крестьянином и покупателем завязался жесткий спор, и вот-вот дело дойдет до драки. Но на самом деле это не так. Такой агрессивный формат торговли – это необходимая часть процесса покупки чая на рынке. Чем больше эмоций было потрачено при выборе чая, тем он, в конечном итоге, окажется вкуснее и ароматнее.
Именно по этой причине на чайном рынке Аньси стоит невероятный гам. Крики, эмоции, взмахи руками, обиды, уговоры, но все это по-китайски позитивно. И если я что-то хочу сказать китайцам или спросить их о чем-либо, мне тоже приходится напрягать голосовые связки и в буквальном смысле кричать. А им — кричать в ответ, чтобы я мог услышать. А мне снова кричать и переспрашивать. И вот, незаметно для себя, я оказываюсь втянутым в этот шумный чайный круговорот.
Вернемся все же к процессу покупки. После того как продавец и покупатель пришли к некоторому ценовому компромиссу, они понемногу успокаиваются. Но ни один оптовый закупщик чая на этом рынке не отдаст деньги продавцу до тех пор, пока лично не попробует чай на вкус. Для этого тут организован специальный «дегустационный стол». Выглядит он более чем просто. Стол, ряд термосов с кипятком и чайная посуда. Покупатель платит один юань и за это получает термос и фарфоровый набор для дегустации. Он сам заливает чай кипятком, ополаскивает его и заваривает. Он пробует первую, вторую и третью заварку. Этого достаточно для того, чтобы в точности определить качество. Все это происходит в непосредственном присутствии продавца-фермера. Зачастую фермеры также дегустируют свой собственный чай и нахваливают его потенциальному покупателю. («Это лучший чай!», «Ты ни у кого больше такой не купишь!», «А какой запах!», «Посмотри, какой удивительный цвет!», «Мои плантации находятся выше, чем все остальные, в самых труднодоступных местах!»)… Но покупатели профессиональны. И поэтому беспристрастны. Они молча дегустируют чай, и если возникают хоть малейшие сомнения, то торговля повторяется еще раз, но уже значительно более ожесточенно и эмоционально. Так и стоят с чайными пиалами и термосами в руках покупатели и продавцы. Разбившись на пары вокруг этого самого «дегустационного стола», они стоят и кричат – сбивают цену. А от этого чай в их мешках делается все лучше и лучше. Заряжается энергией.
Почему это так важно? И почему процесс выбора весеннего чая в Аньси такой хлопотный и ажиотажный? Ответ прост. Весь чай Тегуанинь выращивается тут. Именно тут. Весь. В мире больше нет мест по производству этого чая. А между тем, Тегуанинь – это самый распространенный и любимый у китайцев чай. И в то же время — самый дорогой. Его стоимость часто зашкаливает за разумные пределы. Чтобы потом чай можно было выгодно продать, оптовые закупщики приезжают сюда, как на охоту. Они именно охотятся за чаем! За лучшим. И за самым свежим. Ведь Тегуанинь ценен, пока он свеж. А свеж он лишь три месяца. Потому что потом, через три месяца, будет новый сезон сбора. И появится более свежий чай. А этот потеряет свою ценность. И его будет практически невозможно сбыть в Китае. Такой чай пойдет дальше, на экспорт. В «белые» страны.
Но я опять отвлекаюсь, давайте все же вернемся к нашим фермерам и покупателям. Итак, после того как чай выбран по цвету и аромату, после того как его заварили и испили, убедившись в его качестве, после того как достигнут компромисс по цене, наступает момент оплаты. Покупатель достает плотную пачку красных стоюаневых купюр и гордо отсчитывает продавцу нужную сумму. Продавец, получив деньги, внимательно их пересчитывает дважды и проверяет на свет. И это не недоверие. Скорее, это уважение к деньгам. Сделка совершена, но покупатель не прикасается к мешку. Он разворачивается и движется в сторону выхода, к своей машине. Фермер же подхватывает мешок и семенит за ним. Он донесет свой мешок до автомобиля и аккуратно загрузит его в багажник или в кузов, если это грузовик. (Чай отгружается тут на условиях FOB – логисты поймут мою шутку).
Ежедневно из Аньси уезжают сотни и сотни автомобилей. Больших и маленьких. Все они плотно загружены чаем. Далее чай будет перебран и расфасован. Продан и куплен еще несколько раз. Выставлен на полки чайных магазинов по всему Китаю. Часть его (очень незначительная часть) уйдет на экспорт. Но большая часть останется в стране. А потом сотни миллионов людей — китайцы, тайваньцы, американцы, европейцы, англичане и русские — будут пить этот уникальный чай. Наслаждаться вкусом и ароматом.
Но именно отсюда Тегуанинь начинает свое путешествие по стране и по миру.
Аньси. Весна 2010 г.
Источник: http://realchinatea.ru