Китай. Жизнь Чайной
В мире изобразительного искусства достаточно много произведений, затрагивающих чайную тему. Одни из них знамениты, другие известны меньше. Это портреты и сцены, герои которых запечатлены во время чаепития, натюрморты с богатыми, и не очень, предметами чайной посуды или просто отдельные блюдца, ложечки и тому подобное. Все их объединяет одно: чай в них — не главное, а лишь элемент антуража, являющийся иногда важной, но все-таки деталью. Китайский художник Чэнь Аньцзянь попытался раскрыть чай по-своему. Он написал серию картин, сделав это так, что даже самый скептически настроенный зритель, едва взглянув, начинает улыбаться и грустить вместе с изображенными на них людьми — завсегдатаями обычной сычуаньской чайной.
Картины Чэня Аньцзяня являются образцом реализма. Они точны и строги, вместе с тем — радостны и жизнеутверждающи. Они правдивы в том, кем является человек в его замечательных и не самых лучших проявлениях. Автор не раздувается от пафоса и не опускается до снисходительной иронии, насмешки, тем не менее, пытаясь честно показать то, что, наверное, можно было бы назвать национальным характером, но ни в коем случае — не показухой.
Подкупает позиция, в которой, не выпячивая безусловное мастерство, он демонстрирует, что жизнь ни плохая, ни хорошая, а такая, какая она есть, многообразная и превратная, и что он видел в ней много реального, но и много абсурда.
Чэнь Аньцзянь — «тихий» художник, не глашатай, громогласно провозглашающий о «высоком и широком». У него другие культурные ценности. Главное — передать эмоции, иногда столь неуловимые, как аромат самого нежного чая: взлеты и падения, смену времен и безвременье.
Катятся волны жизни. Люди стремятся к лучшему. Многие преуспевают и наоборот. Бедные становятся богатыми, богатые — банкротами. Успехи сменяются неудачами, деловитость — меланхолией. Для некоторых всё грустно и пусто. Так изо дня в день. Годы. В прошлом, настоящем и будущем. Нужно почувствовать тепло, пройти сквозь ветер и дождь, чтобы видеть вещи только так: спокойно и неторопливо.
Картины редко дарят опыт. В этих — он есть. В отличие от многих других, работы Чэня Анцзяня полны удерживающихся в памяти деталей. Бессознательно запоминается легкая завеса из смеси поднимающегося от чая пара и дыма курящегося табака. Неповторимый интерьер заведения. Люди, их расслабленность до оцепенения и одновременно проскальзывающие искры стресса. Светочувствительный контроль. Очень реалистично, временами — с печалью, иногда — ярко, с юмором. Взгляды. Кажется — можно окликнуть, поговорить. Янтарный напиток в чашках. Хочется сделать глоток.
Чэнь Аньцзянь (陈安健). Родился в 1959-ом году. В 1982-ом закончил Сычуаньскую Академию изящных искусств, профессором которой ныне является и в которой преподает. Его «Чайная коллекция» неоднократно принимала и принимает участие в многочисленных выставках, как в Китае, так и за его пределами.
Источник: http://puer-house.livejournal.com