Один человек, вся жизнь, один вид чая

Предисловие от переводчика. Родиной красных чаев является высокогорье Уишаня, сейчас там заповедник с центром в деревне Тунму. Зачастую весь этот регион называют застава Тунму или Тунмугуань. Среди многочисленных хуторов, относящихся к Тунмугуани, выделяется Масу — место скопления наиболее старых чайных деревьев Уишаня. Чуть позже я выложу свой перевод текста Ту Шуня про это место, а пока предлагаю вам очерк о самом замечательном чае, который делают в Масу.

Цзюнь, коренной житель Тунмугуани, уже двадцать лет делает только один вид чая. Работая личным чайным технологом в моей компании, он совмещает это дело с должностью старшего егеря. Ещё он подрабатывает рыболовом, а в свободное от упомянутых работ время трудится поваром. Производство чая — это профессия, остальное — всего лишь увлечения. Профессия обязательно требует присутствия профессионального духа, тогда как для увлечения надо только чтобы оно не влияло на работу и быт. Но брат Цзюнь представляет тот редкий тип человека, который любое дело, за которое берётся, и основное ремесло, и хобби — делает равно хорошо. Поэтому такой тип мужчин способен легко вызвать у других людей чувство защищённости и безопасности.

В названии чая Цун Соу «соу» означает старика, а «цун» — дерево, то есть тут подразумеваются деревья с относительно большим возрастом. В горах деревья называют старыми (лаоцун), только если их возраст достигает как минимум 60 лет. Чтобы назваться Цун Соу, растение должно прожить на этой земле куда дольше. За каждый год своей жизни чайное дерево и сохнет, и снова расцветает. Когда оно стареет, у чая с такого дерева вкус получается особенным. Помимо мягкого и приятного вкуса, которым обладают обычные настоящие горные красные чаи, ещё есть плотность, чистота и гладкость, которыми эти самые обычные чаи не обладают, зато эти качества присущи чаям со старых деревьев, которые сами по себе уже почти что завяли. Диалектика жизни.

Поэтому говорят: не всякий красный чай зовётся Чжэншань Сяочжуном, не всякий Чжэншань Сяочжун можно назвать Масу Лаоцуном, и не каждый Масу Лаоцун является Цун Соу. Помимо науки у чая имеется ещё свой мир, и природа располагает своим оценочным нормативом, относящимся к этому миру.

Некоторые спрашивают, как понять вкус куста у Цун Соу? Почти наверняка это вкус дерева, прошедшего через годы сменяющих друг друга расцветов и увяданий, внешне уже почти мёртвого, но с мощной энергией-ци внутри, вкус, которым не могут обладать молодые кусты (очень не просто перевести с китайского фразу 枯槁沧桑味 — прим.перев.). Когда внимательно дегустируешь чай Цун Соу, ты будто сидишь напротив самого пожилого члена твоей семьи и ведёшь с ним тихую и размеренную беседу о всяких пустяках. Твой визави за всю свою долгую жизнь натерпелся невзгод по самое не-могу, и теперь его беспокоят лишь лёгкий ветерок и мелкий дождик.

Я потратил два года на создание упаковки для этого чая, несколько раз меняя её эскиз, и, наконец, понял, что упаковка хорошего чая не может быть если не чёрной, то непременно белой. Тут как в реальной жизни: в чёрном всегда присутствует какая-то доля белого, или наоборот (это хорошо иллюстрируется принципом тайцзи, или балансом инь-ян — прим.перев.). Затем сложное оформление не может истолковать вкус Цун Соу, тут нужна только простота. Надеюсь, что именно такая доведённая до простоты обёртка сможет подчеркнуть достоинство Куста-старика и сможет максимально соответствовать двадцатилетним стараниям Цзюня, спокойного снаружи и кипящего внутри. Прямо как чай, который он создаёт.



Автор: Ту Шунь, опубликовано в его блоге в сети Вэйсинь 28.12.2016, перевод: Сергей Кошеверов.

Сергей Кошеверов
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov/


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.