О китайском чаепитии

Одно из главных отличий чаепития в (условно) «китайской» манере, то есть «проливами», состоит в том, что это и приготовление чая, и питьё его одновременно. Тогда как в «европейской» традиции, при длительном настаивании чая эти процессы частично или полностью отделены друг от друга, и когда чай пьют, его уже не делают.

А неспешное, внимательное приготовление чая дарит множество впечатлений и приносит массу удовольствия – пожалуй, не меньше, чем питьё. Особенно когда имеешь дело с хорошей чайной утварью. Вкус и аромат чая дополняются другими модальностями: тяжесть и текстура глины, уютное тепло чайника, мягкость чайного полотенца, невесомость и прозрачность тонкого фарфора, многоцветные наплывы глазури, блики и отблески, испаряющиеся с боков горячего чайника капли воды, огонь свечи, клубящийся пар, звук льющейся воды и звук крышки чайника при соприкосновении её с горлом – всё это создаёт многокомпонентную движущуюся картину, завораживающую, отвлекающую от суеты ума и возвращающую к реальности.

Конечно, бОльшая часть этих впечатлений приходится на долю ведущего, он погружён в их центр и сам является их источником. Но и гостям достаётся немало: им нет нужды сосредотачиваться на каждом движении, спокойно, чуть со стороны глядя на действо, они могут охватить картину целиком и впитать больше. Мне редко удаётся побыть на позиции гостя, и при переходе на неё вспыхивает тень сожаления, как будто игра для меня закончилась, и я сажусь на скамейку запасных – и каждый раз я поражаюсь тому, что, оказывается, с другой стороны чабани самая-то игра и есть.

Эстетика чайного действа и чайной утвари, пышная или лаконичная, яркая или скромная, работает в одной команде со вкусом и ароматом чая. Чаепитие начинается задолго до первого глотка чая: уже беря в руки чайник, расставляя чашки на чабани, можно почувствовать, как меняется состояние, даже на чисто физиологическом уровне. Можно заметить, как замедляется сердцебиение и дыхание; уверен, инструментальные методы открыли бы больше. И если часть этих реакций представляет собой просто условный рефлекс на начало знакомого приятного занятия, что с того? Главное, что это работает. Единственно, стоит понимать, что не всё во впечатлениях от чаепития связано с чаем как таковым, и не ждать чудес от чая в любых ситуациях и любой обстановке.

Да и функциональность хорошей посуды и искусного обращения с чаем не стоит сбрасывать со счетов. Бывает, встретишь в сети фотоотчёт об открытом чаепитии, довольные лица, всё хорошо, даже чайные пары стоят, вроде бы надо радоваться продвижению чайной культуры. Но при этом видишь, что пары эти – паршивые и совершенно не способны передать запах чая, а наоборот, глушат и портят его. И для пользы дела лучше было бы взять просто не очень широкую чашку из хорошего фарфора. А так – что останется в памяти гостей этого мероприятия? Уж точно не красота и богатство аромата улунов. А просто хитрые манипуляции с изысканной, как им думается, посудой.

Ещё чаще можно видеть дисгармоничные с чисто эстетической точки зрения сочетания, когда для нежного, тонкого чая берётся тяжёлая, крупная грубоватая посуда, или наоборот. И когда задумываешься, почему так, становится понятно, что человек думал о внешнем антураже, а не о чае, выбирал посуду, которая выигрышно смотрится на фото.

Года три назад у нас дистанционно продавалось больше посуды, чем чая, что всегда нас удивляло, потому что мы делаем упор не на посуду, вся посуда у нас – это качественные, но простые рабочие вещи. И каждый раз люди из небольших (а порой и больших) городов говорили нам, что, мол, какой-никакой чай в городе можно найти, а вот с посудой совсем беда (то есть, так им казалось. По факту, кое-какая посуда в магазинах их города всё же была, а вот качество чая там – мама дорогая…). Сейчас такого нет, и я не думаю, что в регионах стало лучше с чайными принадлежностями; скорее, сформировалось понимание, что можно обойтись и минимумом утвари, а вот чай даже с одним и тем же названием может быть ой каким разным, и не стоит довольствоваться «каким-никаким».

Но и сейчас многие «пляшут» от посуды, а не от чая. Очень часто начинающие, собирая «стартовый набор», первым делом хватаются за чабань, а то и за набор инструментов. Хотя на первых порах при ограниченном бюджете стоило бы сэкономить на чабани и купить лучше приличный чайник, а инструменты, говоря откровенно – вещь наименее необходимая, если вас интересует чай, а не шоу. Но, похоже, использование (а может, и просто наличие на столе) инструментов поднимает в их глазах статус чаепития до Настоящей Церемонии, и для них это важно. Однако чабань+инструменты+единственная дешёвая гайвань для всего подряд – это как игровая комната с эргономичными креслами, авторским дизайном стен – и с пентиумом начала двухтысячных. По-моему, лучше рубиться на полу, но на современной мощной машине!

А ещё не очень часто, но регулярно встречаются люди, которые пытаются по максимуму сэкономить на чае, но пить его непременно «по-церемониальному». «А чай за 1000 руб/100г можно пить за чабанью? А за 800? А за 500?» Да можно, кто ж вам запретит. Можно и «Липтон» пить за чабанью. Только смысл? Зачем эти сёдла на коровах? Хорошо, когда обращение с чаем адекватно свойствам самого чая – не столько его цене и «крутизне», в чём бы она для вас ни заключалась, а функциональности, тому, на что он способен, тому, для чего он предназначен.

Бывает жаль, когда чай, вкусом и ароматом которого стоило бы насладиться, постепенно, слой за слоем их раскрывая, наблюдая за их изменениями или за изменениями собственного внутреннего ландшафта, заваривают пять минут, выпивают за пять минут и пожимают плечами – мол, ничего особенного. Был такой забавный паблик – «Неинтересные пересказы», в котором сюжет фильма описывался одной предельно буквальной фразой. «Сталкер» Тарковского: «Трое мужиков идут по е#еням, один из них нервничает». И кухонный подход к приличному чаю – это такие «неинтересные пересказы».

Но есть и чай, полностью раскрывающий свой потенциал при однократном, максимум двух- или трёхкратном долгом настаивании, так он даже вкуснее получается. И такой чай не обязательно плох, слаб, ущербен — просто такова его функциональность. И стоить он может не так уж и мало, для кого-то это, исходя из цены, «элитный» чай. Но растягивать его на час, на десяток проливов – значит превращать чайную культуру в фарс, в какой-то постмодернизм, который пытается притвориться классикой. Для спектакля специально шьют костюмы, строят декорации, продумывают освещение, всё это вносит свой вклад в театральное действо и помогает правильно его воспринять. А теперь представьте, что всё это – костюмы, декорации, свет, грим, музыкальное сопровождение и так далее – затевается ради того лишь, чтобы… рассказать анекдот. И при этом делают вид, что так и надо, и что в анекдоте, помещённом в эту среду, появляется глубокий философский смысл.

Вот примерно такое у меня ощущение, когда на чабань ставят чай, которому самое место в большой кружке.

17 июня 2017 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.