Керамика Рюкю

Ятимун (окинав.: 焼物) — общее название керамических изделий, производимых на островах архипелага Рюкю. В переводе с окинавского языка означает «керамика». Традиции ятимун зародились задолго до аннексии Японией, во времена существования независимого королевства Рюкю. Изделия подразделяются на неглазурованные (яп. 荒焼 араяки, окинав. ара-яти) и глазурованные пепельной глазурью (яп. 上焼 дзё:яки, окинав. дзё-яти). Большинство изделий составляют дзё-яти с характерными окинавскими изображениями и узорами, меньшую часть составляет керамика без глазурования ара-яти.

Цубоя Тобиканна пиала ручной росписи 1990х годов, ~ 170 мл.
Точное время начала производства керамики на Рюкю неизвестно, наиболее ранняя низкотемпературная керамика на архипелаге появилась в доисторические времена. На развитие керамических изделий на Окинаве повлияло появление в XIV веке деревни Кумэмура, в которой проживали китайские специалисты в областях науки и искусства. Проживающие рядом местные жители начали перенимать различные аспекты китайской культуры, в том числе и элементы декоративно-прикладного искусства. Однозначно установлено, что рюкюские гончары производили высокотемпературную керамику в начале XVI века: крупные кувшины и горшки для складирования сыпучих и жидких веществ, а также пиалы.

Значимым событием для развития гончарного производства стало начало производства напитка авамори, метод дистиляции которого и сырьё (тайский рис) привезли из Сиама. Потребление и реализация этого алкогольного напитка за пределами королевства Рюкю привели к импорту бутылок, приспособленных к длительному хранению напитка. Зависимость от емкостей, покупаемых извне, послужила толчком для местных ремесленников производить ёмкости для авамори различного типа.

После вторжения на Окинаву японского княжества Сацума в 1609 году, на работу предприятий были наложены законодательные ограничения. Эта ситуация привела к усилению позиций местных мастеров, которые производили бытовые предметы. Начался период инноваций для керамики: даймё Сацумы в 1616 году послал на Окинаву трёх корейских гончаров, чтобы научить местных мастеров производить глазурованный тип керамики. Эти трое гончаров, которых звали Иккан, Итироку и Санкан, поселились в гончарной мастерской «Вакута», работавшей с XIII века. После объединения трёх гончарных мастерских Вакута, Тибана и Такарагути в 1682 году под покровительством правительства королевства Рюкю, район Цубоя в столице Нахе стал центром производства рюкюской керамики. Керамические изделия, произведённые в гончарных мастерских этого района называют цубоя-яки (яп. 壺屋焼). Мастер цубоя-яки Хирата Тэнсю высочайшим велением был отправлен на учёбу в Китай, а по возвращении оттуда в 1682 году заложил печи цубоя в Нахе. Керамика цубоя-яки в основном глазурованная, большинство предметов используется в быту.

Во время Второй мировой войны производство обычной керамики прекратилось в пользу изоляторов для электрических проводов. Кроме того, со стороны японской армии поступил приказ производить керамические миски для солдат императорской армии. В конце войны, после опустошившей южную часть острова битвы за Окинаву, район Цубоя стал первой частью города Наха, который встал на ноги и начал производить предметы для повседневного использования. После войны внимание к окинавской керамике обратили активисты движения Мингэй, целью которого было возрождение народных искусств и ремёсел.

Окинавские гончары получили подспорье в виде выставок искусств и ремёсел. В 1970-х годах был опубликован запрет на использование традиционных печей в районе Цубоя из-за загрязнения ими окружающей среды. Производство перенесли в сёла Йомитан и Огими, где традиции ятимун продолжились. В районе Цубоя продолжают производить керамику, там работают множество магазинов с местной продукцией, действует Музей керамики Цубоя (яп. 壺屋焼物博物館).

Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.