Селекция сортов чайных деревьев Уишаня. Глава 2. Методы селекции

В ходе селекции чайных деревьев в чайных районах У И древние люди руководствовались высоким качеством как обязательной предпосылкой. Они отбирали и культивировали отдельные деревца и разным деревьям давали особые названия, формируя в У И своеобразную технику селекции чайных деревьев.

(1) Отбор отдельных деревьев, системная культивация.
Из популяций уишаньских цайча (武夷菜茶) путём многократного отбора отдельных деревьев, которые по отдельности собирались, обрабатывались, а потом сравнивались в качестве, создавались новые сорта. Их названия появлялись на основе различия качественных специфик, формы, места произрастания и прочих факторов.

Долина на вершине Небесного Путешествия всегда была отличной площадкой для селекции минцунов.

Из моря этих сортов были выделены особенно качественные, которые получили общее название минцуны (名丛), а уже среди обычных минцунов были выделены Да Хун Пао и другие 4 особенно знаменитые сорта. Разного рода минцуны по отдельности разводятся, в процессе размножения из популяции непрерывно отбираются лучшие образцы. Так формируются сами по себе различные типы минцунов, используемых для производства чая.

Эта техника селекции во множестве сохранилась в записях разного времени. Например, в сунском «Реестре податных чаёв Северного Сада» (《北苑贡茶录》, «Бэйюань Гунча Лу») имеются такие строки: «Ещё есть некий сорт чая, в изобилии произрастает на скалах, листва у него особенно пышная, он [воплощает собою] самые высокие принципы [чая], есть высочайшее повеление производить его под именем Ши Жу (Каменное Молоко)». У цинского Лу Тинцаня в тексте «Читая Чайный Канон» находим такой отрывок: «В У И на пятом повороте [реки 9 поворотов] на территории Академии Чжу Си есть одно чайное деревце. Лист его обладает клоповым запахом, который при просушке становится ещё более очевидным, поэтому его именуют Чоу Е Сян Ча (臭叶香茶, Чай с ароматом вонючих листьев). Также там имеются несколько стволов старых деревьев, собственноручно посаженных самим Чжу Си, их называют Сун Шу (宋树, Сунское дерево)».

Великий мыслитель 12-го века Чжу Си был не только основателем течения неоконфуцианства, но и терпеливым и внимательным чаеводом

У Лю Цзина в «Собрании скрижалей, сделанных в свободное время» («法刻余闲集», «Факэ Юйсянь Цзи») читаем: «[В У И] на пятом повороте [реки] есть даосский монастырь, называемый Храмом Небесного Путешествия. Прямо перед монастырём растёт старое чайное дерево, его корни переплелись вокруг камней. Каждый год деревцо даёт потомство в десяток с лишним стволов, их листья мясистые но редкие, с каждого деревца за сезон можно добыть всего пару-тройку лянов листа. Чай этот называют Чаем Пещерного Гостя (洞宾茶, Дунбинь Ча, намёк на имя легендарного бессмертного Люй Дунбиня — прим.перев.)». В книге «Записи о путешествии на юг дядюшки Цзяна» говорится о знаменитом чае Дахунпао: «Самый лучший продукт [чая с таким названием] делают из листа, собираемого на скале Тяньсинь, и в год нельзя сделать его и полкило, а на горе Тянь Ю ежегодный урожай такого чая не сильно больше: десяток с лишним лянов (то есть чуть больше полкило — прим.перев.)». Уже упоминавшийся автор цинской эпохи Го Боцан в своих «Записях о продукции, производимой в Фуцзяни» («闽产录异», «Минь Чань Лу И») описывает два знаменитых минцуна той эпохи, Те Лохань и Чжуй Лютяо: «В цинские времена в горах всё ещё [растут] эти два сорта чая, оставшиеся со времён сунской династии, каждого имеется только по одному дереву, в год чая с них собирают весьма мало, поэтому оба дерева являются бесценным сокровищем».

Урочище Гнездо 9 драконов. Легендарное место, называемое Да Хун Пао.

В 1943-м году Линь Фуцюань описывал чай Дахунпао из урочища Цзюлункэ (Гнездо 9 драконов) следующим образом: «Настоящих деревьев два ствола… воистину один из видов уишных цайча, только потолще обычных. Внешне напоминает мелколистный Шуйсянь, молодые побеги имеют пурпурные оттенки». Также имеются и другие описания ДХП, например, «лист крупный словно ладонь» или «походит на персиковый лист, тыльная сторона густо покрыта ворсинками, молодая почка имеет пурпурный цвет» и т.д. В различных описаниях отразилось то, как разделялись из поколения в поколение виды Дахунпао при семенном размножении, а также то, как проявлялись морфологические признаки в разных местах культивации этого сорта. Бай Цзи Гуань, Те Лохань и другие минцуны так же имеют аналогичные расхождения в описаниях, находимых в различных источниках. Поэтому у многих минцунов из-за расхождения в потомстве при селекции различали оригиналы и копии. Среди 280 названий, приведённых в 1943-м году Линь Фуцюанем, имеется 49, у которых разделяются оригиналы и копии. Посредством непрерывного повторения цикла селекция-разделение уишаньские чаеводы добились того, что различные выводимые минцуны из поколения в поколение становились всё более совершенными.

(2) Специфика превосходного качества как обязательная предпосылка для селекции.
Способом оценки качества являлись традиционные для данной местности соревнования доуча. У танского Фэн Чжи в тексте «Жемчуг, носимый для сохранения памяти» («Цзишичжу», или «记事珠») читаем: «Жители Фуцзяни называют термином доуча состязания в качестве заваривания чая». Ко времени династии Сун доуча уже в значительной степени получили широкое распространение. В Уишане каждый год после того, как был сделан свежий чай, чаеводы сразу же на так называемых

Скульптурная композиция в чайном парке, иллюстрирующая состязания доуча.

«Цзинтай» (竞台, то есть Площадках для соревнований) устраивали мероприятия по оценке свежего чая, определяя, насколько эти чаи хорошие или плохие. Каждый участник по очереди хвастался своим продуктом, а самый лучший становился победителем. В доуча принимали участие не только чаеводы и монахи, так сказать, пришедшие с полей для участия в конкурсе, но и представители местного чиновничества, а также хорошо образованные и высококультурные люди и т. д. Чиновники старались ради расположения своих правителей, выдвигая всё самое новое и оригинальное, проводя различные законы о доуча и отбирая лучшие чаи для подношения вышестоящим. У сунского Фань Чжунъяня в его «Песне о том, как с Чжан Минем занимаюсь доуча» (《和章岷从事斗茶歌》, «Хэ Чжан Минь Цунши Доуча Гэ») приведено подробное описание обстановки и великолепия на доуча в цзяньчжоусском Уишане. Сунский поэт Су Ши в своём «Воспевании чая» («咏茶», «ЮнЧа») пишет такие строки: «Вы разве не видите, как по берегам речек в У И зёрнышками рассыпаны почки. Сначала Дин, потом Цай отбирали их в свои корзинки, боролись за свежекупленное, выражая свою благосклонность, и каждый год на соревнованиях по отбору добивались поступления этого чая в казённые закрома». Доуча в Уишане продолэжаются и по сей день, их история насчитывает уже больше тысячи лет. И эти конкурсы не только демонстрируют высокий уровень техники мастеров, изготавливающих чай, на доуча также соревнуются всевозможные сорта чая, и посредством оценок, выносимых этим сортам из года в год, отбираются и определяются самые лучшие минцуны.

Продолжение следует….

Сергей Кошеверов
8 февраля 2017 г.
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.