История чайного Уишаня. Глава 9. Период с момента образования КНР

Часть 1. Династия Хань
Часть 2. Династия Тан
Часть 3. Династия Сун
Часть 4. Династия Юань
Часть 5. Династия Мин
Часть 6. Династия Цин и улуны (1)
Часть 6. Династия Цин и улуны (2)
Часть 6. Династия Цин и улуны (3)
Часть 6. Династия Цин и улуны (4)
Часть 6. Династия Цин и улуны (5)
Часть 6. Династия Цин и улуны (6)
Часть 7. Династия Цин и красные (чёрные) чаи
Часть 8. Период Республики (1911-1949)
Часть 9. Период с момента образования КНР

Продолжаю публиковать переводы из «Чайного канона У И» «武夷茶经» под редакцией Сяо Тяньси (萧天喜), посвящённые чайной истории этого региона.

В новом Китае чайная индустрия Уи начала свой подъём, а после эпохи реформ утёсный чай стал опорной производящей отраслью в Уишане.
С момента образования КНР и до наших дней (а именно до 2006-го года) уишные чаи прошли этапы быстрого восстановления (1950-1959), медленного развития (1960-1978) и бурного подъёма (с 1979-го года).

На раннем этапе существования нового Китая чайные угодья управлялись частными хозяйствами, а позже им на смену пришли бригады трудовой взаимопомощи. В первые 9 лет КНР правительство поддерживало чайную отрасль кредитами, к тому же прибыль от чая была относительно высока, поэтому чаеводы достаточно активно занимались своим делом, и уишные утёсные чаи возрождались и развивались очень быстро. В 1958-м году валовый объём уишаньских чаёв достиг 150 тонн, что более чем в 20 раз превысило показатели 1948-го года. Главные районы чайного производства по-прежнему располагались на территории сёл Уи, Синцунь, а также на угодьях Чунъаньской чайной станции. В 1955-м году жителю деревни Тяньсинь Чжоу Юньфу из-за очевидных успехов в чайном производстве было присвоено звание «Отличник труда» по провинции Фуцзянь.

Заросли Шуйсяня

В это время на технологию обработки уишаньских чаёв стали обращать пристальное внимание в других районах производства улунов. В 1955-м году Хуан Жуйси, чайный мастер из утёсного района Шуйляньдун, вместе с Сэн Угао, буддийским монахом из храма Лэйши около утёса Матоу (мирское имя Шэн Цзыгун) отправились в южнофуцзяньский уезд Юнчунь по приглашению местных властей для распространения там уишаньских технологий обработки утёсного чая. (см. Янь Мэнжун «Мои воспоминания о работе с уишными чаями»).

Мой учитель Ту Шунь и его очаровательная супруга мадам Фу.

В 1970-х годах сельский чай управлялся коллективно, а единицами в этом управлении служили производственные бригады. Крестьянские же чайные станции вернулись в госуправление. Из-за продолжавшихся три года стихийных бедствий и неправильно выработанной линии реагирования чайное производство недополучало должного внимания. Чайные горы перестали управляться, кое-где чайные посадки перепахивались. В двадцатилетний период после 1958-го года ежегодный объём никогда не превышал 325 тонн, в сравнении с показателем 58-го года ежегодные объёмы увеличились всего лишь в два с небольшим раза. Средний ежегодный прирост составил всего 7,5 тонн, то есть рост объёмов произведённой чайной продукции был достаточно медленным. (Вышеприведённая статистика взята из книги 1994-го года «Обзор города Уишань. Чай», сс 289- 290).

На деревцах старше 20 лет начинает расти мох…

В ходе китайских реформ конца 70-х / начала 80-х гг на селе произошло закрепление производственной ответственности за отдельными дворовыми хозяйствами, что заметно подтолкнуло чаеводов к активизации их деятельности. Правительство укрепило свой управленческий механизм, поддерживая чайные производства. По отношению к экспорту и внутреннему сбыту чая власти усилили руководящую роль, давая широкие рекомендации и стимулируя быстрый подъём и развитие уишаньских чаёв, что вывело их на передовую среди китайских чаёв.

Лучшее время для наблюдения за цветением чайных кустов — ноябрь-декабрь.

Во-первых, расширилась территория произрастания. От первоначальных районов производства утёсных чаёв — Уи, Синцунь и Чайная станция (Чиши) — территория расширилась значительно. Синтянь, Утунь, Шанмэй, Уфу, Янчжуан, Лангу и другие окрестные места стали производить утёсные чаи. Теперь каждое село или посёлок в Уишане имеют заводские площади, в каждой деревне есть чайные дворы (в том числе и такие, люди с которых ездят на заработки в другие места). Общая площадь чайных угодий на территории, подчинённой городу Уишань, близка 100000 му (почти 6700 гектаров). Общий ежегодный объём производимого чая составляет 4500 тонн, что в 14 раз превышает показатели 1978-го года. В Уишане насчитывают более 200 чайных фабрик разного калибра. В отрасли задействовано более 30000 человек, и эта цифра постоянно растёт, превращая чай в ведущую опорную индустрию региона.

Во-вторых, в Уишане окрепли бренды. За цинскую эпоху и период Республики утёсные чаи Уишаня и красный чай Чжэншань Сяочжун заработали себе высокую репутацию. Утёсные чаи Уи уже причислены чайным миром к числу самых знаменитых китайских чаёв. В июне 2002-го утёсные чаи Уишаня были зарегистрированы государством как «Продукт с охраняемой геолокацией». Государственное бюро по торговым маркам выдало сертификаты регистрации брендам 武夷山大红袍 (Уишань Дахунпао) и 正山小种红茶 (Красный чай Чжэншань Сяочжун).

Бренды появляются в результате обновлений и повышения качества. Заниматься научно-техническими инновациями по отношению к чаю в Уишане начали в начале 80-х годов. Был проведён эксперимент по вегетативному размножению чая Дахунпао, который в конечном счёте имел успех. В 1995-м году новый сорт прошёл экспертизу провинциального Комитета по науке и технике, признавшего официально, что новый чай сохраняет вкусовую специфику материнских кустов Дахунпао. Его посадки уже широко распространились, и он вошёл в число наиболее привлекательных чайных продуктов Уишаня.

Какой-то красный Сяочигань…

Знаменитый уишаньский сорт Жоугуй благодаря лёгкости размножения непрерывно увеличивает свои посадочные площади. Его качество отменно, на чайных конкурсах провинциального и государственного уровня Китайская Корица регулярно получает высшие награды. Местные отборные сорта получили защиту и развитие. Одновременно с этим в результате долгих опытов в Уишани были внедрены привезённые из других мест отличные сорта, которые тоже стали активно распространяться в регионе.

В технологии обработки сохранился колорит классики, к которому добавились передовые научно-технические методики. Это позволяет придерживаться специфики утёсных чаёв, а также повысить технологическую составляющую процесса, что ещё больше соответствует тенденциям развития интенсификации и коммерциализации. Вместе с тем согласованность брендов отвечает стратегии продвижения наиболее привлекательного бренда — Дахунпао.

Бишиянь Жоугуй

В-третьих, произошло расширение рынка. В цинскую эпоху и период Республики утёсные чаи экспортировались, главным образом, в страны ЮВА, а красные чаи — в Европу и Америку. В 1980-е годы уишаньские утёсные чаи тихой сапой проникли в Японию, завоевав глубокие симпатии у жителей Страны Восходящего Солнца и прославившись как продукт здоровья и красоты. Японская писательница Сано Нориё с 1985-го года начала регулярно каждый год посещать Уишань, исследуя местные чайные дела. У себя на родине, в Токио и Киото она открыла «Комнаты утёсного чая», продвигая уишаньские чаи. Японец Масаки Йошихиро четырежды вместе со своими чайными компаньонами принимал участие в проводимых в Уишане церемониях У-Во и других чайных мероприятиях, каждый раз с огромным удовольствием.

Посол чайной Японии в Уишане поэтесса Санно Нориё. «Благодаря ей» пять лет назад я познакомился со своим уишаньским учителем.

На внутреннем рынке за последние годы при поддержке правительства и активном участии бизнеса уишаньские чаи вышли за исторически сложившийся ареал их распространения (южная Фуцзянь, Гуандун, Гонконг, Тайвань). Уи яньча теперь можно встретить и в Пекине, и в Шанхае, и в провинциях Шаньдун и Шэньси, и даже совсем в новых для рынка утёсных чаёв провинциях Чжэцзян, Хунань, Хубэй, Гуйчжоу и других. В Пекине, Шаньдуне и других местах также образованы ассоциации по обороту, занимающиеся продвижением и реализацией уишаньских утёсных чаёв. На севере Китая в наше время имя Дахунпао уже стремительно распространилось, он стал общеизвестным чаем.

Наше чаепитие на утёсе Биши

В-четвёртых, развивается чайная культура. Накопленная в течение многих веков культура уишаньских чаёв пронзает все сферы чайной отрасли: выращивание чая, обработку, способы дегустации и питья, маркетинг и т.д. Она широка, глубока и занимает важное место в истории чайной культуры всего Китая. По мере того, как углублялись и расширялись реформы в Китае, уишная чайная культура вслед за утёсными чаями так же получила возможность для роста и развития. Начиная с 1990-го года, когда в Уишане прошёл первый фестиваль утёсных чаёв, было подготовлено и издано немало произведений, связанных с утёсными чаями (включая материалы на CD и DVD). Было выпущено множество статей про уишаньский чай. Были раскопаны, скомпилированы и срежиссированы такие действа как «Чайное искусство У И» и «Чайная церемония с буддийским чаем Уишаня». Особенно стоит сказать про шоу «Чайное искусство У И»: оно вышло на берега нижнего течения Янцзы, оказалось востребованным в Сингапуре, Малайе, на Филиппинах и других странах, а также на Тайване и в Гонконге. Развивается культурный обмен: уишаньцы многократно приезжают на Тайвань, в Гонконг, Японию, Корею, Малайзию и другие регионы ЮВА для обмена опытом чайной культуры.

Настоящий заповедный Уишань. Где-то между Бишиянь и Лянхуафэном

К 2006-му году в Уишане было проведено 7 фестивалей утёсного чая, 7 народных чайных состязаний Доуча, а также три международные чайно-буддийские церемонии «У-Во». В 2003-м китайское Министерство Культуры наградило Уишань статусом «Вотчина чайной культуры и чайного искусства». В 2006-м технология традиционной ручной обработки уишаньских утёсных чаёв (Дахунпао) была включена в государственный список объектов нематериального культурного наследия. Всё это постепенно повышает культурный статус уишаньских чаёв, обогащает содержание чайной культуры Уи и имеет крайне важное значение для развития всей культуры региона.

За последние годы муниципальные власти Уишаня уже включили местную чайную отрасль в число важнейших опорных индустрий региона, приняли целый ряд планов развития и мер для их реализации. Правительство и партийные органы решительно применяют свой богатый опыт в вопросах качества продукции и её брендирования и таким образом ещё дальше развивают чаепроизводящую отрасль и возрождают богатую чайную культуру Уишаня.

С видом на любимый Саньян, высочайшую вершину утёсного района

На этом я завершаю публикацию переводов по истории чайного Уишаня из “Чайного канона У И” под ред. Сяо Тяньси. Перехожу к публикации канонических материалов по сортам чая.

Сергей Кошеверов
2 января 2017 г.
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.