История чайного Уишаня. Часть 6. Династия Цин и улуны (4)

Часть 1. Династия Хань
Часть 2. Династия Тан
Часть 3. Династия Сун
Часть 4. Династия Юань
Часть 5. Династия Мин
Часть 6. Династия Цин и улуны (1)
Часть 6. Династия Цин и улуны (2)
Часть 6. Династия Цин и улуны (3)
Часть 6. Династия Цин и улуны (4)
Часть 6. Династия Цин и улуны (5)
Часть 6. Династия Цин и улуны (6)
Часть 7. Династия Цин и красные (чёрные) чаи
Часть 8. Период Республики (1911-1949)
Часть 9. Период с момента образования КНР

Продолжаю публиковать переводы из «Чайного канона У И» «武夷茶经» под редакцией Сяо Тяньси (萧天喜), посвящённые чайной истории этого региона.

Южнофуцзяньцы приняли активное участие в создании и разработке технологии производства улунов.
Когда погибла династия Мин, в Китай вторглись маньчжуры и установили новую династию Цин. На юге Фуцзяни некоторые чиновники, а также образованные и культурные люди не захотели признать себя подданными цинского трона, некоторым пришлось бежать в Уишань в роли буддийских монахов. Уишань давал приют многих монахам, в периоды Мин и Цин там был период расцвета буддийского учения, Уишань пользовался славой «восьми малых знаменитых буддийских гор для китайцев», и немало известных монахов приехали туда, привлечённые этим статусом. В начале периода цинского правления там побывали Ши Чаоцюань из Тунъани, чжанпусские монахи Янь Цао, Ши Чаовэй и сам святой отец Те Хуа, жители Лунси — Жу Цзи, Ши Чаохуан, Дао Хуань, Мин Чжи, из Цзиньцзяна прибыли Син Цзяо и Чжэнь Чи, из Цюаньчжоу — Цзин Цин, из Чжанчжоу — Син Тань. (см. созданное в период Республики 《Новое описание уезда Чунъань》, или 《民国崇安县志》, свиток 27). Все эти образованнейшие солдаты культуры стали по большей части предводителями общин в монастырях.

Старое здание чайной фабрики буддийского монастыря Юнлэ.

Как было сказано, «чай и монашеский буддизм имеют глубочайшие связи», и в Уишане это более чем очевидно. Поскольку в горах почти нету крестьянских наделов земли, а есть только чайные горы, монахи сделали чай общинной продукцией, с помощью чая зарабатывая себе на жизнь. Читая молитвы, и погружаясь в медитацию,монахи чаем разрешали трудности. Принимая в свободное время гостей, наслаждались чаем как источником возвышенных интересов. Постоянная практика их работы с чаем, производимым в горах, и сделала возможным появление на свет этой технологии частично окисленных улунских чаёв. Такого рода прекрасный товар постепенно проникал на юг Фуцзяни, добиваясь расположения местных элит и становясь объектом интересов людей коммерции. В лучшие времена среди уишаньских утёсов располагалось 95 чайных заводов. Даже к концу прошлого века там было более двадцати чаепроизводящих хуторов. В 1999-м году из-за включения Уишаня в список объектов мирового природного и культурного наследия властям пришлось полностью переселить этих людей за пределы утёсного района, но всё равно там осталась пара мест, в обычное время пустующих и оживающих лишь во время чайной страды. За пределами утёсного района выросли целые деревни, состоящие из чайных домов: Сямэй, Чиши, Синцунь — в каждой из них функционировало по несколько десятков чайных фирм.

Низовье реки 9 поворотов

Южные фуцзяньцы попадали в Уишань для производства чая и ещё одним путём. Так исторически сложилось, что уишаньским чаям, поставлявшимся в провинцию Шаньси, в Монголию и Россию, при движении на север необходимо было преодолеть уишаньский водораздел и оказаться в провинции Цзянси, уезде Яньшань посёлке Хэкоу (в те годы являвшимся важной пристанью водных перевозок в Цзяннани). Там товар перегружали на речные суда, которые речными путями попадали в озеро Поян, оттуда — на реку Янцзы, пересекали её и дальше шли на север. А другой маршрут начинался в Хэкоу и вёл на юг, в Гуанчжоу, ибо из-за неодкратно вводившегося цинскими властями запрета на морскую торговлю чай надо было по суше доставить в единственный порт экспорта — Гуанчжоу. От пристани в Хэкою чай плыл по реке Синьцзян, потом поворачивал на реку Гань и двигался уже на юг. Когда чайные коммерсанты в посёлке Хэкоу нанимали на работу подмастерьев, они заметили, что в тех краях встречается немало крестьян, говорящих на южнофуцзяньском наречии. И естественно при приёме на работу эти коммерсанты отдавали предпочтение землякам, говорившим с ними на одном языке, и так мало-помалу немало южных фуцзяньцев стало попадать в Уишань на работу на чайные фабрики. Некоторые из них стали переселяться туда всеми семьями, и по сей день подавляющее большинство крестьян-чаеводов, живущих в горах У И, генетически связаны с потомками южных фуцзяньцев. А все эти южнофуцзяньцы, живущие в провинции Цзянси в районе Яньшань, Шанжао, Гуанфэн, Юйшань — это потомки тех, кто в начале династии Цин моментально переселился сюда с родины после введения в Фуцзяни запрета на морскую торговлю. (подробнее см. Линь Цзыжуй, Лю Цзуби «Краткая история Фуцзяни», стр.186, «Описание уезда Яньшань» (1990), выпущенное в 1986-м году топонимическим офисом в Шанжао издание «Топонимы провинции Цзянси. Топонимы уезда Шанжао», а также «Родословную книгу рода Хуан» (деревня Шанпай, волости Чатин уезда Шанжао провинции Цзянси) и т.д.

Продолжение следует

Сергей Кошеверов
23 декабря 2016 г.
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.